ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кириленко Галина Валентиновна

преподаватель

МБУДО «ДШИ» пгт. Нижний Одес

Республика Коми

 

Разработка урока

 

Технологическая карта урока от 11.03.2020 г.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Кириленко Галина Валентиновна

класс

5 класс

Название программы

«Фортепиано»

Название предмета

«Специальность и чтение с листа»

Дата проведения открытого урока

11.03.2020 г.

Тема урока

Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ

Актуальность темы

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания.

Цель урока:

Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере Маленькой двухголосной фуги И.С. Баха до минор.

Задачи урока:

Образовательные:

·       Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;

·       Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;

·       Познакомить с разными редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха;

·       Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями Маленькой двухголосной фуги до минор И.С. Баха.

Развивающие:

·       Продолжить развитие навыка полифонического слышания;

·       Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;

·       Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;

·       Формировать умение анализировать свое исполнение;

·       Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.

Воспитательные:

·       Мотивировать к изучению полифонических произведений;

·       Привить интерес к творчеству И.С. Баха;

·       Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.

Используемые методы обучения

·             Основные: словесный, наглядно-слуховой, практический; объяснительно-иллюстративный;

·             Интерактивные: исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; эмоционально-познавательный

Тип урока

 Комбинированный

Виды работы обучающихся на уроке

Исполнение произведений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ.

Дидактический материал

Нотный материал; карточки для составления формы фуги; таблица мелизмов; учебная схема изучения двухголосных полифонических произведений; справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Готовность обучающихся к уроку.

Положительный и деловой настрой на урок.

Внимание и организованность учащейся. 1 мин.

Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации.

Проверка готовности учащейся  к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя.

Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока.

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Игра подготовительных упражнений, гамма до минор.

4 мин.

Демонстрация умения беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики.

Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений.

Беседа о полифоническом наследии И.С. Баха. Особенность Маленькой двухголосной фуги до минор среди маленьких прелюдий и фуг. 4 мин.

Отвечает на наводящие вопросы, показывает теоретические знания о творчестве Баха, его цикле «Маленькие прелюдии и фуги».

Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету. (Сократовский метод)

Разбор строения фуги до минор: нахождение темы, противосложений и интермедий (использование карточек для составления формы фуги). Подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения фуги (условная аранжировка разными музыкальными инструментами, анализ характера фуги в целом и музыкальных фрагментов в отдельности, музыкальный образ).    5 мин.

Анализирует нотный текст, находит нужные компоненты полифонической фактуры, разбирает тональный и динамический план. Определяет характер, находит музыкальный образ, условно оркеструет фрагменты произведения. Подбирает необходимые приемы звукоизвлечения.

 

Оценивает деятельность учащейся, задает направляющие вопросы, помогает найти нужные решения, нужные приемы звукоизвлечения и правильно формулировать выводы. Использует объяснительно-иллюстративный и поисковый методы.

Работа по голосам. Использование подобранных ранее приемов. Подбор необходимых приемов звукоизвлечения для каждого элемента музыкальной ткани,  выразительного интонирования и убедительного исполнения голосов. 15 мин.   

Демонстрирует умение практически использовать найденные решения. Работает над выразительностью исполнения голосов, используя различные приемы звукоизвлечения.

Контролирует деятельность учащейся, используя метод коммуникативного взаимодействия.

Просмотр видеозаписи исполнения Маленькой двухголосной фуги.

4 мин.

Эмоционально-психологическая разрядка. Смена позы. Учащаяся анализирует чужое исполнение.

Педагог демонстрирует видеоролик на ноутбуке, направляет внимание учащейся на отдельные фрагменты. После исполнения предлагает кратко оценить услышанное исполнение.

 

Знакомство с редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха. Отличительные особенности редакций К.Черни, Ф. Бузони, Б. Муджелини, С. Диденко, Н. Кувшинникова.

4 мин.

Отвечает на наводящие вопросы, анализирует нотный текст, делает выводы.

Знакомит с различными редакциями Маленьких прелюдий и фуг. Выделяет особенности каждой редакции. Объясняет, почему выбрана редакция Бузони.

 

Итоговое исполнение Маленькой фуги до минор с учетом проделанной на уроке работы. Закрепление знаний, умений и навыков. 4 мин.

Демонстрирует умение практического применения полученных на уроке знаний, умений, навыков.

 

Контролирует деятельность учащейся.

Рефлексия. 2 мин.

 

Оценивает свое исполнение. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы устранения недочетов.

Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Обобщающий и рефлексивный методы)

 

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Актуализация субъективного опыта учащейся.

Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением.       

2 мин.

Самооценка результата работы на уроке.

 

 

 

 

Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений.

Оценка работы учащегося.

Особые результаты работы учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения?

 

Что показалось особенно трудным, непонятным?

 

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

 

Над чем планируете поработать дома?

 

Как будете строить свою работу?

 

 

Приложение 2

Учебная схема изучения двухголосных полифонических произведений

  1. Выбор редакции произведения.
  2. Анализ формы произведения. Разделы. Нахождение основного и вспомогательного материала. Тонально-динамический план.
  3. Работа по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  4. Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний - f, нижний - р. Затем наоборот.

5.Исполнение голосов разными штрихами (верхний - легато, нижний – стаккато), затем наоборот.

  1. Изменить регистры голосов при исполнении (избрать более широкое расположение голосов)
  2. Играть один голос, пропевать другой.
  3. Исполнение в «готовом» виде. Поиск точного динамического сочетания голосов. Выстраивание динамического плана произведения в целом.

 

 

 

КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ (пример)

 

Тема открытого урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ.

Вид мероприятия:  Открытый урок с учащейся 5 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».

Форма работы: Индивидуальный урок

Тип урока: Комбинированный

Цель: Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере Маленькой двухголосной фуги И.С. Баха до минор.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;
  • Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;
  • Познакомить с разными редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха;
  • Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями Маленькой двухголосной фуги до минор И.С. Баха.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыка полифонического слышания;
  • Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;
  • Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;
  • Формировать умение анализировать свое исполнение;
  • Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.

Воспитательные:

  • Мотивировать к изучению полифонических произведений;
  • Привить интерес к творчеству И.С. Баха;
  • Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.

Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над полифоническими произведениями: подготовительные упражнения, анализ строения формы, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа по голосам с использованием различных приемов звукоизвлечения, знакомство с различными редакциями, интерпретациями исполнения произведения.

Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над полифоническими произведениями.

В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.

 Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.     

В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы, так и интерактивные: моделирование проблемных ситуаций, художественно-исполнительская коммуникация; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся.  

Учащаяся была активна  на уроке, выполняла задания с интересом.   

В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся. 

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

     

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2020. публикации для педагогов.