ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Дадаева Оксана Геннадьевна

педагог-психолог

МБОУ «СОШ №94»

Кемеровская область

г. Новокузнецк

Программа занятий для подростков

«Как я разрешаю конфликты»

Пояснительная записка.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль.  Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает опыт работы с подростками в образовательном учреждении, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла.

 С подростками  часто приходится разбирать конфликтные ситуации, анализировать причины агрессивного поведения. У многих подростков недостаточно сформированы базовые социальные навыки: умение слушать другого человека, поддерживать разговор, адекватно выражать свои чувства.

Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства подростков характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Они не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

В связи с обозначенными проблемами возникла необходимость разработать цикл занятий, способствующих снижению конфликтности подростков, созданию условий для успешной социальной адаптации. На занятиях учащиеся познакомятся с основными стратегиями поведения в конфликте, получат возможность приобрести личный опыт через конструирование и проигрывание конфликтных ситуаций, осознать достоинства и недостатки различных стратегий поведения. В работе с воспитанниками мы будем использовать плакаты Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс «Как я разрешаю конфликты».

Использование диагностических плакатов, дает возможность определить является ли данное поведение типичным для подростка, проанализировать мотивы такого поведения. В беседе подростки затрудняются отвечать на вопросы психолога, не могут выразить свои эмоции. В диагностической работе с плакатами демонстрируют большее количество деструктивных способов реагирования. Во время коррекционной работы с подростками плакаты можно использовать с целью расширения поведенческого репертуара и жизненного опыта.

Цель: помощь подросткам в социальной адаптации и формировании умения эффективно решать конфликтные ситуации в повседневной жизни.

Задачи:

  • создание навыков группового взаимодействия, формирование доверия к взрослым;
  • помощь подросткам в решении конфликтных ситуаций социально приемлемыми способами;
  • помощь в социальной адаптации и принятии нравственных ценностей общества;
  • работа с проблемой детско-родительских отношений;
  • формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Содержание программы «Как я разрешаю конфликты»

№ занятия

Тема занятия

Цель

1

Конфликт.

Ознакомление с понятием «конфликт» и причинами его возникновения.

2

Пути решения конфликтов.

Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

3

Конкуренция.

Реализация личного опыта через конструирование и проигрывание конфликта, осознание продуктивных сторон различных стратегий поведения.

4

Избегание.

Развитие навыков анализа конфликтной ситуации и выделения элементов конфликта на примере моделированных ситуаций.

5

Приспособление.

Реализация личного опыта через конструирование и проигрывание конфликта.

6

Компромисс.

Развитие навыков анализа конфликтной ситуации и выделения элементов конфликта на примере моделированных ситуаций.

7

Сотрудничество.

Реализация личного опыта через конструирование и проигрывание конфликта.

8

Все стратегии важны.

Создание творческой атмосферы в группе, осознание нового опыта.

Данная программа представляет собой 8 занятий, специально составленных таким образом, чтобы они позволяли решать не только проблемы межличностного общения со сверстниками, но и выстраивать эффективные взаимоотношения со значимыми взрослыми: родителями, педагогами в школе.

Каждое занятие включает в себя следующие компоненты: игры, упражнения, применяемые в начале и конце занятия; мини-лекции; мозговые штурмы; обсуждения, работу в подгруппах и парах.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

  1. Приветствие.
  2. Разминка, которая направлена на включение детей в работу.
  3. Работа над темой занятия: беседа, направленная на введение детей в тематику занятия, выполнение упражнений, направленных на поиск путей решения заявленной проблемы.
  4. Рефлексия. Обсуждение, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.

Критериями эффективности проведенных занятий будут выступать следующие изменения:

 

  • адекватная реакция на педагогическое воздействие;
  • развитие способности к рефлексии, контролю поведения;
  • применение эффективных способов решения конфликтов;
  • владение навыками эффективного общения.

 

Литература:

  1. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев, 1997.
    2.  Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.      М.,1997.
    3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Как я разрешаю конфликты с... Методические рекомендации. — СПб: Речь, 2006.


Занятие 1: Конфликт.

Цель: Ознакомление с понятием «конфликт» и причинами его возникновения.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с понятием «конфликт»;
  2. Выявить причины возникновения конфликтов;
  3. Проанализировать личный опыт рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию.

Материалы: карточка с цифрой 6, маркеры (фломастеры), ручки, 2 листа бумаги А3, плакат «Конфликт - …», карточки для выполнения задания «Конфликт для меня – это…»

Ход занятия

  1. Приветствие. Здравствуйте, я рада вас всех видеть на нашем занятии. Поприветствуйте своего соседа как лучшего друга.

О чем мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете после этого упражнения. Ведущий вызывает 2 добровольцев.   

  1. Упражнение «69». Два человека встают напротив друг друга. Между ними кладем карточку, на которой написано 6.

- Что написано на карточке? Докажите, что вы правы.

- Что произойдет, если они не договорятся?  (ссора, конфликт)

- «Конфликт» - это тема нашего занятия. Тема занятия записывается на доске.

3.Упражнение «Ассоциации на слово конфликт»

- А что такое конфликт?  Можно ответить одним словом, запишите его на листочке.  Ответы детей прикрепить на доску.

Ведущий зачитывает все, что написали дети, благодарит участников за активную работу, подчеркивая, что  нам вместе удалось дать определение.

- Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

(Высказывания детей.)

- Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

-  Как часто происходят конфликты в вашей жизни?

-  С кем чаще всего вы ссоритесь?

  1. Мозговой штурм: «Почему люди ссорятся?»

Работа в подгруппах по 3-4 человека.

- Почему люди ссорятся?

 Ответы воспитанники записывают на листах А3.

Примерные ответы детей:

 Люди не понимают друг друга.

Не владеют своими эмоциями.

Не принимают чужого мнения.

Не считаются с правами другого человека.

Пытаются во все доминировать.

Не умеют слушать других.

Хотят умышленно обидеть друг друга.

Каждая группа представляет выполненное задание.

  1. Упражнение «Я в конфликтной ситуации»

- О чем мы думаем, когда вступаем в конфликт?

- Что мы чувствуем, когда вступаем в конфликт?

- Как мы действуем в конфликте?

Ответы детей.

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

ссора

меня хотят обидеть,

страх

я убегаю

война

унизить

обида

я уступаю

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

я подавляю

борьба

 

напряжение

я иду

состязание

меня подавляют

тревога

на компромисс

схватка

надо мной хотят
посмеяться

злость

я ищу
сотрудничества

Чтобы создать целостный внутренний образ, детям предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Конфликт для меня — это...» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму: (Приложение 1)

«Конфликт для меня — это... (ассоциация), когда я думаю, что... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (стратегия поведения)».

Дети зачитывают свои фразы.

Обсуждение упражнения: Кто после этого упражнения испытывает негативные эмоции, чувствует себя некомфортно?

Избавьтесь от них. Ребятам предлагается написать на листочке, смять и выбросить в общий кулек.

Что мне сделать с кульком?

6.Упражнение «Ладошки» Психолог рисует на доске солнышко, которое улыбается. Человек более успешен и счастлив, когда он улыбается. А улыбаться вы будете чаще, если научитесь конструктивно решать конфликтные ситуации и будете выполнять некоторые правила поведения в конфликтных ситуациях.

Воспитанники выбирают ладошки, на которых написаны правила поведения в конфликтных ситуациях, зачитывают и прикрепляют их к солнышку.

Записи на ладошках:

Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение другого.

Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.

Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят.

Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
Уважай чувства других людей.
 Любую проблему можно решить.

  1. Обсуждение «Обратная связь»

Подходит к концу наше занятие. Поделитесь своими мыслями и чувствами, скажите, что запомнилось?

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.