ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Тихонова Ольга Ивановна

ГБОУ Школа №718

Г.Москва

Методическая разработка

Конспект открытого интегрированного занятия. Формирование процессов контроля и программирования деятельности, навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками.

Интеграция с областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Название занятия: «Карта звездного неба»

Автор: Тихонова Ольга Ивановна

Педагог-психолог

комплексной службы психолого-педагогического и социального сопровождения

ГБОУ Школа №718

Аннотация

Уважаемые коллеги, все мы в своей практике встречаемся с детьми, которые сразу обращает на себя внимание, а именно своим поведением.

Такие дети, неусидчивы, легко отвлекаем. Часто на групповых занятиях отвлекают других детей. Они с трудом могут следить за ходом занятия. Нуждается в пристальном контроле со стороны взрослого. Поведение таких детей можно охарактеризовать как импульсивное, нецеленаправленное, зависимое от влияния внешней среды и внешних стимулов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встречается довольно часто. Следует отметить, что это комплексная проблема и требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и педагогов-психологов.

Одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанниками находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие познавательной деятельности, формирование высших психических функций. Ребенку необходим запас знаний об окружающем мире, его законах, социальных и культурных нормах и правилах поведения. Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить, что гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Хотелось бы поделиться с конспектом занятия, которое направленно на повышение уровня контроля и программирования деятельности у детей. В разработке представлен конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста.  Предусматривается подгрупповая форма проведения занятия. Работа по данному конспекту позволяет осуществлять   психологическую коррекцию составляющих гиперреактивности: произвольного внимания, коммуникативных навыков, развитие личностных качеств ребенка.                    В методической разработке описывается процесс проведения занятия, а также все операции деятельности и ее составляющие. При формировании структуры и содержания занятия учитывались особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью.

Пояснительная записка

 

В настоящее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющие синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью (СДВГ). Дошкольный возраст – важный период формирования жизненного ресурса ребенка, этап социального становления, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период для детей, имеющих отклонения в поведении. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно, низкой работоспособностью. Работа в условиях системы модернизации образования, повлекла за собой целый ряд инноваций. На сегодняшний день появилась возможность использовать технологии, которые позволяют создавать разнообразные учебные ситуации в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий. В работе с детьми необходимы наглядные методы, особенно на начальных этапах обучения.  Специалистами доказано, что визуализация, то есть реакция на мысленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа.  Используя, данные технологии, закрепление полученных знаний, умений и навыков в обучении детей с детьми имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности, позволяют сделать занятия более продуктивными. Представление сочетаний опор – вербальных и невербальных – является основой для успешного овладения ребенком изучаемого материала. Динамика занятия и выразительность представляемого материала позволяет повысить мотивацию детей к обучению.

Цели:

-Развитие у детей дошкольного возраста умения программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

-Актуализация позитивного эмоционального опыта.

-Формирование навыков рефлексии.

 

Коррекционно-развивающая задачи:

-Развитие познавательного интереса и формирование ситуации успеха в учебной деятельности.

-Развитие внимания ребенка (формирование его свойств: концентрации, переключаемости, распределения).

-Развитие мыслительной и речевой деятельности, слухового и зрительного восприятия.

- Совершенствование ловкости и точности движений.

-Развитие коммуникативных навыков.

-Развитие и мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

- Снижение эмоционального напряжения.

Образовательные задачи:

-Формировать обще учебные навыки и умения: навыки самоконтроля: умение ждать своей очереди при ответе, умение соблюдать правила игры, умение работать в паре, умение ждать свою очередь, соблюдая правила игры. Умение критично оценить результат своей деятельности.

-Формирование навыков учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе.

-Формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений взрослого, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов, связей и отношений между ними.

-Формирование умения и навыков практического характера: умение выполнить (повторить) задание по заданному образцу, выполнить задание по речевой инструкции, учитывая условия задания. Формирование целенаправленности в деятельности.

Воспитывающие:

-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и взрослому.

-Развитие чувства взаимопомощи.

-Развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками.

Тип занятия: Обучение   умениям и навыкам.  Закрепление ранее усвоенных умений и навыков.

Оборудование и материалы:

Материалы и оборудование:

Карта звездного неба (на картоне или бархатной бумаге темно-синего цвета по центру листа наклеить желтый круг (солнце), звезды разного цвета и круги белого цвета, расположенные на разном расстоянии от желтого круга (солнца). Подготовить четыре круга того же диаметра, что и белые (красный, синий, зеленый, оранжевый). Клеящий карандаш. Картинки с изображением животных по количеству детей (например, кошка, медведь, заяц, лиса). Платок. Пирамидка из четырех колец. Кубики.

В занятии принимают участие четное количество детей.

Подготовительный этап: Подготовка (изготовление) демонстрационного материала (Карта звездного неба, планеты). Подбор демонстрационного материала (картинки с изображением животных по количеству детей), клеящей карандаш, пирамидки, кубики, платок.  Подбор игр по тематике занятия и материала для проведения динамической паузы. Составление конспекта занятия.

 

 

 «Карта звездного неба»

Ход занятия.

Приветствие.

Педагог -психолог: «Здравствуйте!    Ребята, я рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Это будет путешествие к неизведанным планетам. Посмотрите у меня есть карта звездного неба. Только она необычная, сказочная. Педагог -психолог показывать детям звездную карту и читает стихотворение:

- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это, кажется, будто блуждают!
 -Все они - Солнца большая семья.

 Мы с вами сегодня узнаем, какие есть планеты на этой звездной карте, и какие необычные жители там обитают. Многие из планет имеют разный цвет.

Ребята, а как вы думаете, что обозначает желтый круг, расположенный по центру звездного неба.

Дети: Это солнце.

Педагог -психолог: Правильно.

Посмотрите тот, кто составлял карту звездного неба, забыл обозначить планеты. Вместо них остались белые круги. Ребята нам предстоит исправить эту ошибку.

 Педагог - психолог показывает на белые круги.

Педагог- психолог показывает детям синий круг. Эта планета, какого цвета?

Дети: Она синяя.

Педагог- психолог: Давайте эту планету обозначим на нашем звездном небе. Педагог-психолог приклеивает на место одного из белых кругов синий круг.

На этой планете живут человечки.  Они умеют общаться при помощи жестов и мимики и любят изображать животных.

Давайте с вами  тоже попробуем изобразить животное с помощью жестов и мимики.

Поочередно каждому ребенку предлагается изобразить животное по выбранной картинке, на которой изображено животное.

Дети угадывают, какое животное изображает ребенок с помощью мимики и жестов,  и называют его.

Педагог -психолог: А еще здесь есть планета, на которой живут человечки очень веселые и ловкие. Педагог- психолог указывает на звездное небо, на один из белых кругов.

Педагог -психолог: Давайте планету, на которой живут человечки, очень веселые и ловкие обозначим на нашем звездном небе. Педагог -психолог приклеивает на место одного из белых кругов красный круг.

Эта планета какого цвета?

Дети: Она красная.

Давайте попробуем и мы с вами ловко повторять движения.

Дети: Да попробуем.

Педагог -психолог: Я буду показывать движения, а вы будете их повторять. Только будьте внимательны. Буду показывать движения то быстро, то медленно.

Педагог -психолог: Поднимает руки вверх, затем, опускает вниз, далее поочередно каждую руку поднимает вверх, вниз (комбинация может быть разнообразной, при этом необходимо задавать темп, т.е. движения выполнять то быстрее, то медленнее).

Дети повторяют движения.

Педагог -психолог: - Молодцы!

А теперь попробуйте повторить движения друг друга. Для этого нам нужно поделиться на пары. Один из вас будет показывать движения, а другой повторять.

 Детям предлагается поделиться на пары. В паре один ребенок-ведущий, и он придумывает движения, а второй ребенок-зеркало (ведомый), он повторяет движения за ведущим. После того как дети немного подвигались, они меняются ролями и продолжают двигаться.

Педагог – психолог: не участвует, а только помогает тем, кто затрудняется выполнить это задание. Обязательно надо подойти к каждой паре и похвалить детей или, если необходимо, им помочь. Обратить внимание детей на сами движения. Они не должны быть очень резкими и быстрыми, чтобы ведомый обязательно успевал за ведущим.  Движения должны быть четкие, законченные, плавные, не очень быстрые.

Педагог -психолог: - Молодцы! Вы очень ловкие! Продолжим наше путешествие!

Педагог -психолог: Ребята, а вот на этой планете живут человечки, которые умеют все делать закрытыми глазами. (Психолог показывать на белый круг на звездной карте).

Давайте планету, на которой живут человечки, умеющие делать все с закрытыми глазами обозначим на нашем звездном небе. Педагог-психолог приклеивает на место одного из белых кругов зеленый круг.

Эта планета какого цвета?

Дети: Она зеленая.

Давайте и мы свами попробуем выполнить задание с закрытыми глазами. Сейчас каждый из вас попробует собрать пирамидку, но перед этим я завяжу вам глаза платком.

Дети подходят к столу, на котором стоит пирамидка. Сначала каждому ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с открытыми глазами, а затем с завязанными глазами платком.

Педагог -психолог: Ребята вы молодцы!

Педагог -психолог: Устали, наверное, наши путешественники!

Сделаем остановку в нашем путешествии.

Психолог: Предлагает детям провести весёлую переменку.

Предлагается встать в круг, взявшись за руки.

Педагог -психолог: Будем в солнышко играть.

 Мы - веселые лучи,

 Мы резвы и горячи.

 Раз, два, три, четыре,

 Раздвигайте круг пошире.

 Раз, два - вперед нагнуться!         (Наклоны вперед)

 Три, четыре - быстрей чуть, чуть!

 Приподняться, подтянуться,

 Глубоко потом вздохнуть!  (Руки вверх, вдох – прогнуться)

Педагог -психолог: Путешествие наше продолжается. Ребята, а вот на этой планете живут человечки, у которых есть роботы-строители. (Психолог показывать на белый круг на звездной карте). Давайте планету, на которой живут человечки, у которых есть роботы-строители обозначим на нашем звездном небе. Педагог-психолог приклеивает на место одного из белых кругов оранжевый круг.

Эта планета какого цвета?

Дети: Оранжевая.

Давайте и мы свами попробуем построить крепость из кубиков и представим, что мы роботы.

Сейчас один из вас будет роботом, а другой человечком, который управляет работой робота. Робот будет строить «крепость». Посмотрите, на столе из кубиков построена крепость попробуйте построить такую же.

Дети работают в паре. Один ребенок садится за стол, перед которым лежит на столе пять кубиков. Атак же постройка-образец из пяти кубиков «крепость».

Другой ребенок встаёт сзади сидящего и берет за запястье руки сидящего в свои руки. Таким образом осуществляется постройка- «крепость» по образцу.

Затем дети меняются ролями.

Психолог: Ребята вы молодцы!

Педагог -психолог: Вот и закончилось наше путешествие к неизведанным планетам.

Теперь мы с вами знаем кто живет на этих планетах.

Рефлексия. Давайте посмотрим на нашу карту звездного неба и вспомним что умеют делать человечки, живущие на синей планете?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: А на планете красного цвета?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: А на планете зеленого цвета?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: А на планете оранжевого цвета?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: Ребята сегодня было интересно на занятии?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: А человечки какой планеты вам понравились больше? Почему?

Дети отвечают.

Педагог -психолог: Ребята наше занятие закончилось. Давайте попрощаемся.

Педагог-психолог:

Предлагает детям встать в круг. (Проговаривая стихотворение, педагог-психолог показывает движения, которые дети повторяют)

Ну-ка все встали в круг!

За руки все взялись вдруг! (Дети берут друг друга за руки)

Будем рядом стоять,

Ручками махать! (Дети поднимают руки вверх, и открытые ладошки поворачивают вправо-влево)

Мы так долго занимались (Опускают руки вниз)

И немножко баловались! (Прыжки на месте)

А теперь детвора- 

Всем в группу пора!

Скажем - До свидания!

Список литературы:

1 Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003.

2 Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002.

3 Заваденко H. H., Петрухин А. С., Семенов П. А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский медицинский журнал, 1998. С. 19–23.

4 Заваденко H. H., Петрухин А. С., Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M., 1997.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.