выполнила:
Пономарева Екатерина Леонидовна
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 156
Социальное проектирование: управленческая деятельность, виды, методы.
Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специальных методов.
Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов и разработка социальных программ.
Проектная и программная управленческая деятельность на федеральном уровне заключается в принятии национальных приоритетных проектов и реализации федеральных целевых программ.
Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
- Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Типология проектов:
- Предметно-содержательная область. Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области знания),
- межпредметный проект.
- Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект со скрытой (неявной) координацией.
- Характер контактов:
- внутри школьный;
- региональный;
- международный.
- Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
- Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Методы проектного исследования (методы проектирования).
Социальое проектирование требует знания законов общественного развития и не должно ориентироваться на субъективные желания и устремления людей.
Этому способствуют применение в проектировании ряда научных методов, среди которых:
Матрица идей, когда на основе просчета вариантов (на основе нескольких независимых переменных) определяется наиболее эффективный путь реализации того или иного проекта в заданных условиях и составляется вариант решения. Данный метод применим при ограниченности возможностей (в условиях т.н. "области свободы"). Здесь разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Вживание в роль, когда необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей реализации конкретного проекта).
Аналогия, когда существует эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы (или выбор из «образца» лучшего для конструирования социальных целей и задач).
Методы ассоциации, когда необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни, помогающего выбрать "путь движения" к цели:
- приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему нас объекту;
- модификация (или видоизменение объекта проектирования как по форме, так и по содержательным элементам);
- реорганизация (или устранение прежних принципов функционирования объекта и их замена новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных).
Методы мозгового штурма, когда возникают ситуации, ставящие принципиально новые проблемы (или "конкурс идей" по нахождению оптимального решения проблем того или иного проекта).
Метод синектики, когда одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Перейти к публикациям для педагогов