ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Спиридонова Татьяна Степановна

Педагог-психолог

МАДОУ № 77 «Зоренька»

Архангельская область

г. Северодвинск

 

Адресат: дети 5-7 лет(нормотипичные или с ОВЗ)

Форма проведения: индивидуальная или подгрупповая. В последнем случае каждому ребенку нужно дать заламинированную копию игрового поля графического тренажера «Игровизор».

Цель: развивать ориентировку в пространстве листа в клетку, уточнять представления об основных отличительных особенностях некоторых животных и птиц.

Задачи:

- учить различать углы листа, центр листа и его части, верх и низ листа, правую и левую стороны листа;

- развивать умение проводить прямые и диагональные линии по клеточкам, рисовать и закрашивать простые геометрические фигуры;

- уточнять представления о внешнем виде, месте обитания, питании, характерных особенностях льва, лани, пони и павлина ;

- развивать фонематических слух;

- совершенствовать ориентацию в основных цветах;

- тренировать умение составлять описательный рассказ по схеме;

- активизировать внимание, память, логическое мышление.

Инструментарий:

- игровое поле графического тренажера «Игровизор»;

- фломастеры на водной основе красного, синего, желтого, зеленого, коричневого цветов;

- схема составления рассказа про животное/птицу(приложение 2.1), алгоритм «Главный отличительный признак» (приложение 2.2);

- краткое описание льва, павлина, лани, пони (приложения 1.1, 1.2, 1.3, 1.4).

Описание игры

Полем для игры служит подложка пособия «Игровизор» Воскобовича В.В. Данный автор обозначил четыре части листа в соответствии с их названием. Правый верхний угол символизирует павлин, правый нижний – пони, левый верхний – лев, левый нижний – лань. Однако никаких игр с данным полем не прилагается. Мы предлагаем использовать это поле для развития ориентации детей в пространстве листа и умения рисовать по клеточкам, а также для уточнения представлений об отличительных особенностях некоторых животных и птиц. Перед началом игры ребенку маркируют левую руку – надевают на ее запястье текстильную резиночку. Так ребенку легче различать правую и левую руки.

Ход занятия

  1. Знакомство с игровым полем, различение его сторон. Волшебник позвал совершенно разных животных в волшебный лес. Эти животные помогут нам ориентироваться на листе бумаги и рисовать красиво по клеточкам. Давай начнем! Ты уже, наверное, знаешь, где верх листа? Покажи! Замечательно! А теперь найди его низ! Хорошо! Левая сторона листа находится рядом с твоей левой рукой, на которой находится резиночка, покажи ее. А теперь найди правую сторону листа. Отлично!
  2. Различение углов листа с помощью животных. У листа еще есть углы. И вот тут-то нам понадобится помощь наших животных. ПАВЛИН подскажет нам о том, что здесь ПРАВЫЙ ВЕРХНИЙ угол – он справа вверху (нужные звуки выделяются интонацией).  ПОНИ напомнит, что здесь ПРАВЫЙ НИЖНИЙ угол – он справа внизу. ЛЕВ подскажет, что тут ЛЕВЫЙ ВЕРХНИЙ угол – он слева вверху. А ЛАНЬ находится в ЛЕВОМ НИЖНЕМ углу – он слева внизу.
  3. Тренировка полученных знаний об углах, уточнение знаний о существах волшебного леса, рисование линий и фигур. Теперь давай проверим, как хорошо помогают эти животные и заодно отблагодарим их за помощь.

 - Покажи левый верхний угол листа. Кто здесь находится? Верно, лев. Давай покормим его. Для этого нужно узнать, что он ест, где живет и еще кое-что важное о нем (см. приложение 1.1). Итак, мы выяснили, что лев ест мясо. Обведи красным фломастером пунктирные линии вправо и вниз от красного крестика – на этой части своего пространства будет кушать лев. Затем нарисуй и закрась красный квадрат – обведи одну клеточку, находящуюся  посередине этого участка.

- Теперь покажи правый нижний угол. Кто здесь живет? Верно, пони. Что кушает пони? Давай побольше узнаем о нем (см. приложение 1.2). Теперь мы знаем, что пони питается травой и пьет много воды. Обведи синим фломастером пунктирные линии, отходящие от синего крестика, и посередине этого участка нарисуй и закрась синий кружок в клеточке, находящейся посередине этого участка.

- Покажи левый нижний угол. Там живет лань. Узнаем информацию про нее (см. приложение 1.3). Мы  узнали, что лань есть траву и листья. Обведи зеленым фломастером пунктирные линии, отходящие от крестика того же цвета, и нарисуй зеленый треугольник внутри одной клеточки, находящейся посередине этого участка.

- Покажи правый верхний угол.  Кто там живет? Точно, павлин. Уточним и о нем информацию (см. приложение 1.4). Теперь покормим павлина тем, что он любит – семенами и цветами. Обведи желтым фломастером пунктирные линии, отходящие от крестика того же цвета, и нарисуй желтый прямоугольник длиной в 3 клеточки. Он должен находиться посередине этого участка .

  1. Проведение линий от центра. Сейчас все животные сыты, но потом проголодаются. Мы знаем, что лев – хищник, он охотится на других животных. Как ты думаешь, смогут ли лев, лань и пони жить дружно? Скорее всего, нет. Тогда нужно отгородить их друг от друга. Давай поставим между участками, где они обитают, высокий сетчатый забор. Они смогут видеть друг друга, дышать свежим воздухом, но не смогут коснуться друг друга. Для этого найди центр листа и от него проведи прямые линии коричневым фломастером влево, вправо, вверх и вниз.
  2. Создание узора из вертикальных палочек. Мы выяснили недавно, где обитают животные. Здесь, в волшебном лесу, мы можем создать для них те условия, к которым они привыкли.

- Где живет лев? Верно, в пустыне-саванне, где растет в основном трава. Нарисуй зеленым фломастером на участке, где находится лев, ряд палочек высотой в одну клеточку рядом друг с другом (взрослый рисует 2 первых палочки, ребенок продолжает дальше).

- Где обитает павлин? В зарослях кустарников. Они выше травы, поэтому на участке, где находится павлин, нарисуй ряд палочек высотой в 2 клеточки (взрослый начинает узор, ребенок продолжает).

- Где живет пони? На ферме, рядом с человеком. Там есть и трава, и кусты. Нарисуй палочки высотой в одну или две клеточки, чередуя их (взрослый начинает узор, ребенок продолжает).

- Где обитает лань? Точно, в лесу. Что выше: кусты или деревья? Верно, деревья. Значит, мы будем рисовать в ряд палочки высотой в 3 клеточки (взрослый начинает узор, ребенок продолжает).

  1. Графические диктанты.

- Животным скучно и грустно сидеть одним на своей территории. Попробуем их подружить. Посмотрим, смогут ли общаться, дружить лев и павлин. Лев – хищное животное, и может напасть на павлина. Как может павлин спастись от преследования льва? Для этого нужно вспомнить, что умеет делать павлин, но умеет лев (летать). Значит, они могут подружиться. Нарисуем необычный мостик дружбы – от левого верхнего угла к правому верхнему проведем дорожку из наклонных палочек (взрослый начинает узор, рисуя диагональные линии внутри клетки, идущие то вниз, то вверх. Ребенок продолжает узор).

- Теперь подумаем о дружбе  лани и пони. Оба животных имеют много общего, ты согласен? Что у них есть похожего? (питаются растениями, умеют скакать, живут в схожих условиях…) Значит, они тоже могут дружить! Нарисуем и им мостик дружбы. Он пройдет от лани к пони. От какого угла листа к какому углу пройдет мостик их дружбы? (ответ ребенка). Нарисуем мостик дружбы, похожий на мостик между львом и павлином.

- Льву и лани трудно дружить. Как ты думаешь, почему? (лев может напасть на лань). Что можно сделать, чтобы лев не охотился на лань? (ответы ребенка). Если он затрудняется с ответом, можно порассуждать вместе: можно нам кормить льва, а сытый он не захочет охотиться, поиграть животным в игры, не переступая через забор, например, в словесные игры или в гляделки и пр. Еще можно подружиться с кем-то, если ты поймешь, что у вас много общего. Что общего есть у льва и лани? (их название начинается с одной буквы, они оба дикие животные, у них похожая окраска и пр.) Значит, можно и между ними провести мостик дружбы. Взрослый диктует его начало: от льва одна клетка вправо, одна вниз, одна влево, одна вниз; ребенок продолжает его.

- Теперь подружим павлина и пони. Что у них есть общего? (живут рядом с человеком, их название начинается с одного звука, оба красивые и пр.)

  1. Описательный рассказ по опорным схемам. Сегодня мы много узнали про этих удивительных и таких разных живых существ. Теперь ты можешь удивить своих друзей и близких, рассказав о них интересные подробности. Для этого посмотри на схему – подсказку, которая поможет тебе составить рассказ о любом из них (см. приложение 2.1). А чтобы понять, как это - животное, насекомое, птица или рыба, нужно найти главный отличительный признак (см. приложение 2.2). у животных это шерсть, у птиц – перья, у рыб – чешуя, у насекомых – 6 лап. Глядя на эти подсказки, вспомни, что мы читали о льве, лани, пони и павлине и расскажи о любом из них.
  2. 8. Заключение. Теперь ты многое знаешь и умеешь, поздравляем тебя! Расскажи, что больше всего тебе понравилось на занятии.

 

 

Примечание. Если для детей окажется сложным выполнить все задания на одном занятии, их можно выполнить в процессе нескольких занятий.

 

   Перейти к  публикациям для педагогов

 

Приложения

Игровизор Воскобовича В.В.

с выполненными заданиями на занятии

 

 

 

 

Приложение 1.1