ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 выполнила:

Мироненко Елена Михайловна

преподаватель

МБУДО «ДШИ» пгт. Нижний Одес

Республика Коми

 

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»  пгт. Нижний Одес

 Методическое сообщение

 «Дифференцированное обучение»

Преподаватель музыкального отделения

Мироненко Елена Михайловна

 2020 г.

Дифференцированное обучение

 

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение. Дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными.

Дифференцированный подход в обучении предусматривает учёт, соединяющий в себе индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье.

01.09.2013 года вступил в силу новый «Закон об образовании», в котором упоминается о Дополнительном образовании в сфере искусства. В рамках данного закона обучение в настоящий момент ведется в двух направлениях: предпрофессиональном и общеразвивающем. Первая программа реализуется в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, целенаправленно развивая их профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профильного обучения. Общеразвивающая программа направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. У каждой программы свои цели и задачи, требования, количество аудиторных занятий и т.п. Одним из важных факторов воспитания ученика – пианиста, обучающегося по любому из этих направлений, является не только достижение поставленных целей и задач, но и умело составленный репертуар, учитывающий все индивидуальные его качества.

Как правило, в школу искусств поступают учащиеся с очень разными музыкальными способностями, физическими и психологическими особенностями, духовным состоянием. И подобрать каждому юному исполнителю репертуар, который будет соответствовать и программным требованиям, и индивидуальным особенностям учащегося – одна из важнейших задач преподавателя. Это и есть дифференцированный подход.

Предмет «Фортепиано» основан на индивидуальной форме обучения, когда во время урока преподаватель и учащийся находятся в непосредственном контакте друг с другом. Главное достоинство индивидуального урока в том, что преподаватель путем наблюдения может полностью адаптировать методы и содержание учебной деятельности учащегося с учетом его характерных и музыкальных особенностей. Преподаватель следит за каждым действием учащегося, его продвижению от незнания к знанию и вовремя вносит необходимые коррективы.

При выборе репертуара важно сочетать определенные факторы личности учащегося. Условно разделим их на четыре категории:

  1. Музыкальные способности (музыкальный слух, ритм, память, чувство метра, времени и т.д.)
  2. Физические возможности (физиологические особенности строения кисти рук)
  3. Психологические особенности (характер, темперамент, внимание, логическое мышление, реакция, эмоциональная отзывчивость и т.д.)
  4. Духовное состояние каждого учащегося (закрытый или открытый тип личности, молчаливый или контактирующий, коммуникативный или замкнутый).

Зная загруженность детей в общеобразовательных школах, минимума их свободного времени, необходимо воспитывать у них продуктивность занятий. Многим ученикам для более успешного обучения можно рекомендовать не многочасовое сидение за инструментом, а упражнения, которые заставили бы голову ясно работать. Нужны только самые необходимые, доступные, легко запоминающиеся упражнения, те от которых ученик быстро видит результат, при этом затратив на это минимум времени.

При обучении музыке стоит учитывать не только разделение программы по развитию ребёнка, но и не забывать о его состоянии здоровья. Музыкальные способности мы, как правило, выявляем ещё при поступлении в школу, а вот физическое развитие сразу распознать сложно. И если это не учитывать, то придется долго ходить по лабиринтам в поисках надежды на успешное музыкальное воспитание и развитие технических навыков ребёнка. Можно до бесконечности менять программу, а ребёнку от этого легче не станет. И сейчас я думаю, что со мной согласятся многие. Работать становится всё труднее - с катастрофической скоростью растёт большое количество проблемных детей.

Иногда средний ученик без особо ярких музыкальных данных, но, имея полноценное здоровье, достигает больше хороших результатов в музыкальном воспитании, нежели одарённый, но физически плохо развитый. Поэтому педагогу, имея в классе проблемных детей, нельзя концентрировать внимание только на чисто музыкальных задачах, полагаясь далее на его самые яркие природные данные. Например, в классе есть ученик с дистонией мышц. Игра на рояле требует определённых физических усилий, а у ребёнка ещё и отсутствует работоспособность и внимание. Это здоровый ребёнок? Можно его обучать традиционным методом? Проще от такого ученика избавиться, заменив его на перспективного. Но если родители заинтересованы и понимают, что музыкотерапия помогает избавиться от недугов, что только кропотливая работа педагога и доверие ему своего ребёнка помогут избежать в дальнейшем серьёзных проблем. При этом педагог, в свою очередь, должен применить весь свой опыт и мастерство в обучении игре на инструменте. Ведь, что такое игра на инструменте? Это пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики. Отсюда поступление кислорода к головному мозгу, развитие памяти, мышления и даже речи. Не зря, именно у детей ясельного возраста в детском саду в группе множество игр для развития мелкой моторики. Это разборка пирамидок, составление мозаики, лепка из пластилина и так далее. Обучение игре на инструменте в дальнейшем развивает математические способности. Ежедневный «тренаж» пальцев несёт целый комплекс оздоровления организма. И, чем раньше родители отдают предпочтение занятиям музыкой, тем полезнее для ребёнка.

Если раньше музыкальное образование в основном было направлено на одарённых детей, то сейчас всё больше в школу приходят учащиеся с разным уровнем развития. При этом родители видят в своих детях «вундеркиндов» и стараются определить их во всевозможные спортивные кружки, художественную и музыкальную школу одновременно.

Сейчас очень модно хвалиться учёбой своего ребёнка одновременно в нескольких заведениях. При этом родители даже не догадываются, под какой удар ставят здоровье своего ребёнка. Ни для кого не секрет, что с каждым годом здоровых детей рождается всё меньше. Уже в раннем возрасте у детей сколиоз, смещение шейных позвонков, слабое зрение, разлад в совмещении зрительно-слуховой, мыслительно-двигательной деятельности. В итоге, в музыкальной школе всё чаще стали появляться дети с заторможенным умственным развитием. И, если это не замечать, а работать в традиционной манере, то можно у ребёнка развить дополнительно ещё множество заболеваний (вегето-сосудистые, заболевания сидячего образа жизни и так далее). Сколиоз - это большое препятствие для опоры ног, чёткой регуляции движений. При этом наблюдается не только задержка психомоторных действий, но и замедленная реакция, непокорность движения рук и пальцев, боли в спинных и шейных мышцах. Всё это тесно связано с работой головного мозга. А это уже проблемный ребёнок.

Также в класс приходят обучаться закомплексованные, трудно идущие на контакт с преподавателем, или просто ленивые. Я считаю, что от этих комплексов есть очень хорошее средство: концерты, посещение музеев, выезд на природу или просто чаепитие один на один в классе. Здесь можно раскрепостить ребёнка, найти его любимую тему для разговора.

Нельзя не вспомнить о конкурсах, будь то школьный или международный. Дети в них любят и хотят участвовать, где только можно. Это их подтягивает, организует, они приобретают большой культурный сценический опыт, общаются с детьми и, самое главное, слышат очень много  хорошей музыки. Иногда это их очень увлекает, особенно когда занимают призовые места. Другие учащиеся класса, наблюдая за ними, стремятся быть похожими на них, не остаются равнодушными. При общем желании «ученик↔родитель↔педагог», и с довольно средним учащимся можно достичь очень хороших результатов. Но не все родители, к сожалению, думают одинаково. Некоторые считают, что музыка не прокормит, а, следовательно, думают, что музыкант это не специальность. Поэтому они ведут детей в музыкальную школу так, для общего развития, чтобы ребёнок не «бродил» по городу. При этом они не утруждают и не обременяют себя и ребёнка. Поэтому их дети приходят на урок, словно в гости и приятному времяпровождению. При таком подходе педагогу необходимо очень тщательно продумывать программу, увлекать детей популярной музыкой, близкой пониманию ребёнка.

Игра на синтезаторе очень увлекает детей, они больше занимаются дома, чтобы у них осталось время поиграть на синтезаторе. Здесь они подбирают мелодии по слуху, поют, аккомпанируют, работают над музыкой джазового и эстрадного направлений. С использованием синтезатора всё это решается успешно, что, несомненно, делает процесс обучения более разнообразным, увлекательным и современным.

Часто дети нам рассказывают то, чего не скажут своим родителям. Значит, они доверяют своему педагогу. При таких отношениях гораздо легче идёт учебный процесс, ребёнок не закомплексован, следовательно, можно достичь неплохих результатов в его воспитании и обучении.

Путь педагога-пианиста труден, тем более что сейчас обучаются дети очень разные по своим природным музыкальным данным. Поэтому кому, как не педагогу очень важно внимательно следить за развитием каждого ученика. И если необходимо, то весь процесс обучения начинать с начального этапа по ступеньке, добиваясь положительного результата.

В.А.Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

И если иногда, недовольные собой, сомневаясь в успехах, вы будете охвачены унынием, вспоминайте совет Листа, человека многих дарований и способностей: «Вооружитесь терпением по отношению к самому себе».

 

  Перейти к  публикациям для педагогов

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3 – Москва: Музыка, 1978.
  2. Венгер Л.А. Психология воспитания школьника. – Москва: Наука, 2001.
  3. Платонов К.К. Проблемы способностей.- Москва: Музыка, 1990.
  4. Серебрянникова А.В. Планирование педагогического процесса - Москва: Наука, 2001.
  5. Стоянов А. «Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано», Москва: Музыка, 2002.
  6. Фомина А. «Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей». – Москва, 2016.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.