ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кононыкина Виктория Викторовна

Педагог-психолог

МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1»

Томская область., Каргасокский район., С. Каргасок

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каргасокская СОШ – интернат №1»

 

Рабочая программа

 для обучающихся по АООП программе вариант 8.1 «Развитие познавательных процессов

и психомоторики у детей с ОВЗ»

9 класс

автор: Кононыкина В.В.

педагог – психолог

первой

квалификационной категории

с. Каргасок 

Пояснительная записка.

 

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897.

  1. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 31.12.2015г. N 1577.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями».
  3. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082).
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования».
  6. Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Данный курс направлен на совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ. Скудность словарного запаса приводит к низкому уровню развития мышления, существует недоразвитие речи и слабость в общении и классификации понятий.

Развитие познавательных процессов тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены методы совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.


Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

 

В настоящее время школа нуждается в организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения в жизни каждого учащегося. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии и обучении является психологическая коррекция. Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В Международной классификации болезней дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Исследования показали, что психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что является определяющей характеристикой умственной отсталости. Например, особенностью восприятия у детей с умственной отсталостью является недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых сигналов.

У детей с умственной отсталостью проявляются различные особенности восприятия т.е слабая способность к дифференцированию общих, особых и единичных признаков предметов, также необходимо отметить о недоразвитии скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью, а также снижение объема воспринимаемого материала. Сам процесс восприятия неотделим от внешних практических действий ребенка. По мере развития интеллекта ребенка и усложнения его деятельности наблюдается сокращение моторных компонентов восприятия. Перцептивные действия в процессе восприятия приобретают форму одномоментного охвата признаков предмета. Эти изменения обусловлены выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсоных эталонов, которые рассматриваются как своеобразные чувственные мерки для систематизации свойств окружающей действительности. Недоразвитие перцептивных действий является существенным фактором, отражающимся на эффективности восприятия у детей с умственной отсталостью.

При психическом недоразвитии отмечаются своеобразные особенности внимания и памяти. Пассивное внимание у детей с психическим недоразвитием более сохранено, чем активное. Это обусловлено, с одной стороны, патологической инерцией нервных процессов, нарушением их подвижности, с другой стороны, нарушением баланса между возбудительными и тормозными процессами.

Особенности развития памяти у детей с психическим недоразвитием обуславливается недоразвитием смысловой памяти при относительной сохранности механической. Слабость мыслительной деятельности, мешающая детям с психическим недоразвитием выделить существенное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отобразить случайные побочные ассоциации, резко снижают качество их памяти. Кроме того, при умственной отсталости отмечаются такие особенности памяти, как замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации.

Нарушение мышления, являясь основным симптомом при психическом недоразвитии, оказывает негативное влияние на развитие других психических функций. Причем это влияние может осуществляться «сверху вниз», т.е. недоразвитие мышления препятствует развитию более элементарных психических процессов.

При анализе сложной структуры дефекта у детей с умственной отсталостью нельзя не учитывать и такие социальные факторы как неправильное семейное воспитание, социальная депривация умственно отсталого ребенка в более старшем возрасте

Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу.

Общая характеристика курса.

 

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов и психомоторики у детей с ОВЗ» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий - коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовку к усвоению ими учебного материала. Дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

— формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

—   формирование пространственно-временных ориентировок;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

 

Основные направления работы: диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

  1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

 мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

 анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: ― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), ― психолого-педагогический эксперимент, ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ― беседы с учащимися, учителями и родителями, ― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Развитие познавательной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики руки и др.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию основных познавательных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие внимания и памяти;

- развитие основных процессов мышления и речи;

- формирование навыков общения;

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

— принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;

— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д.

 

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― занятия индивидуальные и групповые, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики и технологии, ― беседы с учащимися, ― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

 

Описание места учебного предмета в уч.плане.

Состав подгрупп может иметь подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (до 8 - 10 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 30 - 45 мин; на каждый класс 1 занятия в неделю. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Структура для всех занятий едина:

1.«Мозговая гимнастика» (3 - 5 минуты выполняются упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактике нарушения зрения).

  1. Разминка (5 -7 минут)

Основная задача данного этапа – включить детей в эффективную мыслительную деятельность и создать положительный эмоциональный фон, без которого усвоение знаний невозможно. В разминку входят несложные вопросы и задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, переключение внимания и т.д.

  1. Тренировочные упражнения для развития познавательной сферы, эмоционально волевой сферы.
  2. Изучение нового материала (тема занятия)

Этот этап занятия обязательно включает знакомство с теоретическими знаниями по новой теме и отработку навыка через выполнение практических заданий.

  1. Итог занятия.

 

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

— подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или  самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях.

 

Личные и предметные результаты.

Личностные результаты:

-      сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;

-        понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;

-        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

-        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 

Предметные результаты:

- отсутствие отрицательной динамики индивидуальных достижений, обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов;

- формирования всех универсальных учебных действий;

 


 

Содержание учебного предмета.

Название темы

Кол-во часов

Содержание темы

Вводная диагностика познавательных процессов

5

Применение диагностических методик.

Развитие восприятия

14

Коррекционная направленность занятий предполагает работу на развитие зрительного или слухового анализатора через развитие умения различать поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), через определение их температурного режима (горячий, холодный и др.), а также через вибрационные ощущения, а также через подмену более простых задач, на более сложные, отработка ориентировки в пространстве – вправо- и влевоориентации.

 

 

Развитие внимания и памяти

12

Занятия направлены на развитие произвольного, непроизвольного внимания, а также на развитие свойств внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости, наблюдательности распределения) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Основной задачей раздела «Развитие внимания» будут специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности.

Развитие памяти будет корректироваться через упражнения, которые снижают трудности хранения и воспроизведения информации, через запоминание как наглядного, так и вербального материала.

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой.

 

Развитие основных процессов мышления и речи

27

Развитие мышления будет осуществляться через чувственное познание, речевое, а также через ограничение практической деятельности.   Коррекционная работа направлена на один из важных аспектов наглядно-образного мышления — способность ребенка действовать в уме, оперируя представленными образами, а также работа на снижение трудностей перехода от наглядно-чувственного познания к словесно-логическому. В качестве предпосылки развития логических операций коррекционная работа направлена на формирование операций сравнения.

 

Развитие моторной деятельности

10

Коррекционная направленность занятий предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев (работа со счетными палочками, линейкой), а также работа направлена на развитие пространственных представлений,

ориентировки на листе бумаги.

 

 

 

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Коррекционные занятия — это специальная работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм

деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

 


Тематическое планирование для 8 класса

Название темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

 

1-5

Вводная диагностика познавательных процессов

5

Применение диагностических методик, направленных на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С. Методика «10 слов» Лурия Л.Р. Метод «Собери в единое целое» по представлению, таблицы Шуьте)

 

6-13

Развитие восприятия

8

Упр. «Выделение формы предмета и обозначение формы предмета словом» («Посмотри вокруг»), «Сравнение и группировка предметов по одному или более признакам»,  «Выполнение действий по инструкции» (повернуться назад,  дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

«Использование моделей частей суток, дней недели».

 

14-26

Развитие внимания и памяти

12

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», «Опосредованное запоминание».

27-52

Развитие основных процессов мышления и речи

25

упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление). Обобщающее занятие – тест Равена

 

 

53-63

Развитие моторной деятельности

10

Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей

квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

Упр. на развитие моторики (рисование петельками,

штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).

Игра «Муха» на развитие ориентировки.

Графические диктанты

 

64

Заключительное занятие

1

Обобщение знаний.

 


 

 

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.

На занятиях используются: таблицы, карточки, иллюстрации, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), компьютер.

 

Планируемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию основных познавательных процессов школьники должны научиться:

 

- в разных ситуациях уметь пользоваться приемами зрительной, слуховой и осязательной памяти;

- научиться приемам ассоциативного и опосредованного запоминания предметов;

- логически полно описывать сюжет, ситуацию;

- понимать и обосновывать смысл пословиц, поговорок, метафорических выражений;

- правилам эффективного общения;

- решать проблемы межличностного взаимодействия;

- преодолевать коммуникативные барьеры.

- рефлексировать свое поведение;

- адекватно анализировать ситуации общения.

Своевременная психолого-педагогическая помощь школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

 

Перейти к  публикациям для педагогов

 

Литература, используемая при составлении программы:

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  5. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
  6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
  7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала».

Выпуск 4 II полугодие 2005 год.

 СМИ зарегистрировано МПТР РФ свид. о реп. ПИ. № 11714 от 30.01.02

Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. Книга №1.- М.: Школьная пресса, 2005, - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4)ISBN 5-9219-0474-0

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2003.
  2. Рыднина Н. Д. Мир логики. Развивающие занятия. Ростов н/Д., 2008.
  3. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. СПб. 2003..

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.