ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Самойлова Ольга Геннадьевна

учитель начальных классов

МОУ "Журавлевская СОШ"

Белгородская область

Белгородский район

село Журавлевка

Проблемы развития языкового образования у младших школьников

Проблема языкового образования и речевого развитие младших школьников одна из острейших проблем, стоящих перед современной начальной школой. Связано это с тем, что именно речевое развитие лежит в основе успешности обучения по всем другим школьным дисциплинам, но самое главное — это успех в социуме, так как языковые и речевые навыки обеспечивают ребенку необходимый опыт речевого поведения, закладывают основы языковой и речевой культуры, на основе которой и стоится социальное позитивное общение. В связи с этим именно этому направлению уделяется особое значение, что отражается и в требованиях Федеральных государственных стандартах. При этом говорится о задаче научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, что подразумевает формирование, прежде всего, монологической речи.

Понятие «монолог» в лингвистике трактуется по-разному. Так В.В. Виноградов говорит о монологе, как организованном виде речи, представляющим «собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории». В работах методиста М.Р. Львова под монологом понимается «словесное воспроизведение знаний», которое «требует всякий раз словесной импровизации, форма и объем которой меняются в значительных пределах в зависимости от ситуативных условий». Оба эти определения говорят о том, что построение монолога требует от человека выполнение определенной деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что под монологом всегда понимается деятельность определенным образом организованная и строящаяся на умении программировать сообщение. В ситуации общения (не зависимо от ее протекания в устной или письменной форме) монолог всегда представляется в виде непринужденного рассказа, обращенного к собеседнику. Именно составлению таких рассказов и необходимо научить ребенка. По мнению В.П. Глухова, «при обучении монологу текст должен выступать как самостоятельная единица языка и речи, так как он является систематизированным образцом функционирования языка. Фактором успешного овладения языком следует считать сформированность умений анализа текста и логического построения высказывания. Текст необходимо рассматривать как продукт речемыслительной деятельности, на уровне текста возможна деятельность таких психических процессов, как восприятие, мышление, память» .

Однако, не для кого не секрет, что именно монологическая речь является наиболее трудным видом речевой деятельности ребенка в начальной школе. Следует отметить, что по своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая. Она базируется на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности ребенка. Однако в силу возрастных психологических особенностей, и, прежде всего, недостаточно развитого уровня логического мышления, которое и лежит в основе монолога, работа по развитию монологической речи в начальной школе вызывает у педагогов особые трудности.

Кроме того, развитие монологической речи предполагает и формирование таких умений у детей, как умений использовать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации в общении, что также затруднено у детей в младшем школьном возрасте.

Еще одна проблема, связанная с развитием монологической речи, основана на том, что монолог возможен лишь тогда, когда у ребенка достаточно развиты такие функции речи, как регулирующая и планирующая функции, а также достигнут определенный уровень развития активного словарного запаса и грамматического строя речи. Все это говорит о необходимости построения работы по развитию монологической речи, опираясь не только на задачи обучения собственно монологу, но и на задачи, связанные с общим языковым и интеллектуальным развитием ребенка начальной школы. При этом вся работа стоится с опорой на уже имеющийся у ученика речевой опыт. Так, Т.В. Ахутина, Л.А. Долгова отмечают, что «монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Этим формам коммуникации, которые постоянно взаимодействуют, необходимо обучать взаимосвязано (навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом)».

Т.П. Медведева указывает на то, что «в младшем школьном возрасте развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов». Именно поэтому при работе над монологической речью младших школьников необходимо осуществлять не только языковое и речевое развитие обучающихся, но и обращать внимание на развитие психических процессов. При этом работа должна стоиться с учетом диагностики. Все это и побудило нас к проведению исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа № 1». В исследовании приняли участие 40 учеников четвертых классов.

Для диагностики уровня сформированности монологической речи у младших школьников, нами были использованы следующие методики «Вербальная фантазия» Р.С. Немова, диагностика развития связной монологической речи у учащихся начальных классов Л. П. Уфимцевой, а также анализ творческих работ детей (изложение).

Проанализировав результаты первой методики, которая была направлена на выявление творческого воображения, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень сформированности речевого (творческого воображения) — 54%. При этом лишь у 14% четвероклассников выявлен высокий уровень, а очень высокий уровень не выявлен вообще. При этом 32% испытуемых показали низкий уровень сформированности речевого (творческого) воображения.

Анализ пересказов детей, который проводился по методике Л.П. Уфимцевой, показал, что у большинства младших школьников средний и низкий уровень развития устной монологической речи. Эти же данные были получены и при анализе изложений детей.

В целом, высокий уровень развития связной письменной речи имеют лишь 12% четвероклассников, а половина учеников демонстрируют низкий уровень развития связной монологической речи. При этом следует отметить и основные недостатки, которые были выявлены нами в ходе исследования. Прежде всего в работах младших школьников наиболее частыми ошибками при построении связного письменного высказывания было искажение логики и последовательности высказывания. Причем в устных пересказах таких ошибок было меньше, но при этом достаточно часто наблюдалось перескакивание с одного события на другое.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.