ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Иванова Евгения Викторовна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №205 «Новоград»

Чувашская Республика

город Чебоксары

 Введение

Дошкольный возраст как один из важных этапов онтогенеза человека является периодом первичного формирования базовых свойств личности, становления различных видов деятельности. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, себе и самому себе. Именно поэтому современное дошкольное образование в Российской Федерации нацелено на воспитание всесторонне развитой личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, готовой к разрешению различных жизненных ситуаций. Достижение этих целей невозможно без внедрения в образовательный процесс инновационных технологий с учетом современных тенденций развития дошкольного образования.

Одной из задач руководителя дошкольного учреждения является создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Системные приоритеты в сфере дошкольного образования – обеспечение его доступности и качества. В контексте этих приоритетов актуальным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится обеспечение оптимальных кадровых условий. В связи с этим, детские сады заинтересованы в вовлечении в педагогический процесс мо1лодых специалистов, имеющих новые взгляды и подходы к дошкольному образованию.

Исходя из этого становится актуальной проблема адаптации молодого педагога в условиях инновационной деятельности. Казалось бы, зачем нужен молодой специалист в дошкольном образовательном учреждении? Ведь есть те специалисты, которые имеют стаж и большой опыт за плечами. Но дело в том, что у молодого педагога новое мышление, новые видения на разные проблемы, на ситуации. Они более мобильны и легче схватывают информацию и перерабатывают ее. Но бывают и те молодые педагоги, которые сталкиваются с рядом проблем при работе по своей профессии. Еще обучаясь в учебном заведении они видели себя талантливыми, уверенными в себе личностями. Но столкнувшись с реальностью теряются, считают, что выбрали не ту профессию и работа в дошкольном образовательном учреждении не для них.

Мною был разработан алгоритм работ (приложение А) по поддержке молодых педагогов в профессиональной деятельности, с помощью которых они смогут позитивно настроиться на свою работу, стать увереннее в своих силах, осознать себя в профессии (в должности), повысить мотивацию к творчеству, а также повысить профессиональную компетентность.

Описание организационно-педагогических условий

Психологическая гостиная для молодых педагогов – это комплекс тренингов, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Цель психологической гостиной: создание комплекса мер психологической поддержки молодых педагогов ДОУ в период их адаптации к новым условиям.

Идея психологической гостиной: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового воспитанника, принимает активное участие в жизни дошкольного образовательного учреждения, владеет критическим мышлением, открыто идет на контакт и сотрудничество, осознает свою личную и социальную ответственность.

Задачи гостиной:

  1. Развивать коммуникативные и социальные умения.
  2. Формировать в дошкольном образовательном учреждении благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психологического здоровья молодых педагогов.
  3. Развивать комплекс мероприятий по профилактике стрессовых ситуаций.
  4. Формировать у молодых педагогов установку на сохранение и укрепление психологического здоровья и мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Ожидаемые результаты:

Молодой педагог умеет:

- думать независимо;

- четко выражает свои мысли;

- эффективно общается;

- несет ответственность за себя и других;

- заботиться друг о друге;

- уважать других педагогов;

- мыслить критически.

Встречи проходят раз в неделю в кабинете педагога-психолога в спокойной и уютной обстановке.

Игровой тренинг с педагогическими работниками ДОУ (с молодыми педагогами)

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство; настрой на дальнейшие встречи; снятие барьера и поднятие настроения.

Задачи:

  1. Дать представление о психологической гостиной.
  2. Нейтрализация и подавление негативных эмоций.
  3. Сохранение и укрепление психического здоровья.
  4. Умение придерживаться в коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
  5. Обсудить правила группы.
  6. Создать доверительную атмосферу и наладить коммуникацию между участниками и тренером.

Ход занятия:

Добрый день! Я рада вас приветствовать в нашей гостиной. В течении года мы будем с вами встречаться, обсуждать разные проблемы, ситуации, и конечно же будем учиться. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Приступив впервые к своей работе молодой педагог чувствует напряжение, зажатость, для него все новое и неизвестное. Я тоже молодой специалист, и понимаю что вы чувствуете. Поэтому я решила справиться с этим непростым периодом вместе. Ведь когда ты чувствуешь поддержку со стороны все можно преодолеть. Именно поэтому мне пришла идея создать психологическую гостиную. Предлагаю вам начать наше занятие. Вы готовы? (Ответ участников тренинга)

РАЗМИНКА

Игра-приветствие «Укрась цветок»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Ход упражнения: «Обратите внимание на наш одинокий цветок. У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему цветку покрыться разноцветной листвой.»

Тех, кто выбрал розовый лепесток, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Тех, кто выбрал красный - желают общаться.

Проявят активность те, кто выбрал желтый лепесток.

Помните, что все в наших руках. А красота зависит от нас самих, от наших стремлений и ожиданий. Все в наших руках!

Знакомство

У каждого из нас есть имя, но нас зовут по-разному. У многих есть прозвища. Нас это может устраивать или нет. Возможно, что у кого-то из нас давно была мечта поменять имя. Сейчас у нас есть уникальная возможность придумать себе тренинговое имя. Так вас будут звать на протяжении всех занятий в группе, если вы сами не измените свое имя в ходе тренинга.

Права участников группы:

Вот мы и познакомились! Теперь мы – группа. Давайте теперь поговорим, чтобы наше общение было комфортным и безопасным.

У каждого из нас есть право:

  1. Высказаться и быть услышанным;
  2. Поделиться своим мнением и чувствами;
  3. Задать любые вопросы, когда что-то непонятно;
  4. Перестать участвовать в том, что участнику неприятно или нравится – право «СТОП!»;
  5. Чувствовать уважение и доброжелательное отношение;
  6. Чувствовать себя в безопасности.

Все эти права есть у каждого из нас, и мы можем ими пользоваться. Но при этом нужно помнить, что такие же права есть у всех остальных. Значит, каждый должен относиться с уважением к чужим правам, чтобы его права также соблюдались. Я предлагаю договориться о том, чтобы не нарушать права друг друга.

Правила группы:

  1. Не разглашать личную информацию;
  2. Говорить по одному, с уважением выслушивая друг друга;
  3. Не давать друг другу оценок, не навешивать ярлыков, не говорить друг другу обидных слов;
  4. Не пользоваться мобильными телефонами и музыкальными плеерами во время занятия;
  5. Приходить вовремя;
  6. Не причинять вреда друг другу.

У ведущих есть все те же права, и на них распространяются те же правила, но мы оставляем за собой возможность остановить участника, который нарушает права других или не соблюдает правила. Мы также просим вас следить за соблюдением прав – своих и чужих.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Паутинка»

Цель: знакомство; снятие напряжения.

Ход упражнения: У меня в руках – клубок ниток. Я сейчас кину клубок другому участнику, одновременно держась за конец нитки, назову его имя и задам ему какой-нибудь вопрос о нем. Поймав клубок, участник наматывает нитку себе на палец, отвечает на вопрос и бросает клубок дальше, так же называя имя следующего и задавая ему вопрос. Таким образом должна образоваться паутинка между всеми участниками. Здесь можно спросить участников о том, что будет, если несколько человек из группы не придут в следующий раз, и в паутинке их не будет. Необходимо сделать акцент на ценности каждого участника группы. Следующий этап – тот, у кого остался клубок, возвращает его обратно, называя имя участника. Так паутинка должна снова стать клубком. Вот такая вот игра.

Теперь я предлагаю вам расслабиться, отключиться от всех своих мыслей, от проблем. Для этого мы с вами окунемся в «Источник». Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

                                            Упражнение «Источник» 
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Ход упражнения: Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине.

Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. 
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в уютный кабинет. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза». По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным. А главное, не забывайте, что работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Благодарю всех за работу!
                                                             Рефлексия

Передача мягкой игрушки по кругу. Каждый высказывает своё мнение о проведённом тренинге. Ведущий тренинга получает обратную связь. Также можно попросить участников написать интересующие их вопросы, пожелания, чтобы разобрать их на последующих встречах.

Приложение

Приложение А

Алгоритм работ по поддержке молодых педагогов

в профессиональной деятельности

 

Название тренинга

Цель

1

«Давайте познакомимся»

Познакомиться и настроить на дальнейшие встречи

2

«Выходим из зоны комфорта»

Научить адаптироваться в новых условиях в новом заведении непосредственно после ВУЗа

3

«Один за всех – и все за одного»

Взаимодействие в коллективе, как себя вести, чтобы произвести хорошее впечатление

4

«Дети – цветы жизни»

Научить находить подход к каждому ребенку, быстро налаживать с ними контакт

5

«Вместе»

Научить взаимодействовать с родителями

6

«Учимся договариваться»

Способы решения конфликтов (при возможности их избежание)

7

«Мы справимся»

Снятие эмоционального напряжения и барьера

8

«Отдых – залог здоровья»

Упражнения для рефлексии, релакс

9

«Эмоциональное здоровье»

Упражнения, направленные на сохранение мотивации и энергии

10

Заключительное занятие

Обратная связь участников

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.