ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 выполнила:

Федорова Галина Викторовна

педагог-психолог

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа

детский сад №3 «Умка» комбинированного вида

Кемеровская область

Город Киселевск

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Киселевского

городского округа детский сад №3 «Умка» комбинированного вида

 

 

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога. Иногда случается так, что психолог оказывается в подобной ситуации без специальной подготовки и сам может получить сильный стресс. Важно, чтобы психолог смог позаботиться о себе. О том, как помочь себе мы поговорим сегодня.  Когда среди психологов говорится о работе с острым горем, то каждый вспоминает теоретические аспекты этапов острого горя. И психолог, имеющий опыт работы с горем, хорошо представляет все те трудности, которые возникают на разных этапах при работе с людьми, переживающими горе.

Когда и как необходимо включаться психологу в оказании своевременной помощи? Итак, можно выделить три важных подхода при работе с острым горем.

    Первое, это экстренное реагирование в чрезвычайной ситуации, т.е. в первые часы, дни трагедии, второе – сопровождение в период горевания или иначе – первичная психологическая реабилитация, и третье – программа реабилитации людей с выраженным ПТСС (посттравматический стрессовый синдром), который осуществляется непосредственно в кабинете психолога. Каждый из этих аспектов имеет свое основание.

     Рассмотрим каждое из них, где определим основное направление деятельности психолога.

    В первые часы трагедии помощь пострадавшим является – экстренной, которая длиться от нескольких первых часов до нескольких суток (2-3) после трагедии. То есть, чем раньше, тем эффективнее будет помощь. От специалиста требуется: хорошо знать и уметь реагировать на те, неадекватные состояния (такие как: ажитация, оцепенение, агрессия, истерика и т.д.), которые возникают в те первые минуты, часы с людьми, переживающими психологическую травму. Именно в это время важно присутствие психолога рядом, который понимает, принимает и помогает справляться с кризисным состоянием. Экстренная психологическая помощь, оказанная вовремя, помогает предотвратить те последствия, которые возникают в результате травмирующего события. Если помощь не оказана сразу, то защитные функции организма помогут ему со временем забыть пережитое, но при этом симптомы не уходят. Переживания людей, испытавших трагедию, бесследно не проходят. Это находит свое отражение в последующем, когда спустя даже несколько лет, развиваются различные патологические состояния. Именно с такими, отсроченными проявлениями  посттравматического стрессового синдрома и обращаются к психологу на прием, где в процессе работы выявляется психотравма и включается реабилитационный комплекс для оказания помощи пострадавшим.

     Осуществляется и другая форма работы – это сопровождение в период горевания, или психологическая реабилитация. Это форма работы определяется и как психосоциальная реабилитация.  И на сегодняшний день это редкий вид психологической работы.

     В чем особенность работы психолога в семье, переживающей утрату?

     Психолог, работающий в данном режиме должен обладать не только хорошими теоретическими знаниями, практическими навыками, но здесь учитываются личностные особенности, которые позволяют психологу работать в стрессовой ситуации. Важно учитывать такие характерологические особенности как терпимость, душевность, выносливость, чуткость, внимательность, гибкость, общительность. В данной работе можно выделить несколько важных моментов.

  1. Психологу, в своей практической деятельности приходиться выступать в различных ролях, зачастую он является связующим звеном между пострадавшим и обществом.
  2. Сопровождение людей, переживающих острое горе длиться от нескольких дней до одного года. Причем, первое время это очень интенсивное взаимодействие с семьей. Поэтому, мало обладать профессиональными знаниями и умениями, но надо и адекватно отнестись к личностной готовности работать в таком режиме, где от психолога требуется максимальных душевных и физических затрат.
  3. Работая с семьей, где произошла трагедия, психолог должен решать разные задачи, так как в семье порой пострадавшими являются сразу несколько разновозрастных человек.

4.Заботиться о собственном психическом здоровье. Работая в интенсивном режиме, неизбежно сталкиваешься с собственным профессиональным выгоранием. Поэтому, так необходимо использовать групповую форму поддержки (дебрифинг) и индивидуальную (супервизию, терапию), а также развивать в себе устойчивость к стрессовым ситуациям.

Упражнение 1.

Представьте себе, что произошло нечто подобное и вас привлекли к работе в экстремальных условиях. Какие могут возникнуть страхи, трудности, опасения?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на подгруппы и попробовать выделить основные опасности, страхи, опасения .(5-7минут)  Результаты работы групп вывешиваются на доске.   Подводится итог:

-отсутствие специальных знаний;

-недостаточная стрессоустойчивость;

-отсутствие дебрифинга.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

1 слайд

Одним из методов в восстановлении психологического равновесия специалиста является психологический дебрифинг.

 Дебрифинг — это групповая форма кризисной интервенции; это особо организованное и четко структурированное обсуждение в группах людей, совместно переживших катастрофу или трагическое событие.

Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи.

Цель дебрифинга- максимально снизить вероятность тяжелых психологических последствий после пережитого стресса.

 

2 слайд

Наиболее оптимальное время для проведения дебрифинга -  через 48 часов после события. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию. Время проведения четко обозначается вначале и составляет 2-2,5 часа; без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции. Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки. Участники располагаются вокруг стола, чтобы участники не испытывали дополнительной тревожности, по поводу пустого пространства.

3 слайд

Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение,– у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к возникновению тех симптомов или реакций ПТСР, которые могут возникнуть впоследствии. Участникам обязательно сообщают о том, где они впоследствии могут получить помощь. Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия. Поэтому дебрифинг – одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика. Участников предупреждают, что во время самого обсуждения они могут почувствовать себя хуже, но это – нормальное явление, обычное следствие прикосновения к болезненным проблемам,  это плата за возможность впоследствии противостоять стрессам.

 

 

4 слайд

Дебрифинг четко структурирован и включает в себя семь последовательных фаз.

  1. Вводная. Начинается с процедуры  знакомства. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося. Затем устанавливаются цели дебрифинга.  Для создания атмосферы безопасности принимаются правила, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников. Проговаривается то, что во время процедуры возможно оживление сильных переживаний, из-за этого участники могут почувствовать себя хуже. Это необходимый этап проработки травматического опыта, без которого невозможно от этих переживаний освободиться. Однако это этап, и он будет иметь завершение.

 

5 слайд

  1. Фаза фактов. Каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие, и какова была последовательность произошедшего. Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить объективную картину произошедшего события. Это лишь этап работы и стремление создать единое представление может привести к застреванию на ней. Собственное видение определяет личный смысл случившегося для конкретного человека и становится впоследствии источником страданий.

 

6 слайд

  1. Фаза мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления. Участники отвечают на вопросы: Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что произошло? Какие решения вы принимали? Почему? Первая мысль зачастую содержит то, что составляет сердцевину тревоги. Высказать эти мысли для участников может быть затруднительно, тем более  важно поделиться ими. Сопоставление своей реакции с подобными реакциями других участников снижает напряжение и формирует общность.

 

7 слайд

4.Фаза чувств - это самая длительная фаза дебрифинга. Его задача — создать такие условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания. Нужно поощрять участников отвечать друг другу, проявлять поддержку прикосновением, объятием, взглядом. Особенно важно мобилизовать групповую поддержку в моменты, когда состояние говорящего участника заметно ухудшается. Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения. Если кто-то выходит за дверь, один из ведущих должен последовать за ним и поговорить какое-то время, чтобы поддержать и дать выразить сильные чувства, это снизит напряжение и позволит вернуться в группу.

5.Фаза симптомов. Иногда некоторые реакции из-за своей необычайности должны быть обсуждены более детально. Обязательно нужно задать вопросы о необычных переживаниях, о том, что мешает вернуться к нормальному режиму жизни и работы.

 

8 слайд

6.Обучающая фаза.  Обобщаются реакции участников дебрифинга и предоставляется информация о типичных реакциях на стресс. Информацию можно раздать участникам в письменном виде и попросить их определить, какие из этих реакций они переживают. Необходимо подчеркнуть то, что описанные состояния и симптомы — это нормальная реакция на ненормальную ситуацию, что со временем они пройдут. Познакомить с методами самопомощи. Рассказать, какие реакции могут проявиться через некоторое время. Информировать участников о том, где они смогут получить помощь. Ответить на вопросы участников.

 

9 слайд

7.Завершающая  фаза.   Нужно кратко суммировать то, что было сказано,  спросить, не осталось ли чего-то важного, о чем хотелось бы сказать сейчас,поблагодарить всех за участие напомнить о конфиденциальности, предложить участникам подумать о том, как они смогут поддерживать друг друга в дальнейшем, куда может обратиться человек, если его состояние не улучшится, а ухудшится.

 

Пост-дебрифинг

В течение 20-30 минут после завершения следует уделить время тем из участников, которые вызвали наибольшее беспокойство ведущих, поговорить с ними один на один. Ведущие должны продумать пути профилактики возникновения у себя вторичной травматизации: каким образом они смогут позаботиться о себе, о самовосстановлении после проделанной работы, которая могла вызвать у них сильные чувства. Где и с кем они смогут отреагировать собственные эмоции .  Какие методы самопомощи они смогут использовать для себя.

10 слайд

Кроме того, заботой о себе является и постоянное повышение стрессоустойчивости психолога.  Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Устойчивость к стрессу - важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека.  Большое влияние на стрессоустойчивость во время работы оказывают предварительный настрой, ожидания, установка. Продуктивной в данном случае является отношение к своей деятельности, именно как к рабочей обязанности. Такая установка нужна для того, чтобы впоследствии минимизировать личностную задействованность (сверхвовлеченность) и устанавливать эмоциональную дистанцию с происходящим, с пострадавшими.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

 

В настоящее время все больше внимания уделяется профилактическим мерам, которые способствуют повышению стрессоустойчивости. Большую роль в их разработке играет идея о том, что знание посттравматических стрессовых механизмов и эффектов в значительной мере способствует возможности распознавать их у себя и у других, относясь к этому как к естественному процессу. Для решения этих задач можно использовать различные упражнения. Выполнение всех упражнений этой группы осуществляется на фоне общей релаксации, которая достигается разнообразными способами, соответствующими ситуации. Не обязательна полная релаксация. Достаточно достичь состояния погруженности в свои собственные ощущения, способствующие медитативным упражнениям. Упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами. После каждого необходимо групповое обсуждение.

 В одном из подобных упражнений я приглашаю Вас поучаствовать сегодня.

Упражнение

Форма проведения - групповая.

Число участников  7- 10  человек.

Ведущий – психолог

Работа в круге.

1 этап

Инструкция.

- Вспомните какое-либо событие или происшествие, которое было бы для вас неприятной неожиданностью, но которое не являлось бы при этом слишком серьезным.

- Когда и где это произошло?

- Мысленно переместитесь в то время и место.

- Сколько вам лет сейчас? Во что вы одеты? Что находится вокруг вас? Какая погода?

- Вспомните максимально подробно ваши телесные ощущения или мысли в момент, предшествующий происшествию.

- Вспомните само происшествие.

- Какие ощущения при этом вы испытывали?

- Где они локализовались? (В какой части тела?).

- Какие чувства вы пережили?

- Какие мысли первыми пришли вам в голову?

- Какой образ наиболее соответствует вашему состоянию?

- Какой рисунок мог бы соответствовать этому образу?

- Нарисуйте его (включается музыка)

Обсуждение.

2 этап

Вопросы после обсуждения:

- Вы можете попытаться видоизменить свой рисунок? Попытайтесь использовать для этого различные средства (2-3 минуты).

- Удалось ли вам изменить свой рисунок?  Ощущалось сопротивление?

3 этап

Сей час я вам раздам список вопросов. Предлагаю проанализировать свой случай, опираясь на вопросы.

Рефлексия. Что было для вас новым? Чему научились? Что взяли с собой?

 

 

 

 

Литература

  1. Алёшина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
  2. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости / Психиатрия и психофармакотерапия.  Том 2, №4. - М., 2000.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1984. - с. 94-95.
  4. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М., 1998.
  5. Вагин И. Психология жизни и смерти. С-Пб., 2001. - 155 с.
  6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2001, №4.
  7. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 1984 - 200 с.
  9. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии, 1988. №5.
  10. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПЖ. 1996. №3. - с. 112-140.
  11. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. С-Пб., 2002. - 164 с.
  12. Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 - 304 с.
  13. Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. - М., №1-2, 2001.
  14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 1992 - 96 с.
  15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. - 240 с.
  16. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. - С-Пб. 2002. - 992 с.
  17. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
  18. Лурье Ж.В. Горевание и потеря / Школа здоровья, М., 1999, №4.
  19. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. М., 1999
  20. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2002, №1.
  21. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С- Пб., 2000.
  22. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996 - 240 с.
  23. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М., 2001 - 480 с.
  24. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальттерапия. Контуры теории и практики. М., 1999 - 272 с.
  25. Психология человеческих проблем. Хрестоматия/ Сост. Сельчёнок К.В. Мн.: Харвест, 1998. - 448с.
  26. Сидорова Б.Ю. Четыре задачи горя/Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2., 2001.
  27. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., 2001. - 268 с.
  28. Тахка В. Обращение с потерей объекта/Журнал практической психологии и психоанализа. - М., №1, 2000.
  29. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия / Психология личности. Сборник. - М., 1982. - с. 118-126.
  30. Франкл В. Психотерапия на практике. С-Пб., 2000.
  31. Фрейд З. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. М., 1984. - с. 203-211.
  32. Цветаева Л. Воспоминания. М., 1971. с. 248.
  33. Черепанова Е. Психологическийй стресс. М., 1997.
  34. Ялом  И.  Групповая психотерапия. Теория и практика. М., 2001 - 576 с.
  35. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы/Пер. с англ.-М.,1997 - 281 с.
  36. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории/Пер. с англ. - М., 2002. - 288с.
  37. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Активные способы повышения стрессоустойчивости

 
Первая группа - включает способы, использующие физические факторы воздействия - это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой.
Вторая группа - аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.
Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.
Второй прием успокоения - доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу.
Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства.
Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара.
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

 

Как пройти через горе с наименьшими потерями

  1. Первоначальная задача, связанная с переживанием горя – это осознание реальности потери. Этому способствуют следующие действия. Во-первых, говорите, старайтесь делиться тем, что с вами происходит с близкими людьми или с психологом. Во-вторых, выполняйте все известные вам ритуалы прощания с умершим – наиболее известными являются похороны, поминки и т.д. … Проживание всего этого будет способствовать принятию самых дискомфортных и неусваиваемых мыслей.
  2. Вторая задача – это переживание боли. На этой стадии очень важно осознать, что испытываемые вами сейчас чувства – абсолютно нормальны. Когда эмоции становятся слишком сильными, снизить их накал может помочь следующее упражнение: начертите вокруг себя круг, войдите в него и выразите самые сильные чувства: войте, кричите, рыдайте. Таким образом вы их выпустите из себя наружу, но они будут сохранены внутри круга. Вы не возьмете их с собой в обычную жизнь, и вам станет легче.
  3. Важно приспособиться к отсутствию другого человека. Безусловно, он занимал важное место в вашей жизни и тем самым удовлетворял разные потребности: в любви, внимании, заботе, общении, еде и деньгах, в конце концов. Если рациональность – ваша сильная черта, попробуйте понять, что исчезло из вашей жизни вместе с умершим человеком, в чем вы ощущаете нехватку. После этого сядьте и проанализируйте имеющиеся у вас ресурсы – чего вам не хватает для удовлетворения потребностей. Вполне возможно, вы обнаружите в себе много сильных моментов. 4Регулируйте интенсивность общения с окружающими вас людьми. Скорее всего, они с пониманием отнесутся к этому. С одной стороны, вам будет требоваться поддержка с их стороны, и вы всегда можете о ней попросить, а с другой – возможно, вы будете быстро уставать от общения, и в такие моменты вам надо научиться безболезненно выходить из контакта с людьми.
  4. Попытайтесь найти смысл в постигнувшей вас потере. Это одно из самых сложных действий, но оно тоже очень важно для завершения ваших переживаний. Начинать это делать уже после прохождения пика стадии острого горя – сильная боль просто не даст вам переключиться ни на что еще. Можете попробовать составить список из всевозможных смыслов, которые могут быть в том, что вас покинул близкий человек. Например, в случае с серьезными заболеваниями, это может быть облегчение боли. Или встреча на небесах с его супругом. В любом случае, записывайте даже самые абсурдные варианты, приходящие вам в голову – быть может, облегчение будет приносит самый парадоксальный из них.
  5. В отношениях с неожиданно покинувшим вас человеком всегда остается масса незавершенных моментов. Например, вы не успели попрощаться, не сказали лишний раз, что любите или были обижены непосредственно перед его уходом в мир иной. Все эти вещи создают ненужное напряжение, от которого будет неплохо избавиться. Поэтому постарайтесь завершить все незавершенное в отношениях с умершим, например, напишите ему письмо, в котором опишите свои чувства, мысли относительно него, попросите прощения за какие-то свои проступки. Возможно, это займет у вас время и потребует некоторых душевных сил, однако это важный шаг к переживанию горя.
  6. Перенаправьте энергию от старых отношений в новые. Попробуйте разделить имеющуюся в вас энергию на два потока – один пусть контактирует с потерей и проявляется в горе, а другой – в отношениях с другими близкими людьми. Например, мать, потерявшая ребенка, продолжает любить и заботиться о других своих детях. Сначала произойдет уменьшение энергии, направленной к потере, и вы сможете думать об умершем без сильной боли и плача (это будет уже не горе, но печаль). А потом возникнет признание, и вы поймете, насколько сильно все изменилось, что вы приобрели в связи с этой потерей, насколько стали мудрее.
  7. Самое последнее – найдите место для того, что было потеряно. Умерший человек всегда будет в вашем сердце, и вы сможете обратиться к нему. После принятия потери остается много энергии, которую вы можете направить в хорошее русло, в частности, на благотворительность.

 

Возрастные особенности переживания горя детьми.

Новозеландские специалисты приводят эти особенности, рассматривая случай наиболее значимой утраты — смерть родителя:

  1. Возраст до двух лет. Смерть родителя не может быть понята. Однако ребенок заметит отсутствие родителя и эмоциональные перемены в тех, кто о нем заботится. Даже маленький ребенок может стать раздражительным, более крикливым; могут измениться привычки питания; возможны расстройства кишечника или акта мочеиспускания.
  2. От двух до трех лет. В возрасте около двух лет дети знают, что если люди отсутствуют в поле зрения, то их можно позвать или найти. Поиски умершего родителя — типичное выражение горя в этой возрастной группе. Может потребоваться время для того, чтобы ребенок осознал, что родитель не возвращается. Эти дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна. Им особенно необходимы внимание и любовь.
  3. От трех до пяти лет. Понимание смерти в данном возрасте все еще ограничено. Им нужно мягко объяснить, что папа (мама) умер и никогда не вернется. Ребенок может вдруг начать бояться темноты, испытывать периоды печали, гнева, тревоги, плача. С этого возраста дети могут также думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти, их нужно уверить, что это не так. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Полезно вспоминать с детьми некоторые позитивные или особенные вещи, которые родитель делал с ними.
  4. От шести до восьми лет. В этом возрасте дети все еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Они испытывают чувства неопределенности и ненадежности, имеют склонность цепляться за живого родителя. Горюющие дети могут вести себя в классе не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев в адрес учителей. Детей желательно подготовить к вопросам со стороны других людей, посоветовать им говорить просто: «Мой папа (или другой близкий человек) умер». Им нужно сказать, что это нормально — не вдаваться в подробности смерти родителя. Ребенок должен сам решить, кому он хочет открыться.
  5. От девяти до двенадцати лет. Переживание утраты на данной стадии может приводить к чувству беспомощности — тому, что прямо противоречит в этом возрасте стремлению быть более независимым. У детей могут развиваться проблемы, связанные с идентичностью. Они могут скрывать свои эмоции, но тем не менее обижаться на замечания, сделанные в школе. Они могут не достигать ожидаемого образовательного уровня, драться в школе или бунтовать против авторитетов. Дети этой возрастной группы также могут пытаться принять на себя роль матери или отца. Это не должно поощряться, особенно эмоционально, но взрослым следует осознать, что «структура» семьи изменилась, и оставшимся членам семьи необходимо перегруппировать и отсортировать их правила, привычки. У ребенка должно быть достаточно времени для игры, спорта и досуга. Важно, чтобы у него были друзья его возраста. Горюющим детям нужно дать понять, что быть все-таки счастливым и радоваться текущим событиям — это нормально.
  6. Подростковый возраст. Подростки часто поверяют свое горе и ищут помощи вне дома. Некоторые молодые люди чувствуют себя в изоляции, потому что ощущают, что друзья избегают их или смущаются и не знают, что сказать. Подростки могут вести себя несвойственным им образом. В крайних случаях они могут испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, становиться сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Подростки могут пытаться защитить оставшегося родителя, храня молчание о своих чувствах. Они могут нуждаться в «позволении» выражать то, что они думают и чувствуют, в поощрении здоровых путей высвобождения эмоций через спорт или культурную деятельность. Подросткам нельзя говорить, что они будут занимать место умершего родителя, скорее, им нужно помочь сфокусироваться на их потребностях, связанных с будущим, таких как образование или подготовка к работе. Старшие подростки будут ясно видеть, как смерть родителя влияет на семью и их собственную жизнь. Они могут думать, что они должны теперь заботиться о маме (папе) и других членах семьи. Тем не менее, им нужно помочь принимать решения, фокусирующиеся на их собственных потребностях.

Продолжая тему переживания утраты в подростковом возрасте, отметим, что стремление подростка поддерживать горюющих близких, помогать им, разделять с ними скорбь не должно игнорироваться, а тем более пресекаться из боязни, что оно может пойти в ущерб его интересам. Безусловно, очень важно, чтобы ребенку предоставляли возможность развиваться своим путем. Однако участие в семейном горе и забота о родных, когда они не затмевают собственных перспектив и не навязываются извне, не могут этому помешать, скорее, наоборот, помогут. С другой стороны, в подростковом возрасте распространенной реакцией на потерю является замкнутость, стремление к одиночеству. В таких случаях не стоит беспокоить ребенка, уединение бывает необходимо ему для совершения работы горя.

 

Некоторые приемы снятия стресса:

Осознание и проговаривание (вслух или про себя) эмоциональных переживаний.

Ищите поддержки. Во время стресса те, у кого есть друзья, добрые учителя, психолог, получают хотя бы некоторую защиту от потрясений.

Смочите виски водой.

Упражнение: Дыхание животом (а не грудью), язык при этом прижат к небу.

Упражнение: Можете медленно сосчитать от 1 до 10 и в обратном порядке, связав счет с ритмом дыхания и пульсом.

Упражнение: Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось "гору с плеч". Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Сделайте это упражнение 5-6 раз и сразу станет легче.

Чтобы отвлечься, мысленно перемещайте взгляд от одного объекта к другому, задерживая на каждом взгляд на 1-2 секунды и произнося его  название (мысленно или шепотом, но ясно и отчетливо его проговаривая)

Наведите уборку на своем столе, в доме. Можно посмотреть веселый фильм, сходить в гости, заняться спортом и т.д.

Не будьте чересчур требовательны к себе. Учитесь отвечать "нет", когда от вас требуют того, что выше ваших возможностей.

 

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества, непонимания.

Выполняется в течение 3-5 минут.

Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом.

По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.

После выполнения упражнения вы почувствуете, что хорошо отдохнули и ваше состояние улучшилось. Вы стали спокойнее, увереннее, уравновешеннее.

 

Упражнение «Настроение»

Упражнение помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой.

Выполняется в течение 15-20 минут.

Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.

После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.

Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их. Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь

 

Упражнение «Облака»

 Нужно принять удобное положение.

Закройте глаза, считайте от 10 до 1,  представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака. Плывите по ласковым облакам од тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

 

Упражнение «Проблема»

Такое упражнение поможет, если ваш стресс вызван проблемой, «повисшей в воздухе». Упражнение направлено на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к такой проблеме.  В результате выполнения упражнения снижается тревожность и паническое состояние отступает.

Выполняется в течение 10-15 минут.

Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь увидеть проблемную ситуацию со стороны, как бы отраженной в зеркале. Включите в эту «зеркальную картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Представьте дом, в котором вы живете, и людей, живущих вместе с вами.

Когда ваша картинка расширится и станет отчетливей, подумайте о городе, в котором живете, потом о всей стране и тех, кто ее населяет. Продолжая расширять картинку, представьте всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.

Еще больше расширяйте «зеркальную картинку»: вообразите Солнечную систему — огромное пылающее Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него. Почувствуйте бесконечность Галактики и ее холодное равнодушие к судьбе человечества. Продолжая удерживать в своем воображении картину необъятного Космоса, снова вернитесь к своей проблеме и попробуйте сформулировать ее в двух-трех словах.

В ходе выполнения упражнения актуальная проблема становится менее значимой и утрачивает свое влияние на ваше настроение, стрессовое состояние снимается. А значит, вы готовы к успешному и конструктивному решению проблемы.

 

1.Что удалась сделать успешно в полной или частичной мере?

 

2. Каких ошибок и опрометчивых действий удалось избежать?

 

 

3. От каких опасностей удалось уклониться?

 

4. Какие действия позволили избежать вам худшего, что могло случиться?

 

 

5. Благодаря каким действиям  вам удалось обеспечить личную безопасность?

 

 

6. Что новое, полезное для себя вы узнали в результате участия в этом событии?

 

 

7. Чему вас научил опыт действий в данной ситуации, что Вы будете делать лучше, если придется вновь встретиться с подобной ситуацией?

 

 

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.