ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Валиахметова Раиля Ринатовна

 Педагог-психолог

ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна

Республика Башкортостан

Город Уфа

Статья «Как адаптироваться студенту»

Вот и пронеслось жаркое лето, но ты его как–будто даже и не заметил, т.к. ОГЭ, выпускной, вступительные экзамены… Урра, поздравляем тебя! Все страшное позади, впереди много интересного!
Конечно, будут и трудности, но главное, что ты теперь студент, осталось только учиться! Было бы хорошо, чтобы ответственный и безмерно увлекательный процесс ничто не омрачало. Давай поговорим об этом и подумаем вместе.
Сам того не замечая, начиная учебу, ты переживаешь адаптационный стресс. Конечно же, если ты чувствуешь, что тебе не нравится то место, где ты учишься, это будет сильно влиять на твое настроение. Даже не важно, по каким причинам это произошло: ты сам долго не мог определиться, и за тебя решили родители; возможно, ваша семья ориентировалась на престиж данного учебного заведения, не учитывая твое настоящее желание; возможны и другие причины, но итог один - ты пошел не туда, куда хотел.... Выходит, очень важно, чтобы твой выбор учебного заведения являлся сознательным, а будущая профессия была тебе нужной и интересной. Идем дальше: иная форма получения знаний, не такая, как в школе. Первое время будет сразу много лекций, большой поток информации. Возможно, это проявится в виде утомления, - в школе ведь было по-другому, определенное количество уроков в день по разным предметам и все.
А еще, ты можешь попасть в ловушку, со словами «А, еще успею на лекциях посидеть, все равно ко сну тянет, лучше уж погуляю!». Вот тут-то самое неприятное: можешь вылететь при первой же сессии. Как правило, результатом первой студенческой сессии может явиться отсев студентов. Твоя задача – не потерять голову от мнимой свободы.
Да, отрываясь от детства, от дома, некоторые студенты отрываются по полной! Эх, свобода! Как приятен ее дурманящий аромат, аромат юности…Так много новых интересных знакомств, новые перспективы, веселье опять же. Веселье может быть разным: плодотворным и совсем наоборот. Какое выбираешь ты? То, что скорее идет в руки, потому что ты торопишься жить, получать от жизни эмоции, адреналин. В молодежной среде ты думаешь о том, чтобы показаться исключительной личностью: интересной, разносторонней. Иногда это не очень получается, иногда не хватает фантазии на то, чтобы выразить себя, и ты кидаешься в крайность: «на помощь» тебе приходят вредные привычки, ведь так проще - завести разговор в незнакомой компании, стрельнув к примеру, сигаретку. Как все… Или вот вы стоите за углом колледжа, ты хочешь привлечь внимание понравившегося парня (девушки), и у кого то в компании сама собой рождается идея продолжить вечер в баре, конечно, ты пойдешь вместе со всеми, ведь вам так весело! Кто-то предложит выпить по кружечке пива (за «знакомство», за «хорошо сидим»). И пошло-поехало. Обрастаешь вредными привычкам. А как же твоя исключительность? Значит, в этом она и проявляется? В том, чтобы слепо следовать за толпой? Думаю, самое время вспомнить о том, что у тебя есть индивидуальность. И голова, чтобы понять вот что: если ты следуешь за всеми, не отрываясь от коллектива, то, значит, не всегда имеешь свое собственное мнение и взгляд на жизнь! А значит, ты не такая уж индивидуальность! У тебя всегда есть выбор: провести молодые годы в баре за углом, или же более плодотворно, к примеру, в спорте, в студенческом театре, волонтерском движении, что столь популярны в настоящее время...
Следующий важный момент касается тебя, если ты приезжий, - это общежитие. Это, банальное на первый взгляд, учреждение таит в себе много непростых особенностей: общение и взаимодействие с соседями, отношения с комендантом и воспитателями. Среди соседей тебе встретятся, как сокурсники, так и студенты более старших курсов. Если первые находятся на тех же позициях, что и ты, то вторые явно будут чувствовать свое превосходство, это, примерно, как дедовщина в армии. Имей это в виду. Самое основное, пожалуй, в общении со старшекурсниками – это признание их авторитета (именно этого они будут требовать).

В ответ, в благодарность, они наверняка расскажут о своем опыте, о том, как поладить с преподавателями, поделятся старыми конспектами, посоветуют, как вести себя с воспитателями. А если не получается? Если чувствуешь, что отношения в комнате натянуты?
В этом случае важно помнить, что люди разные, и особенности поведения у всех будут разными. Кто-то привык завоевывать себе место под солнцем кулаками, кто-то переговорами, кому-то не удается ни то, ни другое. А у кого-то в этом вообще нет необходимости. Поэтому тебе может быть сложно. Да, конечно, бывают, люди- прирожденные дипломаты, но их немного...Возможно, ты один из таких. Но если нет, придется поработать.
Дома, откуда ты приехал, у тебя была просторная, уютная, любимая комната, ты был в ней хозяином, вещи расставлял, как нравится тебе. И вот общежитие, в комнате вас четверо… Один холодильник, один стол. Кто-то идет на учебу к первой паре, кто-то к третьей и хочет поспать подольше. Или, напротив, пока, например, тебе хочется подремать вечерком, твой сосед слушает музыку. Надо приспосабливаться. Возможно, в условиях общежития ты чувствуешь себя жертвой, прими на время наблюдательную позицию. Попробуй взглянуть на ситуацию со стороны: обрати внимание на то, как ведешь себя ты сам. Возможно, ты ведешь себя слишком критично по отношению к другим, при этом за собой тех же недостатков не замечаешь. Может, сам того не замечая, выражаешь взглядом, интонацией, мимикой свое недовольство? Дал понять, что относишься неоднозначно к социальному статусу своих соседей? Слишком резко обозначаешь свое личное пространство: "Это моя постель, не садись на нее", "Наливай себе отдельно в тарелку" и т.д. Но, на то и общежитие, - порой, и личные вещи иногда становятся общими. Относись к этому легко. Как в известной цитате: "Все проходит, пройдет и это". Так что, по сути, никто тебе ничем не обязан, поэтому где-то нужно проявить к соседям терпение. И увидишь, оказывается, они не так плохи (назойливы, шумны, молчаливы...), как тебе кажется. Верь искренне в то, что с ними МОЖНО подружиться, хоть и не обязательно. А через год перечитаешь эти строки со смехом. Ну, а общежитие? Возможно, закончив колледж, тебе будет даже грустно с ним расставаться.
Причин адаптационного стресса может быть очень много. Новый этап жизни, в условиях, непривычных для тебя. И переживаешь ты его в одиночку, без своей семьи. Без родителей, по которым ты скучаешь. До этого ведь не приходилось уезжать на такой длительный срок. Но, рано или поздно, все птенцы покидают свои гнезда: кто-то, чуть раньше, кто-то, позднее. Поэтому, если ты приезжий, можешь смело гордиться тем, что ты теперь гораздо более самостоятельный, чем любой городской студент: и кушать себе сам приготовишь, и контролируешь себя тоже сам. Так что, к второму-третьему курсу будешь чувствовать себя гораздо увереннее. Может быть у тебя есть вопросы? Ты всегда можешь их задать мне ,психологу, и мы с тобой решим, как тебе помочь. Педагог-психолог ГАПОУ УКПЭД Валиахметова Раиля Ринатовна.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.