ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Трощеева Лилия Валериевна

БУ СО ВО «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наши дети»

Вологодская область

г. Череповец

Программа социально-психологического (игрового) тренинга

«Мама, давай играть!»

Актуальность

Для многих мам-выпускниц игра с ребенком сложная, а иногда, непосильная задача. В игре ребенок не преследует какую-либо цель, а получает удовольствие. Игра – образ жизни ребенка. И если молодые мамы заботятся о детях: кормят, купают, одевают, лечат, гуляют, то – играть не всегда получается. И скучно, и непонятно, почему не играет сам, и времени нет.

Нужно посмотреть на игру нестандартно: это общение, совместное приятное время, в котором нуждается не только малыш, но и мама, это одновременное ощущение любви и внимания ребенком, родительской радости и счастья самой мамой. Это позитивный опыт материнства, который зачастую не вынесен мамами-выпускницами из собственного детства.

Хорошо молодым мамам узнать, что полутора-двухгодовалому малышу еще нужно мамино присутствие в зоне игры, поддержка и советы, то трех-четырехлетний фантазер уже вполне может обходиться воображаемыми друзьями и общаться с игрушками, создавая целые миры.

Мамам –выпускницам нужно многому научиться: в какие игры играть с ребенком, как играть, чтобы было интересно, какие игрушки использовать для развития, как превратить в игру любое дело по дому, если делать его вместе с ребенком.

Им полезно делиться собственным опытом и узнавать об опыте друг друга.

Игра с малышом поможет мамам внимательно относиться к потребностям ребенка, развивать его в соответствии с возрастом, научиться интересно проводить совместный досуг.

 

Целевая группа: выпускницы центра, имеющие несовершеннолетних детей до 5 лет.

Цель:

Формировать родительскую компетенцию по созданию условий для игр и участию в играх с ребенком.

Основные задачи:

  1. Расширить знания об играх и игрушках в соответствии с возрастом ребенка.
  2. Повысить интерес к игровому взаимодействию с ребенком.
  3. Создать игровую среду для совместных игр мам и детей.
  4. Укреплять материнскую привязанность к ребенку.

Предполагаемый результат и форма отчетности.

Объем часов:

16 часов, в том числе:

8 часов очные занятия с целевой группой,

8 часов в повседневной деятельности родителей с детьми.

Количество занятий:

4 занятия по 120 минут.

Форма занятий:

групповая, по типу открытой тренинговой группы.

Распределение часов по занятиям:

№п/п

Тема

Всего часов

В том числе

тренинг

генерализация навыков

1

Игра – дело серьезное

4

2

2

2

Я расту и играю, я играю и расту

4

2

2

3

Мои игрушки

4

2

2

4

Играем на детском празднике

4

2

2

 

ИТОГО

16

8

8

Сроки проведения: октябрь 2019 – май 2020

Количество участников группы:

до 20 человек, в том числе мамы-выпускницы и несовершеннолетние дети.

Технические условия проведения тренинга

Оборудованная игровая комната; наличие игрушек и дидактических игр для дошкольников; кабинет со столом и стульями для родителей, мультимедийное оборудование, видеокамера и фотокамера.

Дидактический материал:

Рабочая тетрадь для родителей.

 

Содержание занятий:

Занятие 1.

Тема: «Игра  - дело серьезное!»

Цель: Актуализировать для молодых мам потребность играть со своим ребенком.

Задачи:

  1. Замотивировать молодых мам на посещение занятий тренинга.
  2. Обобщить представления о месте и роли игры в жизни ребенка, значении для развития ребенка.
  3. Тренировка наблюдательности за игровой деятельностью детей.
  4. Игра в тренинге и дома.

Оборудование:

Игровая зона: игрушки с крупными цветовыми элементами;

Зона обучения:

Ход занятия:

Сбор и регистрация участников.

Дети – в зоне игры.

Мамы провожают детей в игровую комнату. Ждут пока ребенок начинает чувствовать себя раскрепощенно и начинает играть под присмотром специалиста.

Игровая. 

«Игры – вовлекалки» с детьми в игровой.

«Кулачки, ладошки»

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Ну а ладошки  не отстают,

Следом за ними весело  бьют:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки быстрее  бьют,

До чего стараются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки  тут как тут,

Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки  давай сердиться,

Громко  хлопать стали:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки -баловницы

Тоже не отстали:

Хлоп да хлоп (4 раза).

 «Если весело живется»

Вместе с детьми поем песенку, сопровождая слова «Делай так…» движениями.

Если весело живется,

Делай так… (Показывает.)

Если весело живется.

Делай так… (Показывает.)

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Делай так… (Показывает.)

 

Движения могут быть такими:

– два хлопка в ладоши перед грудью;

– два щелчка пальцами;

– два удара кулаками в грудь;

– два показа «носа Буратино»;

– оттягивание ушей;

– языком вправо-влево;

– поглаживание живота;

Видеосъемка специалистом свободной игровой деятельности детей для размышления и анализа в течение 5 минут.

Мамы в зоне обучения.

Знакомство с рабочей тетрадью.

Задание первое. Во что любят играть Ваши дети – 2 минуты на выполнение.

Круг мнений. 3 минуты поделиться друг с другом.

Задание второе. Каково значение игры? – 2 минуты на выполнение.

Круг мнений 3 минуты поделиться друг с другом.

Упражнение «Я вижу…»

Просмотр видеозаписи с игровой деятельностью детей. 5 минут.

Назовите, что делает ребенок (Например, берет мячик, карандаш, бежит и т.д.)

Как он чувствует себя в этот момент? Нравится ему или нет?

Выводы: Что нужно запомнить маме об игре:

Игра характеризуется пятью ключевыми элементами.

  • Во-первых, игра должна быть приятной и радостной. Это вовсе не значит, что в процессе игры участники должны валяться по полу от хохота. Но игра не может не быть веселой.
  • Во-вторых, у игры не должно быть никаких внешних целей. Никто же не принимается за игру с такой мыслью: «Ага, я сейчас буду играть, чтобы получить первичные навыки подготовки к чтению!» Игрой занимаются ради самой игры.
  • В-третьих, игра является делом спонтанным и добровольным, избранным играющими по собственному желанию. Нельзя поставить перед человеком задачу: а теперь ты должен играть!
  • В-четвертых, игра подразумевает активное участие со стороны играющего. Чтобы играть, надо этого хотеть. Если играющий пассивен и не особенно заинтересован в том, что происходит, это не игра.
  • В-пятых, игра содержит определенный компонент фантазийности. В значительной доле игр, в которые играют маленькие дети, присутствует компонент не-буквальности, элемент «отложенной» реальности. Ребенок, который притворяется, что наливает жидкость в чашку, а потом «пьет» из нее, занят игрой.

Мамы в зоне игры.

Видеосъемка совместной игровой деятельности. 5 минут. Материал для следующего занятия.

«Игры – завершалки» для детей в игровой.

 «Цветок»

Мама берет на ручки ребенка. Протягивает руку в центр, берет за руку других участников. Получается цветов, все движутся по кругу со словами: «Мы играли, отдыхали, никого не обжали, а теперь пришла пора, всем сказать: «Пока-пока!». Ребенок машет ручкой.

Домашнее задание: поиграть дома в разученные игры.

Отметить в «Дневнике мамы» время игры в течение дня.

 

Занятие 2.

Тема: «Я расту и играю! Я играю и расту!»

Цель: Повысить родительскую компетентность об играх в домашних условиях от 0 до 3-х лет.

Задачи:

  1. Познакомить с закономерностями развития игры малыша в раннем детстве.
  2. Тренировка умения мам подобрать игру по возрасту и развитию своего ребенка.
  3. Игра в тренинге и дома.

Оборудование:

Игровая зона: игрушки (пирамидка, кубики, шнуровки, вкладыши, конструктор, тактильные мешочки); лего; бизиборд; карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага.

Зона обучения: видеокамера, мультимедиа для показа видеороликов, рабочая тетрадь для каждого участника.

Ход занятия:

Сбор и регистрация участников.

Дети и мамы  – в зоне игры.

Игровая.  Мам и детей провожаем в игровую комнату. Предлагаем найти любые предметы или игрушки, которые им понравятся и поиграть вместе.

Видеосъемка специалистом свободной игровой деятельности детей для размышления и анализа в течение 15 минут.

Мамы в зоне обучения.

Работа с рабочей тетрадью.

Задание первое. Найдите в таблице соответствующий возраст Вашего малыша. Прочитайте, что он может делать в этом возрасте. Выпишите в тетрадь, что Ваш малыш уже умеет.

Задание второе. Затем прочитайте советы для мамы и укажите, в какие игры Вы уже играете с малышом, а в какие еще можно поиграть?

Задание третье. Просмотр видеороликов. Как играть до 1 года. Как играть от 1 года до 1,5 лет. Как играть от 1,5 до 2 лет. Как играть от 2 до 3 лет.

Круг мнений. «Я хочу сказать и добавить…».

Упражнение «Это я вижу».

Просмотр и анализ видеозаписи игровой деятельности.

Анализ и обсуждение:

В какую игру мы играли?

Подходит ли она по возрасту моему ребенку.

Чему она его учит?

Все ли у меня (мамы) получилось организовать для ребенка.

Как я вовлекала его в игру?

Что у нас получилось?

Что можно было сделать лучше?

Рефлексия.

Что новое, интересное для себя я узнала сегодня?

Мамы в зоне игры. Свободная игровая деятельность.

Игры -«завершалки» для мам и детей.

Обводим на плакате ручку мамы и ребенка. Раскрашиваем.

Домашнее задание: поиграть дома в новые игры.

Отметить в «Дневнике мамы новые для Вашего малыша игры.

Занятие 3.

Тема: «Мои игрушки!»

Цель: Повысить родительскую компетентность об игрушках для детей от 0 до 6-х лет.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами выбора игрушки для ребенка.
  2. Тренировка умения мам подобрать игрушку по возрасту и развитию своего ребенка.
  3. Ознакомление с бизибордом для ребенка.

Оборудование:

Игровая зона: игрушки (пирамидка, кубики, шнуровки, вкладыши, конструктор, тактильные мешочки); лего; бизиборд; карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага.

Зона обучения: видеокамера, мультимедиа для показа видеороликов, рабочая тетрадь для каждого участника.

Ход занятия:

Сбор и регистрация участников.

Дети и мамы  – в зоне игры.

Игровая.  Мамы выбирают игрушку для ребенка. Дети играют, мамы помогают. Видеозапись.

Мамы в зоне обучения.

Работа с рабочей тетрадью.

Задание первое. Найдите в таблице соответствующий возраст Вашего малыша. Прочитайте, какие особенности развития в этом возрасте и какие игрушки ему подходят. Ответьте на вопрос подходит ли игрушка, которой играл ребенок по возрасту. Какие игрушки есть дома, какие еще игрушки можно приобрести для ребенка по возрасту? Выпишите в тетрадь.

Задание второе. 

Как дома Вы храните игрушки? Поделитесь опытом как привлечь ребенка прибирать игрушки после игры?

Задание третье. Просмотр видеороликов. Как выбирать игрушку ребенку?

Что такое бизиборд? Как сделать бизиборд своими руками?

Дети и мамы в зоне игры.

Прибираем игрушки вместе с детьми. Видеозапись.

Круг мнений. «Я хочу сказать и добавить…».

Упражнение «Это я вижу».

Просмотр и анализ видеозаписи игры в игрушки и уборки игрушек.

Анализ и обсуждение:

Подходит ли выбранная игрушка по возрасту?

С интересом ли играл в игрушку ребенок?

Какую еще игрушку Вы дали бы ребенку?

Получилось ли прибирать игрушки? Как прибирать игрушки играя?

Рефлексия.

Что новое, интересное для себя я узнала сегодня?

Мамы в зоне игры. Свободная игровая деятельность.

Игры -«завершалки» для мам и детей.

Раскрашиваем контуры игрушек плакате яркими маркерами.

Домашнее задание: пронаблюдать в какие игрушки играет ребенок.

Отметить в «Дневнике мамы».

Занятие 4.

Тема: «Играем на детском празднике»

Цель: Повысить родительскую компетентность по организации домашнего детского праздника.

Задачи:

  1. Познакомиться со способами оформления своими руками комнаты для детского праздника.
  2. Тренировка умения мам составить подобрать игры-развлечения и составить программу детского праздника.
  3. Знакомство с квестом, как формой детского праздника.

Оборудование:

Игровая зона: карточки, фанты, фломастеры, бумага.

Зона обучения: видеокамера, мультимедиа для показа видеороликов, рабочая тетрадь для каждого участника.

Ход занятия:

Сбор и регистрация участников.

Дети – в зоне игры.

Игровая.  Специалист и аниматор играют с детьми.

Мамы в зоне обучения.

Поговорим сегодня о самом любимом детском празднике – Дне рождения.

Как Вы думаете, что нужно сделать маме, чтобы День рождения понравился ребенку и его гостям?

Итак, три секрета детского праздника:

Секрет 1. Оформление комнаты.

Просмотр видеороликов. «Идеи на детский праздник», «Оформляем комнату на детский праздник».

Секрет 2. Развлечение.

Игры-развлечения

 Просмотр ролика «Передай игрушку по кругу», «Как развлечь детей»

Круг мнений. «Я хочу сказать и добавить…».

Конкурсы.

Просмотр ролика «Конкурсы с воздушными шариками»

Какие игры, конкурсы знаете Вы?

Программа праздника.

Просмотр ролика «Игра-квест на детский день рождения»

Секрет 3. Детское меню.

Работа с рабочей тетрадью.

Задание первое.

10 идей для организации детского праздника.

Задание второе. 

Тематический праздник. Квест – тематика.

Дети и мамы в зоне игры.

Осваиваем простые игры – развлечения.

Игра «Передай игрушку под музыку по кругу».

Игра «Сороконожка»

Рефлексия.

Что новое, интересное для себя я узнала сегодня?

Мамы в зоне игры. Свободная игровая деятельность.

Домашнее задание:

Вместе с ребенком смастерить что-то для оформления комнаты на Новый год.

Попробуйте составить программу тематического квеста для детей.

Отметить в «Дневнике мамы».

 

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.