выполнила:
Скотникова Анастасия Александровна
педагог-психолог
ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей»
Нижний Новгород
Классное родительское собрание.
Тема «Развитие словесной и жестовой речи в семье глухого ребёнка».
Цель: информационное обеспечение родителей по профилактике дезадаптации первоклассников к школьным условиям.
Задачи:
- развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения посредством русским жестовым языком как средством развития мышления и речи у глухого ребёнка;
- просвещение психолого-педагогическими знаниями родителей о результатах психодиагностической работы с первоклассниками по теме «Адаптация первоклассников к школьным условиям»;
-принятие совместных мер по улучшению адаптационного периода у первоклассников
Форма проведения: традиционное собрание с элементами доклада и обсуждения, рекомендация, консультация, презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Участники: родители обучающихся, классный руководитель, школьный психолог.
План собрания.
1.Доклад на тему « Образование и жестовый язык».
- Рекомендация для родителей «Определенные правила общения с неслышащим ребёнком в семье».
- Обсуждение «Немой жест или жест с артикуляцией?».
- Доклад на тему «Влияние языка жестов на слуховое восприятие и получение информации».
- Консультация на тему «Результаты психодиагностической работы с первоклассниками в период адаптации к школьным условиям».
- Рекомендации по теме «Игры по развитию речи мышления в семейном кругу»
- Обратная связь.
Ход собрания.
- Доклад на тему « Образование и жестовый язык».
Слайды 3-5.
30 декабря 2012 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон о повышении статуса русского жестового языка. Там написаны статьи 14 и 19, где прописан статус ЖЯ (жестовый язык) «как средство межличностного общения», также говорилось об образовании инвалидов и предоставлении услуг по сурдопереводу. Жестовый язык становится одним из официальным языков Российской Федерации и получит государственную поддержку.
- Поэтому в нашей школе используется русский жестовый язык как вспомогательное средство в обучении и воспитании и общении и взаимодействии между педагогами и детьми. Выпускники школ для глухих детей выходят в общество, поступают в учебные заведения и работать. Они будут использовать услуги сурдопереводчика по программе ИПР. Сурдопереводчик, как правило, переводит русский язык слышащего человека на русский жестовый язык и наоборот. Процесс из слова (буквы, слогов, фонем) в жест – очень сложный и трудоёмкий. Нужно хорошо знать не только жестовый язык, но и русский язык. Детям в школе и семье важно знать и уметь говорить жестами и словами, то есть устной и словесной речью.
25 апреля 2017 года на городской научно-практической конференции «ОБРАЗОВАНИЕ И ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК». На ней одна из участников, Галина Гаврилова, говорила: «Наличие глухих родителей и знания жестового языка – не гарантия профессионализма. Типичная ошибка «Мои родители глухие, поэтому я хорошо знаю жестовый язык…» .
- Это означает, что глухим родителям нужно всегда помнить об этом.
- Речь бывает устная, дактильная, письменная и жестовая (по способу передачи информации).
- По обмену высказываний в процессе межличностных отношений речь бывает: диалогическая, разговорная, монологическая.
- Потеря слуха у каждого человека индивидуальна, она влечет за собой проблемы с произносительной стороной устной речи, и особенно – проблемы понимания значений слов, и, как следствие, затруднения в контактах с окружающими.
- Поэтому наличие жестового языка не даёт гарантию того, что глухой ребёнок может грамотно изложить свои мысли в форме словесной речи. Жестовый язык помогает повышению уровня развития словесной памяти, обогатит эмоциональный интеллект, улучшает понимание смысл значений слов, облегчает процесс передачи информации друг другу в межличностных отношениях.
- Рекомендация для родителей «Определенные правила общения с не слышащим ребёнком в семье».
Слайды 6-10.
Определенные правила общения с неслышащим ребёнком в семье.
1.Всегда обращайтесь лицом к не слышащему собеседнику;
2. Артикуляция (движение губ) при разговоре должна быть естественной как при обычной речи, но просто более четкой. Не растягивайте слова по слогам и не говорите слишком быстро.
3.Неслышащие хорошо считывают с губ, если известна тема и знакомы слова. Затруднения могут вызвать: незнакомые слова, нечеткая артикуляция, недостаточный словарь.
4.Жесты в ней используются как замена слов звукового языка и следуют в том же порядке, что и слова в предложении русского языка. Одновременно переводчик артикулирует слова, чтобы глухие читали по губам.
5.Используйте обязательно сурдоперевод, если неслышащий владеет
жестовым языком. Непонятные по артикуляции слова можно написать или
показать с помощью дактилологии (пальцевой азбуки) и письменной речи (блокнот и ручка). Хотя письменная речь- это самый медленный, но самый надежный способ развития словесной речи.
6.Успех общения с не слышащим во многом зависит от вашего творческого подхода.
Неслышащие могут свободно общаться устной речью, но у каждого
из них может быть разный уровень владения речью, разный словарный
запас.
7. Общение жестами используется для быстроты передачи информации, ее доступности.
- Жеста без артикуляции слова (немой жест) и его проговаривания вслух быть не должно - это вредно !
- Обсуждение «Немой жест или жест с артикуляцией?».
- Как Вы думаете? Вы согласны с этим мнением, что немой жест для глухого ребёнка даёт пользу для развития словесной речи?
Обсуждение.
Вывод: надо говорить жестами вместе с артикуляцией.
- Доклад на тему «Влияние языка жестов на слуховое восприятие и получение информации».
Слайд 11-12
ТОТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – это использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др.
Влияние языка жестов на слуховое восприятие.
В результате объемного сравнительного исследования с участием 327 глухих учеников из школ, обучающихся в Германии на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией (ТК) были получены следующие обобщающие показатели. В исследованиях использовался бессмысленный лексический материал:
Выводы:
- глухим ученикам больше всего и легче воспринимают информацию (примерно 26-31%) с помощью чтения с губ плюс с применением слухового аппарата, плюс в форме жестовой речи.
- 17%информации глухие получили только в форме жестовой речи, при немом жесте, то есть без артикуляции.
Слайды 13 – 17.
Уважаемые родители!
- Вам нужно постоянно дома организовать речевую среду, где глухой ребёнок мог накапливать речевой словарь.
- Есть правила по организации речевого общения детей дома.
1.Каждую Вашу фразу ребёнок обязательно должен внятно повторять. Это должно стать привычкой. Тут и мыщцы языка тренируются, и слова накапливаются, и слух тренируется.
- Стоит попробовать не принимать жесто-мимическое обращение к себе. Вы, конечно, поняли. Что хотел сказать ребёнок жестами, но пусть попробует это же сказать словами в дактильной форме речи. Помогите построить фразу, если он сам не может.
Например: «Где мама?», «Где ключи?», «Я пойду с собакой», « Я кормлю кошку», « Папа в гараже?», « Баба ушла куда?» и др.
- Используйте ситуацию. Например, на даче у соседа собачка. Твой ребёнок хочет сообщить вам, то помогите рассказчику составить рассказ, потом пусть сам повторяет. «У дяди, он живёт рядом, есть собачка. Она маленькая. Я собаку видела».
- Организуйте речевые игры и игры-разговорчики.
- Научите детей задавать вопросы. Глухим очень полезно привыкать первым обращаться к людям. Это надо, чтобы глухие поняли, зачем надо хорошо говорить и чувствовать себя уверенным с окружающими людьми. Также для активного пополнения русского словаря. Глухие становятся самостоятельно добывать новые сведения.
«Где?», «Куда?», «Когда?», «Сколько?», «Почему?», «Зачем?»
- При помощи семьи школа может добиться того, что словесная речь станет для глухих необходимой при их общении с окружающими, что поможет им в успешной социализации.
- Внушайте детям уверенность в своих возможностях. Покажите, что они сейчас говорят лучше, чем раньше. Если ребёнок говорит Вам жестами, то попросите его, чтобы он рассказал словами в устно-дактильной форме речи. Скажите так:
«Ты уже учишься в школе.
Ты можешь хорошо говорить».
- В семье все навыки речи, полученные ребенком в школе, должны закрепляться. Каждый глухой школьник имеет личный словарь новых слов, которые он приобрел в школе. Родителям следует знать, какие слова их ребенок знает, и требовать от него их употребления в своей обиходной речи. Но этого мало. Родители обязаны обогащать словарь своих детей.
Слайды 18-24.
- Консультация на тему «Результаты психодиагностической работы с первоклассниками в период адаптации к школьным условиям».
ВОВА
Высокий уровень психологической готовности к школе.
Рисунок точек чуть-чуть отклонен. Образец слова хорошо написан. Нарисовал мужчину верно.
ВНИМАНИЕ.1 этап (12.10.17) сделал 68пропусков за 12 минут. 2 повторный этап (23.10.17) Иван сделал 14 пропусков за 13 минут 20 сек после беседы по теме «Надо быть внимательным». Низкий уровень развития внимания. Иногда отвлекается и ленится быть внимательным. Требуется контроль со стороны взрослых. Нуждается в упражнениях по развитию внимания.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Высокий уровень успешности заданий. 33 балла (91 %).
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Низкий уровень развития. Запоминает в среднем 3-4 слова из 10 слов. Не старается запоминать. Забывает. Запоминает слова после многократного воспроизведения и повторения. Не хватает желания заниматься умственным трудом. Нуждается в систематической работе над развитием словесной памяти.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Испытывает трудности в воспроизведении фигур. После трёхразового показа фигуры Вова верно начертил. Находил ошибки в воспроизведении с помощью взрослого и показа исходной фигуры. Средний уровень развития зрительной памяти
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Низкий уровень развития воображения. Придумывает с помощью взрослого. Рисунки схематичны.
САМОКОНТРОЛЬ. Низкий уровень самоконтроля. Он ещё не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим. Поэтому нужно проводить разъяснительные беседы и научить его преодолевать трудности в учёбе и жизни.
Мечтает стать в будущем строителем.
ПОЛИНА
Высокий уровень школьной зрелости. 5баллов. Верно скопировала точки и слова.
ВНИМАНИЕ. Средний уровень развития внимания. За 7 минут допускала 11 ошибок.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Высокий уровень успешности заданий. 33 балла (91 %).
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Средний уровень развития. Из 10 слов она в среднем запоминает 5-6 слов. Долговременная память развивается.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития.Объём зрительной памяти достаточный. Запоминает и создает зрительные образы по памяти правильно. Есть ошибки. Сама находила ошибки и исправляет.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Средний уровень. Уровень оригинальности воображения средний. Рисунки-превращения отличаются схематичностью, с дополнительными деталями. Они не ровные, непропорциональны. Иногда просит помощи и подсказку взрослого.
Мечтает стать в будущем поваром.
ЯША
Низкий уровень школьной зрелости 13 баллов.. Долго Яша не понял задание: «Скопируй слова, срисуй точки». При рисовании точек он увеличил количество точек. Копировал слова, нарушая размеры букв. Нарисовал не только папу, но и ещё маму и машинку.
ВНИМАНИЕ. Средний уровень развития внимания. За 15 минут он допускал 4 ошибки. Ему нужно больше времени на рассмотрение учебных объектов. Старается быть внимательным. Долго переключается с одной задачи на другую.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 28 баллов. (77%) Средний уровень. Норма.
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Низкий уровень развития. Из 10 слов на первом этапе Яша запомнил два слова (вода и дом), потом после многократного повторения Яша запомнил 3 правильные слова и одно слово с ошибкой (мён). Нуждается в дополнительных упражнениях по развитию словесной памяти и по формировании учебных действий: запоминать и закреплять учебный материал.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Не завершал и не превращал фигуры в рисунки, а только продолжал линией фигуру. Уровень воображения крайне низкий. Процесс одного предмета в другой вызывает у него затруднения. Нужно время объяснять, показывать, подумать и придумывать.
САМОКОНТРОЛЬ. Он ещё не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим. Испытывает затруднения в высказываниях о причинах. Не понимает вопросы «Зачем? Почему?».
КАМИЛЛА
Высокий уровень школьной зрелости. 3 балла. Верно и отлично выполнила данные задания.
ВНИМАНИЕ. Она допускала 13ошибок за 15 минут. Средний уровень развития внимания.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Высокий уровень успешности заданий.32 балла (88%).
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития словесной памяти. Запоминает в среднем 6-8слов из 10 слов. После многократного повторения Камилла запоминает слова на долгое время. Хорошо развивается кратковременная и долговременная память.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития зрительной памяти. Объём зрительной памяти достаточный. Запоминает и создает зрительные образы по памяти верно и точно.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Уровень оригинальности воображения средний. Сформирован процесс преобразования одного предмета в другой.
САМОКОНТРОЛЬ. Средний уровень. Она видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, порасти, набраться сил, позвать на помощь. Выявлена хорошая способность к самооценке.
Мечтает стать в будущем продавцом и водителем.
ОЛИВИЯ
Высокий уровень школьной зрелости. 3балла. Верно и отлично выполнила данные задания.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 35 баллов,(97%)- высокий уровень.
ВНИМАНИЕ. За 7 минут допускала 15 ошибок. Средний уровень развития внимания.
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития. Отлично запоминает слова. Старается накапливать новые слова в памяти. Запоминает в среднем 7-9слов из 10 слов. Развивается долговременная память в соответствии по возрасту.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития зрительной памяти. Хорошо запоминает зрительные образы. Воспроизвела фигуры при выполнении методики без ошибок.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Высокий уровень. Рисунки яркие и с сильным нажимом карандаша нарисованы. Нарисовала рисунки с подробными деталями.
САМОКОНТРОЛЬ. Средний уровень. Она видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, порасти, набраться сил, позвать на помощь. Выявлена хорошая способность к самооценке.
Мечтает стать в будущем учителем.
КАРИНА
Средний уровень школьной зрелости. 12 баллов. Старательно и точно поставила точки. Написала слова, нарушая размер букв. Пишет слова без заглавной буквы. Фигура мужчины состоит из головы, туловище, конечностей. Не хватает носа, ушей и пальцев. Карина добавила к рисунку маму и себя.
ВНИМАНИЕ. Средний уровень развития внимания. Она допусала 14ошибок за11 минут.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 23балла .(63%) низкий уровень . ЗПР. Нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции и развитии интеллектуальной сферы.
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Низкий уровень. Первая диагностика (06.09.17).Заданы не 10, а 5 слова (мёд, хлеб, дом, мяч, вода). Из 5 слов на первом этапе диагностики она запомнила только буквы ( М, Д). После повторения (два раза) Карина запомнила слова : МОА, ХЛБ, МЁА,ДМО. Вторая диагностика (07.11.17). Дано 6 слов: вода, чай, мяч, хлеб, мёд, окно. На первом этапе диагностики она воспроизводила не слова, а буквы: Х, Т, М, Ч.После многократного повторения она запомнила слова : вода, хлеб, мяч, май. С трудом запоминает слова и на короткое время.Нуждается в индивидуальной, значительной помощи и коррекции по развитию словесной памяти и речи.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Низкий уровень развития зрительной памяти. Воспроизвела фигуры с нарушениями и неточно. Находила ошибки в воспроизведении с помощью взрослого. Нуждается в многократном показе зрительных образов.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Уровень низкий. Придумывает с помощью взрослого и с показом образцов.
САМОКОНТРОЛЬ. Крайне низкий уровень. Она описывает действия героев жестами. Не смогла ответить о причинах неудач.
Мечтает стать в будущем фотографом.
ЛИЗА
Высокий уровень школьной зрелости. 6 баллов. Верно срисовала точки. Пишет слова не с заглавной буквы.
ВНИМАНИЕ. Средний уровень развития внимания. Иногда отвлекается. Она допускала 4 ошибки за 16 минут. Очень внимательно и старательно зачеркивала буквы с наименьшим количеством ошибок за значительное время.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 24балла. (66%). Снижение интеллекта из-за того, что много упустили в раннем и дошкольном периодах по развитию познавательной сферы. Нуждается в дополнительных упражнениях по развитию интеллектуальной сферы.
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ. Высокий уровень развития. Отлично запоминает и воспроизводит слова.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Средний уровень развития зрительной памяти. Воспроизвела фигуры с ошибками.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Уровень оригинальности воображения средний.
Сформирован процесс преобразования одного предмета в другой.
САМОКОНТРОЛЬ. Низкий уровень. Она ещё не научилась оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, она бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.
Мечтает стать в будущем художником.
Слайды 25-29.
- Адаптация первоклассников в школе. Я, как педагог-психолог, веду диагностическую и профилактическую работу по адаптации первоклассников. На динамических переменах и паузах организуются разные мероприятия: игры, задания и упражнения, физкультминутки, рисование на разные темы. Игры бывают подвижные, коммуникативные, развивающие.
-Есть фотографии, на которых первоклассники учатся играть и общаться со сверстниками, прыгать через скакалку, перетягивают канат. Был праздник «Посвящение в первоклассники», где дети получили первую грамоту для портфолио учебных и внеурочных достижений. Это очень важный момент для первоклассника.
- Анализируется процесс адаптации ребёнка к школе в виде диаграммы.
- Диаграмма показала, что между палочками (сентябрем и ноябрем) есть изменения в развитии первоклассников в процессе адаптации. Но есть у них «проблемные зоны» - это отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач, нехватка познавательного интереса, затруднения при взаимодействии и общении со сверстниками.
- Совет вам, родителям.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребёнка обнаружены проблемы в речевом и интеллектуальном развитии, постарайтесь справиться с этими проблемами как можно раньше, то есть на начальной стадии и в первом году обучения в школе. Подходите к учителям и вместе решите с ними эти проблемы. Учитель подскажет, как решить вопрос. Можно мне, педагогу-психологу…Я могу с вами консультировать по этому вопросу.
- Рекомендации по теме «Игры по развитию словесной речи».
- Сейчас мы будем говорить, какие есть игры, которые развивают словесную речь в семейном кругу. Они очень известные и простые.
- Игра «Наоборот».
- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).
- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).
- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).
- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).
Сахар сладкий, а лимон … .
- Луна видна ночью, а солнце … .
Огонь горячий, а лёд … .
Больше - ….
Холодно - ….
Школа -
- Игра «Какой предмет?»
Называете предмет и задаёт вопрос: “Какой?” Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Яблоко – красное, сочное, сладкое, твёрдое, крупное, недозрелое….
Школа – …..
Машина - ….
Дом -…..
Юбка - …..
Стол -…
Окно - …
- Игра «Если бы …».
Предлагаете ребёнку ( ВАМ) пофантазировать, т.е. составить рассказ на такие темы, как:
- “Если бы я был волшебником, то …”
- “Если бы я стал невидимым…”
- “Если весна не наступит никогда…”
- Игра «Что бывает?»
К слову–признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
- Красное – платье, яблоко, знамя,
- Вопросы и поручения.
Например (в дактильной форме речи):
«Где мама?», «Где ключи?».
« Папа в гараже?»,
« Баба ушла куда?».
«Ты видел, где пультик?».
Покажи кастрюлю.
Принеси картошку.
Вымой посуду.
Вынеси мусор. Примерные ответы:
Мама в магазине (на рынке).
Ключи на столе.
Да, папа в гараже. забирает машину.
Баба ушла домой.
- Обратная связь.
- Собрание идёт к концу. У Вас есть вопросы?
- Что нового Вы узнали на собрании?
- Что вы хотели узнать на следующем собрании?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!