выполнила:
Колчина Олеся Викторовна
воспитатель
г. Туапсе
Предмет (направленность): формирование элементарных математи- ческих представлений.
Возраст детей: средняя группа, дети 4 - 5 лет.
Место проведения: групповая комната.
Цель: Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формирование доброжелательного отношения к окру- жающим.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Учить обозначать на листе бумаги положение той или иной фигуры.
Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор.
Развивающие:
Развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
Формировать желание сделать приятное окружающим, воспитывать доброжелательное отношение друг у другу, желание помочь квадратику.
Предварительная работа:
задание «Придумай сказку о Квадратике и его друзь- ях», игры «Найди такой же», «На что похоже? », «Составь фигуру»,
«Сложи узор» (по образцу «Собери картину» и др.)
Материал:
Набор геометрических фигур на каждого ребенка. «Дома для фигур» - карточки, разделенные на девять клеток. Предметные кар- тинки (солнышко, цветок, облако, бабочка) для каждого ребенка. Квадрат на подставке. Палочки и веревочки.
Структура.
- Организационный момент
- Пальчиковая гимнастика «1 – 5 научились мы считать»
- Игра на воображение «Волшебные палочки»
- Геометрические фигуры.
- Физкультминутка
- Сказка про цифры
- Итог занятия
Ход занятия:
- Организационный момент:
Игра «Пирамида добра»
Дети желают друг другу и гостям здоровья, удачи, строя пирами- ду руками, а затем раскачивают пирамиду и «разбрасывают» свои пожелания.
Воспитатель:
Дети, к нам сегодня пришел необыкновенный гость (показывает Квадратик). На какую геометрическую фигуру похож наш гость?
Ответы (дети). Воспитатель:
Правильно, и зовут его Квадратик. Только он очень грустный. Давайте покажем Квадратику, как мы умеем играть с пальчиками, мо- жет он повеселеет?
Развитие мелкой моторики рук:
- Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»
Воспитатель.
- Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с ми- зинца).
- Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки).
- Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого).
Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки).
- Игра на воображение «Волшебные палочки»
Воспитатель:
- Квадратик не стал веселым, давайте спросим у него почему? Квадратик (голосом воспитателя):
- Невесел я потому, что потерял своих друзей. Воспитатель:
- Давайте поможем Квадратику найти его друзей. Для этого нужно отгадать загадки, а ответы построим с помощью волшебных палочек. Чем мы будем строить?
Ответы (дети). Воспитатель:
- Правильно, волшебными палочками! Загадки на развитие воображения детей Воспитатель:
Четыре угла и четыре стороны, Похожи, точно родные сестренки
В ворота его не закатишь, как мяч И она за тобою не пустится вскачь?
Дети:
Квадрат (строят из палочек квадрат). Воспитатель:
Три угла, три стороны, Могут разной быть длины. Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. Дети:
Треугольник (сроят ответ). Воспитатель:
Нет углов у меня,
И похож на солнце я. На кольцо, на колесо, На тарелку и на крышку. Дети:
Круг. (сроят ответ с помощью веревочки) Воспитатель:
У следующей фигуры четыре угла, Четыре вершины и четыре стороны,
Причем две противоположные стороны - длинные, А две – короткие.
Дети:
Прямоугольник. (строят)
- Геометрические фигуры.
Отгаданные фигуры вывешиваются на доску. Дети строят ответы на загадки.
Воспитатель: (индивидуальная работа).
- Какую фигуру ты, Руслан, построил? Сколько сторон у этой фигуры? Углов? Вершин? (ответы детей). Молодцы! Все загадки вы отгадали правильно. Посмотрите, как заулыбался квадратик, вы ведь назвали его друзей. Как двумя словами можно назвать друзей Квадра- тика?
Дети:
Это геометрические фигуры! Воспитатель:
- Правильно! Чтобы друзья не терялись, давайте поселим их в дом (квадрат с девятью клетками).
Дает детям задание:
Квадрат будет жить в центре (в середине) листа, круг – над квадратом, овал – под квадратом, справа от квадрата станет жить треугольник, слева от квадрата поселится прямоугольник. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным, нужно его украшать: «В левый верхний угол поместите солнышко; в правый нижний угол – цветок посадите; в правый верхний угол – облако, левый нижний угол укрась- те бабочкой».
Воспитатель проверяет выполнение задания, поощряет де-
Рефлексия (проблемные вопросы)
Воспитатель:
А теперь пофантазируем. Где раньше жил квадратик? Откуда
он появился? Что с ним произошло? Что он будет делать в будущем? Дети отвечают, фантазируют, придумывают свои версии. Квадратик благодарит ребят и предлагает им поиграть в игру.
- Физкультминутка:
Раз, два, три! Раз, два, три! Ноги поднимайте,
Раз, два, три – 2 раза. Веселей шагайте. Раз, два, три – 2 раза.
Выше руки, шире плечи. Раз, два, три – 2 раза.
От зарядки станем крепче.
- Сказка про цифры.
Воспитатель:
- Понравилось вам играть с Квадратиком?
- Ребята а теперь Квадратик хочет вам рассказать одну сказку, хотите послушать.
Дети. Да. Воспитатель.
- Жили-были цифры. Собрались они однажды все и решили жить вместе на одной улице. Поселились каждая в свой домик, (воспита- тель выставляет в окошки цифры по порядку) потом все вышли погу- лять в лес и заблудились. (Цифры вынимаются и расставляются в беспорядке).
- Нам, ребята, надо помочь найти каждой цифре свой домик (работа индивидуально у доски).
- Молодцы ребята!
А теперь Квадратик хочет вам одно задание дать, будете вы- полнять задание?
Дети. Да!
Воспитатель. Сейчас нужно закрыть глаза. Слушать внима- тельно, сколько ударов по металлофону вы услышите - такую цифру покажите.
Дети внимательно слушают и показывают нужные цифры
- Итог занятия
Воспитатель. Молодцы ребята вы справились с заданием.
На этом наше занятие закончилась, а Квадратика и его друзей мы оставим у себя в группе.