Дюкова Гульмира Мухамадьяровна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ общеобразовательная коррекционная школа №15г.Краснодар
Тема: «Сущность интеграции общего и дополнительного образования»
Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
- По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
- По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
- По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).
Формы сотрудничества УДО и школы
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;
проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.
Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку ;
предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
и др.
Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
дети и их родители;
государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.
Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
совместной деятельности педагогов (взрослых);
совместной деятельности детей;
совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
внешнего сотрудничества;
внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
одноцелевая (целевая);
многоцелевая.
По содержанию:
однонаправленная;
комплексная.
По системообразующему фактору:
учебно-предметной ориентации;
проблемно-тематические («сквозные»).
Литература:
1.ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)
2.Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
3.Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.
4.Воздвиженский С.Э., Рогаткин Д.В.Дополнительное образование детей: общественно-ориентированный вариант развития / С.Э. Воздвиженский, Д.В. Рогаткин. - Режим доступа: http://youthnet.karelia.ru/dyts/about_article_003.php
5.Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
6.Железнова, Л. Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. - Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_1.htm
7.Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
8.Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С. 84-87.