Кириленко Галина Валентиновна
преподаватель
МБУДО «ДШИ» пгт. Нижний Одес
Республика Коми
Разработка урока
Технологическая карта урока от 11.03.2020 г.
Название образовательного учреждения |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес |
Ф.И.О. преподавателя |
Кириленко Галина Валентиновна |
класс |
5 класс |
Название программы |
«Фортепиано» |
Название предмета |
«Специальность и чтение с листа» |
Дата проведения открытого урока |
11.03.2020 г. |
Тема урока |
Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ |
Актуальность темы |
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания. |
Цель урока: |
Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере Маленькой двухголосной фуги И.С. Баха до минор. |
Задачи урока: |
Образовательные: · Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением; · Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани; · Познакомить с разными редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха; · Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями Маленькой двухголосной фуги до минор И.С. Баха. Развивающие: · Продолжить развитие навыка полифонического слышания; · Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений; · Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений; · Формировать умение анализировать свое исполнение; · Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии. Воспитательные: · Мотивировать к изучению полифонических произведений; · Привить интерес к творчеству И.С. Баха; · Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности. |
Используемые методы обучения |
· Основные: словесный, наглядно-слуховой, практический; объяснительно-иллюстративный; · Интерактивные: исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; эмоционально-познавательный |
Тип урока |
Комбинированный |
Виды работы обучающихся на уроке |
Исполнение произведений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ. |
Дидактический материал |
Нотный материал; карточки для составления формы фуги; таблица мелизмов; учебная схема изучения двухголосных полифонических произведений; справочная литература. |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1 Этап урока: Организационный |
||
Планируемый результат |
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Готовность обучающихся к уроку. Положительный и деловой настрой на урок. Внимание и организованность учащейся. 1 мин. |
Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации. |
Проверка готовности учащейся к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя. Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока. |
2. Этап урока: Основная часть |
||
Структурный компонент урока, Планируемый результат |
Деятельность учащегося |
Деятельность преподавателя/ Методы и приемы работы |
Игра подготовительных упражнений, гамма до минор. 4 мин. |
Демонстрация умения беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики. |
Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений. |
Беседа о полифоническом наследии И.С. Баха. Особенность Маленькой двухголосной фуги до минор среди маленьких прелюдий и фуг. 4 мин. |
Отвечает на наводящие вопросы, показывает теоретические знания о творчестве Баха, его цикле «Маленькие прелюдии и фуги». |
Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету. (Сократовский метод) |
Разбор строения фуги до минор: нахождение темы, противосложений и интермедий (использование карточек для составления формы фуги). Подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения фуги (условная аранжировка разными музыкальными инструментами, анализ характера фуги в целом и музыкальных фрагментов в отдельности, музыкальный образ). 5 мин. |
Анализирует нотный текст, находит нужные компоненты полифонической фактуры, разбирает тональный и динамический план. Определяет характер, находит музыкальный образ, условно оркеструет фрагменты произведения. Подбирает необходимые приемы звукоизвлечения.
|
Оценивает деятельность учащейся, задает направляющие вопросы, помогает найти нужные решения, нужные приемы звукоизвлечения и правильно формулировать выводы. Использует объяснительно-иллюстративный и поисковый методы. |
Работа по голосам. Использование подобранных ранее приемов. Подбор необходимых приемов звукоизвлечения для каждого элемента музыкальной ткани, выразительного интонирования и убедительного исполнения голосов. 15 мин. |
Демонстрирует умение практически использовать найденные решения. Работает над выразительностью исполнения голосов, используя различные приемы звукоизвлечения. |
Контролирует деятельность учащейся, используя метод коммуникативного взаимодействия. |
Просмотр видеозаписи исполнения Маленькой двухголосной фуги. 4 мин. |
Эмоционально-психологическая разрядка. Смена позы. Учащаяся анализирует чужое исполнение. |
Педагог демонстрирует видеоролик на ноутбуке, направляет внимание учащейся на отдельные фрагменты. После исполнения предлагает кратко оценить услышанное исполнение.
|
Знакомство с редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха. Отличительные особенности редакций К.Черни, Ф. Бузони, Б. Муджелини, С. Диденко, Н. Кувшинникова. 4 мин. |
Отвечает на наводящие вопросы, анализирует нотный текст, делает выводы. |
Знакомит с различными редакциями Маленьких прелюдий и фуг. Выделяет особенности каждой редакции. Объясняет, почему выбрана редакция Бузони.
|
Итоговое исполнение Маленькой фуги до минор с учетом проделанной на уроке работы. Закрепление знаний, умений и навыков. 4 мин. |
Демонстрирует умение практического применения полученных на уроке знаний, умений, навыков.
|
Контролирует деятельность учащейся. |
Рефлексия. 2 мин.
|
Оценивает свое исполнение. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы устранения недочетов. |
Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Обобщающий и рефлексивный методы)
|
3. Этап урока: Подведение итогов урока |
||
Планируемый результат |
Деятельность учащихся |
Деятельность преподавателя |
Актуализация субъективного опыта учащейся. Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением. 2 мин. |
Самооценка результата работы на уроке.
|
Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений. Оценка работы учащегося. Особые результаты работы учащегося. |
Приложение 1
Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.
Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения? |
|
Что показалось особенно трудным, непонятным? |
|
Какие замечания преподавателя были особенно полезны? |
|
Над чем планируете поработать дома? |
|
Как будете строить свою работу? |
|
Приложение 2
Учебная схема изучения двухголосных полифонических произведений
- Выбор редакции произведения.
- Анализ формы произведения. Разделы. Нахождение основного и вспомогательного материала. Тонально-динамический план.
- Работа по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
- Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний - f, нижний - р. Затем наоборот.
5.Исполнение голосов разными штрихами (верхний - легато, нижний – стаккато), затем наоборот.
- Изменить регистры голосов при исполнении (избрать более широкое расположение голосов)
- Играть один голос, пропевать другой.
- Исполнение в «готовом» виде. Поиск точного динамического сочетания голосов. Выстраивание динамического плана произведения в целом.
КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ (пример)
Тема открытого урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ.
Вид мероприятия: Открытый урок с учащейся 5 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».
Форма работы: Индивидуальный урок
Тип урока: Комбинированный
Цель: Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере Маленькой двухголосной фуги И.С. Баха до минор.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;
- Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;
- Познакомить с разными редакциями Маленьких прелюдий и фуг И.С. Баха;
- Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями Маленькой двухголосной фуги до минор И.С. Баха.
Развивающие:
- Продолжить развитие навыка полифонического слышания;
- Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;
- Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;
- Формировать умение анализировать свое исполнение;
- Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.
Воспитательные:
- Мотивировать к изучению полифонических произведений;
- Привить интерес к творчеству И.С. Баха;
- Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.
Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над полифоническими произведениями: подготовительные упражнения, анализ строения формы, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа по голосам с использованием различных приемов звукоизвлечения, знакомство с различными редакциями, интерпретациями исполнения произведения.
Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над полифоническими произведениями.
В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.
Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.
В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы, так и интерактивные: моделирование проблемных ситуаций, художественно-исполнительская коммуникация; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся.
Учащаяся была активна на уроке, выполняла задания с интересом.
В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.