выполнила:
Казаченко Татьяна Александровна, Психолог
ГБУ СО «ОРЦ» г.Саратова
Саратовская область
Заводской район
Город Саратов
Профилактика девиантного поведения учащихся
Отклоняющееся поведение учащихся, на сегодняшний день является очень частой и очень сложной проблемой, как для учителей, психологов, так и для родителей. Предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений подростков становится важной задачей общества и образовательных учреждений в частности. Также к актуальной задаче можно отнести проблемы воспитания детей с асоциальным поведением , пути и средства к коррекции проявлений девиантности.
Главной причиной девиантного поведения детей является их отношение с родителями. К довольно частой причине «трудного» ребенка относится неспособность родителей должным образом заниматься его воспитанием , а главное, недостаток знания в воспитании ,частые ссоры, отсутствие времени и высокая занятость членов семьи, недостаток контроля и предоставление ребенка самому себе.[1]
Также большую роль в возникновении такого поведения играет образовательное учреждение .К таким учащимся нужно отнестись более внимательно , необходимо понять, что происходит в их жизни и почему это приводит к их асоциальному поведению. Поэтому желание учителей работать с «трудными» детьми занимает значимую роль.[2]
Профилактика девиантного поведения учащихся должна включать :
- Комплексный подход (содействие родителей, педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних и др.) для решения проблем связанных с воспитательно-профилактической работой.
- Взаимодействие с различными службами (органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, социальные службы помощи семьи и детям и др.).
- Проведение регулярного мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения.[3]
- Создание профилактических мероприятий с психологом (лекции на актуальные темы, психологические тренинги, беседы).[4]
- Сотрудничество с родителями и привлечения к совместной деятельности с детьми (родительские собрания, совместные занятия для детей и их родителей и т.д.).[5]
- Организация досуга и активизация личностных ресурсов детей с девиантным поведением (занятие спортом, творческое самовыражение и т.д.).
- Активизация пропаганды активного и здорового образа жизни.
Подводя итог, необходимо отметить, что профилактика девиантного поведения − это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, однако нужно учитывать, что каждый педагогический коллектив организовывает свою работу согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Очень важно помнить, что в этой работе должны активно участвовать все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.
Литература
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2013. С.103.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Москва. 2010.С.5-60.
- Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
- Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков. – В кн. Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. – С. 211
- Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы - М., 1989.
- [1] Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Москва. 2010.С.5-60.
- [2] Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
- [3] Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков. – В кн. Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. – С. 211
- [4] Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2013. С.103.
- [5] Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы - М., 1989.