выполнила:
Баторшина Лариса Николаевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Остерский детский сад «Солнышко»
Смоленская область, Рославльский район, с. Остер.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«КОММУНИКАТИВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ – ИГРЫ
В СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Музыкальный руководитель:
Баторшина Л. Н.
Коммуникативные танцы игры –
это просто, легко, весело, доступно!
Актуальность
Проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста приобретает особую важность в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-коммуникативной сферы детей. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно активно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками.
В нашем детском саду есть дети активные и замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Помимо задач музыкального развития, моя задача состоит в том, чтобы помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться, «проснуться». Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. Я остановила своё внимание на коммуникативных танцах-играх.
Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.
Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
Цель использования коммуникативных танцев –игр: улучшение социализации детей дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных танцев- игр.
Наблюдения во время музыкальных занятий показали, что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников.
Задачи использования коммуникативных танцев -игр
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Особенности коммуникативных танцев –игр:
- простота и доступность исполнения;
(Для исполнения коммуникативных танцев-игр не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку)
- отсутствия механизма оценивания;
(В коммуникативных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре.)
- возможность использования в разных формах работы.
(Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми — с воспитателями на занятиях, развлечениях, с родителями на праздниках.)
Существуют множество танцев-игр, которые я использую на развлечениях, где собраны дети разных возрастов. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания. К таким танцам – играм относятся всем известные и любимые танцы «Мы сейчас пойдем на право», «На носок», «Три хлопка», «Пяточка –носочек» «Буги – вуги» -это еще из нашего детства, это и танцы Т. Сауко из программы «Топ – хлоп, малыши», некоторые танцы А. Бурениной : «Поиграем вместе», «Ручеек с платочком», танцы – игры для малышей Железновой. Сейчас в современном мире появилось большое количество подобных танцев.
Для того, чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр.
Разученные мною коммуникативные танцы-игры наши воспитатели используют их, в качестве физкультминуток, при проведении организованной образовательной деятельности, развлечениях, которые они проводят как с детьми, так и с родителями, так как движения этих танцев-игр просты в исполнении и повторяются несколько раз.
Чтобы воспитатели могли их использовать в работе с детьми, коммуникативные танцы игры с детьми разучиваем и исполняем в основном под фонограмму.
Я хочу предложить несколько коммуникативных танцев в исполнении детей средней группы.
Под музыку заходят дети.
Каждое музыкальное занятие мы с детьми начинаем с приветствия. Здороваясь дети настраиваются на предстоящую работу, а также в группе создаётся необходимый психологический заряд, который во многом обеспечивает эффективность взаимодействия между участниками.
Приветствие
Танец «Здравствуй говори»
В основе просмотренного танца «Здравствуй говори» - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. К таким танцам еще можно отнести: танец «Поссорились-помирились», «Потанцуй со мной дружок»
Также существуют коммуникативные танцы –игры с музыкальными инструментами.
Танец «Расписные ложки»
Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
Предлагаем к вашему вниманию коммуникативную игру-танец «Ку-ку».
Игра-танец «Ку-ку».
Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы – игры, меняя музыкальное сопровождение, тексты и построение движений в зависимости от подготовленности детей.
Танец «Озорной» на мелодию песни «Чудеса во сне» Е. Обуховой, текст, придуманный мною, поет воспитатель Валерия Сергеевна.
Танец «Озорной»
В дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. В заключении моего показа опыта работы я бы хотела попросить всех присутствующих принять участие в нашем танце.
Танец «Собрались на празднике»
Как мы видим в несложных, но веселых и подвижных коммуникативных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить.
Таким образом, использование коммуникативных танцев – игр помогает не только в работе по развитию музыкально – ритмических способностей, но и способствуют в развитии социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
За небольшой период, что я работаю в детском саду, я сделала вывод, что в проведении музыкального занятия важен тесный контакт и взаимосвязь с воспитателем.
Литература:
Буренина А.И. Коммуникативные танцы для детей. СПб: Музыкальная палитра, 2004
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей СПб: Питер. 2000
Сауко Т. Программа «Топ-хлоп, малыши» по музыкально- ритмическому воспитанию детей 2-3 лет СПб-2001
Волков Б.С. Детская психология, М; Педагогическое общество России-2000
Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка. М: Просвещение- 1968
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.Музыка,1972