выполнила:
Ильцевич Анастасия Олеговна
КГКУ «Емельяновский детский дом»
Красноярский край
Емельяновский район
пгт. Емельяново
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАЙКА»
Разработчик программы: педагог-психолог Ильцевич А.О.
п. Емельяново 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительномоторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Актуальность пробелы: Программы состоит также в том, что в последнее время, среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
Педагогическая целесообразность:
Цель программы: развитие познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Задачи программы:
- Развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления).
- Развитие учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Развитие коммуникативных навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевыхотношений с педагогами.
Нормативно-правовая основа программы:
Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ; ФГОС ОО; Положение о социальных практиках, об образовательных стажировках и профессиональных пробах от 01.11.2011 года; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года N 26.); устав КГКУ «Емельяновский детский дом»; устав профессиональной образовательной организации.
Методологическая основа программы:принципы гуманизма (гуманистический характер взаимодействия между участниками программы); научности (представление для усвоения подлинных, прочно установленных наукой знаний); системности (соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала); ориентации на зону ближайшего развития (учет объема накопленных знаний, умений и навыков воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей); связь теории с практикой (закрепление полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью).
Теоретическая основа программы – подходы Н.П. Локаловой к развитию когнитивной сферы детей младшего школьного возраста.
Научная основа программы: методологическая и теоретическая обоснованность, внутренняя логика. Применение авторской программы, адекватной поставленной цели и задачам.
Новизна программы: программа разработана с учетом требований ФГОС
Практическая направленность программы.
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Вид программы: адаптированная. Программа составлена на основе программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»(Издательство «Генезис», 2015 г.) и рекомендована для работы с детьми младшегошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ, у которых наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений. Адаптация данной программе обусловлена тем, что она не позволяет охватить весь комплекс проблем стоящих перед учреждением, не специфицирована по методам приемам для работы с воспитанниками учреждения с ЗПР и с УО. Исходя из этого структура и содержание занятий могут быть изменены с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Кроме того, возможно отклонения от планы работ, занятия могут быть перенесены на другую дату или содержательно отличатся от запланированных по причине соматического состояния воспитанника.
Адресат программы: воспитанники в возрасте 7-12 лет, в том числе и с ЗПР И УО (согласно рекомендациям психиатра, невропатолога и др.).
Методы и формы работы:
Методы:
- Игровые методы
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности.
Формы:
Для успешной реализации используются групповые занятия, по 4-7 человек. Индивидуальные занятия необходимы тоже для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Методическое и материально-техническое обеспечение:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству воспитанников, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала; комплект мягкой мебели
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 4 года обучения. Исходя из возрастных особенностей воспитанников, формируется четыре группы: I группа – воспитанники, обучающиеся в 1 классе (первый год реализации программы); II группа – воспитанники обучающиеся в 2 классе (второй год реализации программы); III группа - воспитанники обучающиеся в 3 классе (третий год реализации программы); IV группа - воспитанники обучающиеся в 4-5 классе (четвертый год реализации программы).
Режим и структура занятий.
Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительность 30-40 минут.
Структура занятий:
- организационная часть - направлена на регуляцию эмоционального состояния и работоспособности;
- разминка - направлена на активизацию познавательной деятельности, подготовку к восприятию основных упражнений (упражнения на внимание, гибкость мышления, сообразительность, упражнения мозговой гимнастики);
- основная часть (упражнение на снятие напряжения, коррекцию эмоциональной сферы, сплочение детского коллектива, на самопознание и доброжелательности, творчества (музыка, рисование); упражнения, направленные на развитие обще учебных умений и навыков; рефлексия детей и педагога – психолога).
Планируемый результат:
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению;
- осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальнойжизни в группах;
- формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- составление плана и последовательности действий;
- сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение
отклонений и отличий от эталона;
- внесение дополнений в способ действия;
- осознание качества усвоения.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез как составление целого из частей;
- самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих
компонентов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей.
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и
творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- определение цели сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- распределение функций участников среди сверстников и в системе
«учитель-ученик»;
- выработка способов взаимодействия со сверстниками и в системе
«учитель-ученик».
Формы оценки достижений планируемых результатов:
Начальная диагностика проводится перед началом занятий в индивидуальной форме (сентябрь). Диагностический инструментарий подбирается в соответствии с индивидуальными и физическими возможностями детей. Эффективность программы оценивается при выполнении детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.
№ п/п |
Критерии |
Механизм отслеживания |
Периодичность |
1 |
Повышение уровня когнитивного развития (сформированностиобщеинтеллектуальных умений) |
Методика Л.И. Переслени |
2 класс - 3 четверть 3 класс - 4 четверть |
ГИТ |
4 класс-3 четверть |
||
Тест Р. Кеттелла Методика «Интеллектуальная лабильность» С.Н.Костроминой |
5 класс - 1 и 4 четверть |
||
2 |
Повышение уровня сформированностиобщедеятельностных умений |
Грфический диктант Д.Б.Эльконина |
1класс - 2 четверть |
Методика Н.Ф. Кругловой (модифицированная) |
2 раза в год |
||
3 |
Повышение уровня личностного развития (мотивация, тревожность, самооценка) |
Журнал наблюдения |
2 раза в год |
Анкета Н.Г. Лускановой |
1,3,4,5 класс |
||
Шкала тревожности Кондаша |
1,3,4,5 класс |
||
Проективные рисуночные тесты: ДДЧ, Несуществующее животное, Дерево и другие |
1 раз в год |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Содержание уроков психологического развития основывается на:
1) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
3) необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Исходя из этого содержанием этих уроков явилось:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
- умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя;
- умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
- произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
- рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают норой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у воспитанников начальных классов должны быть сформированы такие психологические качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы младших школьников должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного, вербально-понятийного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Основная задача психологического развития воспитанников, обучающихся в первом классе, состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Основная задача психологического развития воспитанников, обучающихся во втором классе, - развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основной упор в психологическом развитии воспитанников, обучающихся в третьем и четвертом классах - формирование у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
«Стержнем» программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
Реализация подхода к психологическому развитию школьников с точки зрения закона дифференциации познавательных структур в предложенной нами системе заданий:
- Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).
- Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).
- При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).
- Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).
- Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).
- При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой {урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 группа
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. |
1 |
2 |
Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. |
1 |
3 |
Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). |
1 |
4 |
Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. |
1 |
5 |
Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. |
1 |
6 |
Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. |
1 |
7 |
Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). |
1 |
8 |
Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. |
1 |
9 |
Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. |
1 |
10 |
Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. |
1
|
11 |
Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. |
1 |
12 |
Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. |
1 |
13 |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. |
1 |
14 |
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. |
1 |
15 |
Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). |
1 |
16 |
Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. |
1 |
17 |
Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. |
1 |
18 |
Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. |
1 |
19 |
Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). |
1 |
20 |
Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. |
1 |
21 |
Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. |
1 |
22 |
Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. |
1 |
23 |
Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). |
1 |
24 |
Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). |
1 |
25 |
Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). |
1 |
26 |
Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. |
1 |
27 |
Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. |
1 |
28 |
Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. |
1 |
29 |
Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). |
1 |
30 |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 группа
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 (31) |
Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. |
1 |
2 (32) |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления. |
1 |
3 (33) |
Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений. |
1 |
4 (34) |
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. |
1 |
5 (35) |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. |
1 |
6 (36) |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза). |
1 |
7 (37) |
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений. |
1 |
8 (38) |
Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений. |
1 |
9 (39) |
Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. |
1 |
10 (40) |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. |
1 |
11 (41) |
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы. |
1 |
12 (42) |
Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. |
1 |
13 (43) |
Развитие мышления {установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). |
1 |
14 (44) |
Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. |
1 |
15 (45) |
Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. |
1 |
16 (46) |
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. |
1 |
17 (47) |
Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). |
1 |
18 (48) |
Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. |
1 |
19 (49) |
Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. |
1 |
20 (50) |
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). |
1 |
21 (51) |
Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия.
|
1 |
22 (52) |
Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. |
1 |
23 (53) |
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения). |
1 |
24 (54) |
Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. |
1 |
25 (55) |
Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). |
1 |
26 (56) |
Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). |
1 |
27 (57) |
Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений. |
1 |
28 (58) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). |
1 |
29 (59) |
Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование?. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. |
1 |
30 (60) |
Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 группа
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 (61) |
Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. |
1 |
2 (62) |
Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). |
1 |
3 (63) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). |
1 |
4 (64) |
Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. |
1 |
5 (65) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений. |
1 |
6 (66) |
Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. |
1 |
7 (67) |
Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). |
1 |
8 (68) |
Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). |
1 |
9 (69) |
Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. |
1 |
10 (70) |
Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). |
1 |
11 (71) |
Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. |
1 |
12 (72) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). |
1 |
13 (73) |
Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. |
1 |
14 (74) |
Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). |
1 |
15 (75) |
Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. |
1 |
16 (76) |
Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). |
1 |
17 (77) |
Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. |
1 |
18 (78) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. |
1 |
19 (79) |
Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия. |
1 |
20 (80) |
Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности). |
1 |
21 (81) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза). |
1 |
22 (82) |
Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). |
1 |
23 (83) |
Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. |
1 |
24 (84) |
Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. |
1 |
25 (85) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). |
1 |
26 (86) |
Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного внимания (устойчивость). |
1 |
27 (87) |
Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной памяти, Развитие чувства времени. |
1 |
28 (88) |
Развитие логической памяти. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). |
1 |
29 (89) |
Развитие понятийного мышления. Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. |
1 |
30 (90) |
Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 группа
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 (91) |
Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). |
1 |
2 (92) |
Развитие понятийного мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. |
1 |
3 (93) |
Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной памяти. |
1 |
4 (94) |
Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. |
1 |
5 (95) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). |
1 |
6 (96) |
Развитие вербального мышления (отношения рядоположности). Развитие умения сравнивать. Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). |
1 |
7 (97) |
Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. |
1 |
8 (98) |
Развитие вербального мышления (отношения рядоположности). Развитие произвольности движений. |
1 |
9 (99) |
Развитие вербального мышления. Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть). Развитие осязательного восприятия. |
1 |
10 (100) |
Развитие зрительной памяти. Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие пространственных представлений. |
1 |
11 (101) |
Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»). Развитие глазомера и зрительно - моторных координации. |
1 |
12 (102) |
Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения). Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). |
1 |
13 (103) |
Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений). Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). |
1 |
14 (104) |
Развитие опосредованной памяти. Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). |
1 |
15 (105) |
Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. |
1 |
16 (106) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания. |
1 |
17 (107) |
Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (точность). |
1 |
18 (108) |
Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие мышления (абстрагирование). |
1 |
19 (109) |
Развитие произвольной памяти. Развитие понятийного мышления. Развитие пространственных представлений. |
1 |
20 (110) |
Развитие опосредованной памяти. Развитие глазомера и зрительно-моторных координации. |
1 |
21 (111) |
Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольности движений. |
1 |
22 (112) |
Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. |
1 |
23 (113) |
Развитие произвольного внимания. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). |
1 |
24 (114) |
Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания |
1 |
25 (115) |
Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). |
1 |
26 (116) |
Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). |
1 |
27 (117) |
Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). |
1 |
28 (118) |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие непосредственной памяти. Развитие смысловой вербальной памяти. |
1 |
29 (119) |
Развитие вербального мышления (отношения последовательности) . Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие произвольных движений. |
1 |
30 (120) |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательного восприятия. |
1 |
Перейти к публикациям для педагогов