выполнила:
Косыгина Инна Владимировна
Средняя образовательная школа имени Камала Макпалеева
Казахстан
г.Павлодар
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
с 1 по 11 класс
средней школы
«Цветной мир»
Автор программы:
педагог-психолог
Косыгина Инна Владимировна
г. Павлодар
2020г
Детство- это цветущий луг, залитый солнцем,
по которому бежишь без оглядки к далёкому
горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой
был любящий, опытный поводырь.
Пояснительная записка
Вопросы развития детей, неразрывно связаны со стратегией национального развития и является неотъемлемой частью государственной политики РК.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшний день школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.
Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т. д....
В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах дети ведут и чувствуют себя по-разному. У некоторых детей сложности адаптации, чрезмерные учебные нагрузки, непонимание со стороны одноклассников, способствуют пробуждению скрытых ресурсов, самосовершенствованию и успешной самоактуализации. А у других те же проблемы приводят к ухудшению их физического состояния действуют угнетающе.
Поэтому так важно, чтобы у детей, испытывающих трудности, была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для учащихся помогает находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся средней образовательной школы предусматривает следующие направления:
- диагностическое ( в начале и в конце года) все параллели с 1 по 11 класс
- коррекционно-развивающее (с декабря по апрель)
После проведённой диагностики в начале года выявляется «группа риска», которую условно делим на 5 групп:
1.Дети с проблемами в общении, поведении и обучении
2.Дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети
3.Дети, имеющие высокий уровень агрессии
4.Дети, склонные к противоправным действиям
5.Одарённые дети
Для каждой группы разработаны коррекционно-развивающие мероприятия:
- Возраст участников программы от 7 до 17 лет (группы разновозрастные)
- Основной курс рассчитан на 4 занятия; длительность одного занятия от 40 до 45 минут
- Занятия могут проводиться 1 раз в неделю
- Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения (задания) происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры, которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы.
Формы и методы:
Выбирая формы и методы для коррекционно-развивающей работы с учащимися необходимо тщательно подбирать. Основными и наиболее ресурсными методами при коррекции, учитывая то что в группах разновозрастные учащиеся, являются арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игры. Страхи, обиды, стрессы тормозят развитие детской психики, поэтому первая задача психолога- выявление психотравмирующего фактора и работа с ним, наиболее эффективными методами при коррекции являются арт-терапия, рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ребенок как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии позволяет каждому ученику творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой. Пластилин, соленое тесто, краски, карандаши , близкие до боли многим детям, прекрасно позволяют создать точный образ и отреагировать в социально приемлемой форме психотравмирующую ситуацию.
Групповая арт-терапия:
- позволяет развивать навыки общения;
- связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Предполагаемые результаты:
- Закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования
- Осмысление представления «Я»- концепции, выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими
- Выработка позитивных жизненных целей и мотивация к их достижению
Содержание программы направлено на реализацию цели:
- Развитие способности учащихся вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основные задачи:
1)Пробуждать у детей интерес к самому себе, своему внутреннему миру; формировать положительную эмоциональную Я- концепцию.
2)Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия , формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, активизации личностных ресурсов.
3) Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Программа строится на главных педагогических принципах:
- принцип активности: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия- игры, упражнения;
- принцип возрастного и индивидуального подхода: предполагает выбор содержания, тематики, приемов работы в соответствии с опытом и возрастом детей;
- принцип гуманизации: предполагает умение взрослому встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в нем полноправного партнера
- принцип креативности: направленному на развитие творческого потенциала воспитанника, инициировать и поощрять детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- Принцип «здесь и теперь» : члены группы фокусируют своё внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
- Принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психологических травм участников.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
с 1 по 11 класс средней школы.
Тематический план практических занятий с детьми, группы №1(дети, имеющие проблемы в общении, поведение).
Содержание программы:
Цель- содействие установлению контакта между детьми, помощь детям в осознании своих положительных черт характера.
Основные задачи:
- Создавать в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
- Побуждать каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;
- Формировать значимые групповые нормы взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.
Организация занятий:
Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек. Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью1 раз в неделю.
Возраст участников: от 7 до 17 лет
Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:
1) на занятиях безопасно;
2) меня принимают, тепло ко мне относятся;
3) мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.
Безопасность предполагает исключение угрозы быть низко оцененным, высмеянным, попасть в ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю, для меня здесь есть место». Забота о желаниях и чувствах проявляется во внимании к проявлениям эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи способов дать ребенку почувствовать себя принятым. Нужно лишь найти в своей душе способность радоваться тому простому факту, что ребенок здесь со мной, с другими детьми.
Структура занятия:( этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)
- Ритуал приветствия
- Настрой на творчество («разогрев»)
3.Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
4.Индивидуальное изобразительное творчество( разработка темы)
5.Этап вербализации( активизация вербальной и невербальной коммуникации)
6.Коллективная работа
7.Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств) Мои чувства |
1 |
2. |
Я и общество |
1 |
3. |
Я работаю в группе |
1 |
4. |
Коллективный фотоколлаж |
1 |
Тематический план практических занятий с детьми, группы №2 (дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети).
Содержание программы:
Цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Основные задачи.
- Дать понятие эмоций.
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Способствовать творческой самореализации.
- Обогащать репертуар социальных навыков.
- Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.
- Учить доверять себе и другим людям.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1 раз в неделю. Длительность занятия от 40 до 45 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.
ВОЗРАСТ: от 7 до 17 лет
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части
— невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения - изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
— вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы вербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии)
Арт-терапия -- это метод лечения посредством художественного творчества Арт-терапия -- один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов . Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психологии.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно -- чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.
Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчества.
Суть консультативного процесса в арт-терапии сводится к тому, что психолог создают для ребенка безопасную среду, каковой могут являться кабинет , и обеспечивают его различными изобразительными материалами - красками, нитками, стеклами, кистями и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Воспитанники могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии психолога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Психолог побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.
1.Ритуал приветствия
2.Техника монотипия, рисование нитью, выдувание из трубочки.
3.Анализ и коррекция( страхи прорисовываем, сжигаем, мнем, рвем, отдаем, по выбору детей)
4.При необходимости возможен повтор.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств) Основные базовые эмоции. Какой они имеют цветовой спектр? |
1 |
2. |
Размываем обиду красками. Выговариваем печаль |
1 |
3. |
Я не трус, но я боюсь |
1 |
4. |
Как взаимодействовать с миром, чтобы достичь желаемого. Радость. Что заставляет моё сердце петь? |
1 |
Тематический план практических занятий с детьми, группы №3 (дети, имеющие высокий уровень агрессии).
Содержание программы:
Цель- развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Основные задачи:
1.Формировать навыки оптимального поведения в критических ситуациях, умение конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции у воспитанников
Организация занятий:
Возраст участников : с 7 по 17 лет
Структура занятия:( этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)
- Ритуал приветствия
- Настрой на творчество («разогрев»)
3.Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
4.Индивидуальное изобразительное творчество( разработка темы)
5.Этап вербализации( активизация вербальной и невербальной коммуникации)
6.Коллективная работа
7.Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств) Знакомство со слугами-чувствами |
1 |
2. |
Знакомство со сказочной страной и её королем |
1 |
3. |
Размываем обиду красками |
1 |
4. |
В поисках любви. |
1 |
Тематический план практических занятий с детьми, группы №4 (дети, склонные к противоправным действиям).
Содержание программы:
Цель- формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению
Основные задачи:
1.Развивать социальные навыки;
2.Оказывать взаимную поддержку членам группы и позволяет решать общие проблемы;
3.Позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
4.Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
5.Развивает навыки принятия решений.
Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ученик переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Организация занятий:
Возраст участников : с 7 по 17 лет
Структура занятия:( этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)
- Ритуал приветствия
- Настрой на творчество («разогрев»)
3.Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
4.Индивидуальное изобразительное творчество( разработка темы)
5.Этап вербализации( активизация вербальной и невербальной коммуникации)
6.Коллективная работа
7.Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств). Составление ментальной карты |
1 |
2. |
Образ и пластика настроений. Мандала. |
1 |
3. |
Линия жизни. Прошлое, настоящее, будущее |
1 |
4. |
Изготовление масок и работа с ними |
1 |
Тематический план практических занятий с детьми, группы №5(одарённые дети).
Содержание программы:
Цель- Создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей
Основные задачи:
- Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.
- Формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;
- Развитие интереса к исследовательской деятельности;
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой и научно-исследовательской деятельности.
Организация занятий:
Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек. Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью1 раз в неделю.
Возраст участников: от 7 до 17 лет
Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:
1) на занятиях безопасно;
2) меня принимают, тепло ко мне относятся;
3) мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.
Безопасность предполагает исключение угрозы быть низко оцененным, высмеянным, попасть в ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю, для меня здесь есть место». Забота о желаниях и чувствах проявляется во внимании к проявлениям эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи способов дать ребенку почувствовать себя принятым. Нужно лишь найти в своей душе способность радоваться тому простому факту, что ребенок здесь со мной, с другими детьми.
Структура занятия:( этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)
- Ритуал приветствия
- Настрой на творчество («разогрев»)
3.Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
4.Индивидуальное изобразительное творчество( разработка темы)
5.Этап вербализации( активизация вербальной и невербальной коммуникации)
6.Коллективная работа
7.Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств) Мои чувства |
1 |
2. |
Я-это мои цели. Мой герб. |
1 |
3. |
Мой внутренний мир. Мои мечты |
1 |
4. |
Мы всё делаем вместе |
1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Валиев С.«Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике»: Весь; Санкт-Петербург; 2013
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии) Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов Санкт-Петербург 1998
Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
Копытин А. И.. Практикум по арт-терапии / Под ред.— СПб.: Питер, 2001
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
Перейти к публикациям для педагогов