выполнила:
Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ № 56 «Искорка»
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Сургут
Игра «Солнце или дождик?»
Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.
Предшествующая работа: на музыкальных занятиях внимание детей привлекается к характеру звучания музыкальных произведений.
Подготовительная работа: логопед подбирает две картинки. На одной изображена прогулка детей при ярком солнце. На другой идёт - дождь и дети бегут под навес.
Описание:
Логопед говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдём гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнётся дождь, я начну стучать в барабан, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания: логопед проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Игра «Угадай, что делать»
Цель: учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина.
Предшествующая работа: с детьми проводится игра на переключение слухового внимания.
Подготовительная работа: приготовить по 2 флажка на каждого ребёнка.
Описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если логопед громко звенит тамбурином, дети поднимают флажки вверх и машут, если тихо – держат руки на коленях.
Методические указания: логопеду необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырёх раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Игра «Угадай, что делают?»
Учить: детей определять действие по звуку.
Предшествующая работа: детей учат определять музыкальные игрушки по их звучанию.
Подготовительная работа: логопед подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Описание:
Логопед показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом логопед убирает всё за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания: если дети затрудняются определить действие, нужно ещё раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игра «Угадай, на чём играю»
Цель: учить детей определять предмет на слух по его звучанию.
Предшествующая работа: детей учат определять игрушки по соответствующим звукоподражаниям.
Подготовительная работа: логопед подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик и др.
Описание:
Логопед знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чём он играл. Тот, кто угадал правильно, достаёт инструмент из-за ширмы и играет на нём.
Методические указания: сидеть, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырёх различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
Игра «Угадай, кто идёт»
Учить: учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.
Предшествующая работа: на музыкальных занятиях детям проигрывают музыкальные произведения в быстром и медленно темпе.
Подготовительная работа: логопед готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Описание:
Логопед показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у неё ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас тамбурин. Логопед медленно стучит в тамбурин, а дети ходят как цапли.
Потом логопед показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит тамбурин. Он быстро стучит в тамбурин, а дети скачут как воробушки. Затем логопед меняет темп звучания тамбурина, а дети соответственно то ходят, то прыгают как воробьи.
Методические указания: менять темп звучания тамбурина надо на более 4-5 раз.
Игра «Найди игрушку»
Цель: учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями.
Предшествующая работа: детей учат различать тихое и громкое звучание музыкальной игрушки.
Подготовительная работа: подобрать мягкую игрушку, которую легко спрятать за спину ребёнка.
Описание:
Дети сидят полукругом. Логопед показывает игрушку, которую они будут прятать. Один ребёнок уходит из комнаты или отходит в сторону и отворачивается, а в это время логопед прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче; если же он удаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
Методические указания: логопед должен регулировать правильность усиления или ослабления хлопков. Если водящий долго не может отыскать игрушку, ему следует помочь.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель: учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Предшествующая работа: проводится работа по воспитанию слухового внимания.
Подготовительная работа: логопед подготавливает озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Описание:
Логопед достаёт приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный логопедом ребёнок уходит за дверь и, чуть приоткрыв её, подаёт голос, подражаю одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания: игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Где позвонили?»
Цель: учить детей определять направление звука.
Предшествующая работа: у детей воспитывают умение сосредоточивать слуховое внимание на определённом объекте.
Подготовительная работа: логопед готовит звоночек.
Описание:
Дети сидят в кружок. Логопед выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем логопед даёт кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукою указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, логопед говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает ещё раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания: игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Кто внимательный?»
Цель: учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Предшествующая работа: детей учат различать громкие и тихие звуки. Проводятся игры на развитие сосредоточенности и устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа: подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола логопеда. (Первый ряд на расстоянии 2 — 3 м). На столе лежат различные игрушки. Логопед говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий — второго, первый — третьего.
Методические указания: логопеду надо следить, чтобы дети сидели тихо не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.
Игра «Угадай близко или далеко поезд»
Цель: учить детей правильно определять силу голоса.
Предшествующая работа: у детей развивают слуховое внимание (в процессе игр).
Подготовительная работа: подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй — удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Описание:
Логопед ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит.— ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.) Далее логопед произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Методические указания: если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).
Игра «Угадай, кто сказал»
Цель: учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.
Предшествующая работа: проводиться работа по развитию высоты голоса.
Подготовительная работа: логопед подбирает картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж — по 8 — 9 картинок.
Описание:
Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Логопед произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.
Методические указания: для того чтобы активизировать внимание детей, логопед нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
Игра «Угадай, как надо делать»
Цель: учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.
Предшествующая работа: на музыкальных занятиях детей учат выполнять движения соответственно темпу музыки.
Подготовительная работа: подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.
Описание:
Логопед несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.
Методические указания: логопед должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2 — 3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.
Игра «К кому пришёл, от кого ушёл волк?»
Цель: учить детей по изменению тона голоса определять персонаж.
Предшествующая работа: детей учат определять на слух силу и высоту голоса,
Подготовительная работа: подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.
Описание:
Логопед ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу, Волк пришел, с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал — козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой).
Методические указания: дети должны внимательно слушать логопеда, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».
Упражнение «Живые буквы».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание:
Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.
Перейти к публикациям для педагогов