ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Паршукова Татьяна Борисовна

г. Сыктывкар, ФГБОУ ВО

 «СГУ им. Питирима Сорокина»

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №35 с УИОП»

 

Аннотация: В статье представлен опыт организации решения проектной задачи с обучающимися в 4 классе

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектная задача, младший школьник.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения РФ перешли на новый ФГОС НОО. Все прекрасно понимают, что с появлением нового стандарта появились и новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и научить учиться [1].

Все знают, как отследить и оценить предметные результаты, но для личностных и метапредметных УУД нет чётких критериев.

В этом может помочь организация проектной деятельности и решение проектных задач с младшими школьниками.

Дети учатся работать в группе, распределяют в ней роли, определяют основную цель и стратегию выполнения проектной задачи, составляют план, принимают совместные решения, анализируют и оценивают результаты своей деятельности. Это способствует их творческому развитию, становлению учебной самостоятельности [2].

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» [1].

В 1–3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта-наблюдателя есть карта наблюдения, которая нужна для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые за три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи [1].

Опишем содержание проектной задачи «Путешествие по России», которая проводилась с целью оценки качества усвоения обучающимся содержания курса математики по итогам первой четверти в 4 классе.

У каждой группы было следующее оборудование: телефон с доступом в интернет, инструкция, таблица для расчета расхода бензина, таблица для расчета стоимости питания, прейскурант цен в кафе, таблица – смета для заполнения и лист самоанализа.

Каждой группе необходимо было рассчитать время и стоимость путешествия на автомобиле для семьи из трех человек из Сыктывкара на 5 дней: на озеро Байкал, в город Иркутск; в город Санкт – Петербург; в город Сочи; в город Киров; в Москву.

До начала работы был проговорен с детьми весь алгоритм решения проектной задачи. И по инструкции, которая была у каждой группы, они  приступила к работе.

Первую таблицу в работе учащиеся заполнили довольно быстро. Найти расстояние до нужного им города не составило труда. Им оставалось только рассчитать количество литров и вычислить стоимость всего бензина.

С расчетом стоимости питания уже у нескольких групп возникли трудности. Дети забыли, что у них есть семья из трех человек, и они стали считать на себя, т.е. на четыре или пять человек.

Также, выбор блюд занял много времени. Одна из групп забыла цель всей работы и зациклилась именно на разнообразии блюд.

Работа над решением проектной задачи «Путешествие по России» оказалась очень интересной и продуктивной. Учащиеся с удовольствием работали над ней. В ходе ее решения были выявлены небольшие пробелы в знаниях. Некоторые ребята забыли, что им необходимо еще вернуться домой.

В целом, на работу ушло два урока. С небольшими корректировками, абсолютно каждая группа справилась со своим заданием.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Источники и литература (только на языке оригинала):

  1. Касымова Е.А. Проектная задача как инструмент оценивания уровня сформированности метапредметных и личностных результатов у младших школьников [Электронный ресурс]// Открытый урок. Первое сентября: – URL: http://urok.1sept.ru/статьи/ 642045 (дата обращения 11.11.2019)
  2. Улитко В.В., Федоскина О.В. Учимся решать проектные задачи. 4 класс: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2019. – 48 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.