Гудина Анна Ивановна
Учитель-логопед
АНОО СШ «Бизнес-гимназия»
Россия
Город Волгоград
Конспект фронтального логопедического занятия.
Формирование связной речи «Приключение осеннего листочка»
Форма: фронтальное занятие.
Возраст: старшая группа.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень», «дикие животные»; согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже; образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; сочинять сказки;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании существительных и прилагательных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетные картины «Осень», «Дикие животные»; маски животных; микроскоп; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ход занятия
1). Орг. момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- А какое сегодня утро?(ответы детей)
- Ребята, когда я спешила в д/c, подул ноябрьский ветерок и ко мне не плечо упал осенний листочек. И прошептал мне свою грустную историю, о том, что у него нет друзей и что он мечтает о настоящем друге.
2). Образование прилагательных от существительных.
- Ребята, а кто такой друг? Давайте посмотрим на наш листочек. Как вы думаете с какого дерева он? Какой лист?
- А если лист c березы, как бы вы его назвали? (листья берет со стола)
- C осины? С рябины? С дуба? И т.д. (в результате у педагога в руке букет цветных листьев и он их раздаст детям на «листопад»)
3). Игра «Листопад», Знакомство с новыми словами.
- Как называется явление природы, когда опадают листья? (На экране картинка листопада)
- Давайте поиграем с кленовым листочком и изобразим листопад.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на стульчики тихо сели.
4). Беседа об осени.
- А как наступает время года осень? Какая бывает осень? (ответы детей)
- Хотите узнать почему деревья сбрасывают листву? Почему листья меняют цвет? В этом мне поможет мой микроскоп? Для чего он нужен?
- Как маленькие биологи, мы рассмотрим лист, я подключаю микроскоп к компьютеру. Посмотрите на экран.
(мультфильм «Почему листья желтеют»)
- Расскажите, что вам показал мой микроскоп? Почему листва меняет цвет? Почему осенью деревья сбрасывают листья?
- Начинается в октябре и продолжается по ноябрь, период листопада в народе называют ЛИСТОБОЙ (ветер срывающий листву), ПАДЗДЕРНИК (ветер, который дует осенью и пронизывает до костей.)
5).Физминутка – танец (мультфильм «Приключение осеннего листочка»)
- Ребята, а вот мой знакомый листочек, он уже улыбается.
- Он машет нам. Я знаю, он отправился на поиски друга. Предлагаю понаблюдать и потанцевать.
6). Беседа о сказках.
- Давайте поможем листочку найти друга, и сочиним про него сказку.
- А что такое сказка? С каких слов начинаются сказки?
(Сказка состоит из 3 частей: зачин, содержание и концовка)
Вспомните и расскажите кого повстречал листочек? Как назвать героев назвать одним словом? (дикие животные) Кого еще может повстречать кленовый лист?
(дети перечисляют диких животных, на доске появляются картинки животных, воспитатель раздает маски)
7). Сочинение сказки «Приключение осеннего листочка»
- В осеннем царстве в лесном государстве жил да был кленовый листочек. Заскучал он на своем дереве и решил отправится на поиски друга. Летел… Летел… и повстречал белочку. Поздоровался он с ней и спросил: Что ты делаешь? А она…
И полетел дальше, и подлетел к ежику, зафырчал ежик….
Поднялся высоко листочек и с верху увидел рыжих лисят….
Стал догонять лисят, помчался лисенок по лесу, а навстречу ему в волчата, зубы скалят…
Ели улетел листик от хулиганов, устал и решил отдохнут на пенечке, а тут-как тут медвежонок, чуть не раздавил и сказал…
Полетел наш листочек на пруд, захотелось ему поплавать, отдохнуть, да не тут-то было, бобры плотину строят….
Совсем расстроился наш листик, а тут кабан идет и листья ворошит, желуди ищет….
Полетел он в поле и увидел маленьких мышат, …
Смотрит, а под кустиками на полянке играют веселые зайчата, пожалели… и стали играть…. Оставайся с нами мы любим осенние листья, потому что мы в осенней листве родились, Листопадничками нас зовут!
8). Итог.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Дома расскажите эту сказку своим близким. Что вам особенно понравилось?
Ребята, с каким настроением прилетел к нам листочек? А сейчас какое настроение у него? Давайте его веселое настроение подарим нашим гостям, изобразим эмоцию – радость на кленовых листьях и оживим их.
(дети рисуют фломастерами эмоции и дарят гостям)