Кузовкова Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог
МБДОУ детский сад "Сказка"
р.п.Вознесенское
Нижегородская область
Цель семинара-практикума: познакомить родителей с психологическими особенностями ребёнка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития ребёнка 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.
Участники: педагог-психолог, родители.
Ход семинара-практикума:
Упражнение на знакомство и приветствие.
Психолог встречает родителей в музыкальном зале, приглашая их сесть на стулья, расставленные по кругу.
Психолог предлагает всем познакомиться и сделать это следующим образом: родители и педагоги оформляют карточки — визитки, где указывают своё имя, рассказывают, что-то о себе и о том чего они ждут от посещения занятия.
Знакомство с правилами работы в группе.
ПРАВИЛА:
- Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
- Искренность в общении. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, то лучше промолчать.
- Конфиденциальность. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения останутся в группе.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивают не участника, а только его действие и поведение.
- Внимательно слушать говорящего, не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.
- Использовать в речи только я — высказывания.
Упражнение «Что в имени моём».
Цель: выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребёнка в период кризиса 3-х лет.
Описание упражнения: Психолог предлагает родителям расшифровать слово «РОДИТЕЛЬ». Начиная с буквы «Р», участникам необходима назвать слова, обозначающие черты характера родителей. Все предложенные варианты ответов психолог записывает на доске. Затем после выступления психолога на тему: «Кризис трёх лет», родителям предлагается из всего перечисленного выбрать те качества, которые очень важны родителям в воспитании ребёнка в период кризиса 3-х лет.
Выступление психолога: «Кризис 3-х лет».
Третий год жизни ребёнка… Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребёнка, и взрослого. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., всё чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребёнком? Неужели мы его плохо воспитываем? Как заставить его быть послушным?» — именно эти вопросы всё чаще и чаще задают себе родители, когда ребёнок достигает трёх летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис трёх лет – это не просто возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того, насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс- это первое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «Семизвездием симптомов».
Симптомы кризиса 3 лет
1.НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
- УПРЯМСТВО. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
- СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
- СВОЕВОЛИЕ.Это когда ребёнок всё хочет делать сам.
- БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ.Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.
- В семьях с одним ребёнком встречается СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще мальчиков.
- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!
- Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Практическая часть семинара-практикума
Решение педагогических ситуаций
Родители делятся на 3 группы. Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.
Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…»
1) Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжёлую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…»
2) Вы моете посуду, ребёнок упорно настаивает: «Я сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и в добавок ко всему может её разбить…
3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение….
4) Вы находитесь в магазине, вашему ребёнку захотелось игрушку, но она очень дорогая, тогда ребёнок падает на пол и начинает плакать, бить руками и ногами….
Практические советы.
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте.
- Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.
Упражнение «Рисуем чувства»
Родителям предлагается в течение 8-10 минут рисовать на тему «Что я чувствую, когда мой ребёнок упрямится, капризничает, закатывает истерики?», а потом дать пояснение к своему рисунку и рассказать о тех чувствах, которые там изображены.
В конце психолог подводит итог.
Самооценка участников в занятии.
Каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Сегодня я поняла…., узнала…., вспомнила…, уточнила…. ».
Заключительный этап.
От участника к участнику передаётся клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то это человек делится своими чувствами, мыслями, впечатлениями, высказывает свои пожелания.
В конце семинара-практикума родителям выдаются памятки.
Список используемой литературы:
- Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт. сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
- От года до трёх… [ Текст] / Л. Лавлинская // Обруч.- 2008. — № 1
- Перейти к публикациям для педагогов