Могутова Галина Прокопиевна
воспитатель
Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики
Россия
Мурманская область
город Апатиты
ГОБУЗ « Областной специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики».
Консультация:
«Использование подвижных игр для повышения двигательной активности у детей раннего возраста»
Подготовила: воспитатель
Группы «Ромашка»
Могутова Г.П.
г. Апатиты
«Подвижная игра – это сознательная, активная, деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным, выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». П.Ф. Лесгафт |
С самого момента рождения ребёнок стремится к движению. Он познаёт мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создаёт условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми, и главное, уверенными.
Для малышей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются разнообразные задачи:
- Образовательные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей. Играя, ребёнок упражняется в различных движениях. У детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с движениями других участников.
- Воспитательные. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость.
- Оздоровительные. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Подвижные игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имею сюжет, роли и правила, тесно связные с сюжетом; игровые действия в них проводятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх (бессюжетных) сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих, обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При организации и выборе игры необходимо учитывать многие факторы:
- Возраст играющих. Для малышей следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям ещё сложно контролировать свои движения и пример взрослого для них необходим.
- Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе.
- Количество участников игр. Необязательно проводить игры со всей группой. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых. Участие в игре должно быть для каждого ребёнка.
- Наличие инвентаря для игр: мячи, флажки, скакалки и т.д. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий:
- содержание игры;
- характер и интенсивность движения в ней;
- организация и методика её проведения;
- подготовленность детей.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенности детей.
С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого. Им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание, они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника. Дети выполняют движения, подражая педагогу.
При проведении подвижных игр воспитатель использует следующие методически приёмы:
- игровая мотивация – развитие интереса детей к игре;
- эмоционально-образное преподнесение сюжета игры;
- показ образца движений;
- использование игровых образов (игрушек);
- пояснение, указания, своеобразное подсказывание по ходу действия;
- непосредственное участие воспитателя в игре;
- использование методики, которая обращены к развитию воображения ребёнка;
Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. В младших группах предпочтительно использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно, два правила, одна – две роли («Солнышко и дождик», «Кот и мыши»). А так же применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении «Кто тихо пробежит», «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т.д.
Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо иметь разнообразные физкультурные пособия, которые могут быть установлены на участке и в групповых комнатах. Кроме того, нужен и мелкий физкультурный инвентарь (мячи, обручи, палки, скакалки, веревочки, флажки, кегли, кубики, погремушки и т.д.); различные игрушки (каталки, машинки), которыми можно пользоваться как на участке, так и в помещении. Эти пособия стимулируют самостоятельную двигательную деятельность детей и в то же время широко применяются при проведении организованных физкультурных занятий и подвижных игр. При проведении сюжетных подвижных игр с малышами можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей, для выделения ребёнка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка и т.д.) – водящего.
Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной, двигательной деятельностей детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Целесообразно проводить игры с такими движениями как бег, перебрасывание мячей, бросание камушек, шишек и т.п. Т.е. таких, для которых нужен простор.
В зимние время для подвижных игр, прежде всего, расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие снежные валы, небольшие горочки, ледяные горочки для скольжения, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты для (ходьбы, бега пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнения детей для развития у них движений и воспитания двигательных качеств необходимо использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики, являются прекрасными «пособиями» для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Дети приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу, наклонившись, пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать через кочки; перелезать через бревна. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма.
Таким образом, укрепление и оздоровление детей, формирование необходимых навыков движений, повышение двигательной активности, создание условий для радостных, эмоциональных переживаний детей; воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные задачи, которые педагог может осуществить при помощи разнообразных игровых заданий и подвижных игр.
Рекомендации воспитателям:
- С целью физического развития детей раннего возраста необходимо следить за разнообразием двигательной деятельности в подвижных играх, не давая увлекаться один и тем же видом упражнений.
- Стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
- Использовать игровую мотивацию.
- Разнообразить предметную среду.
- Использовать разнообразную атрибутику для создания эмоционального эффекта.
- Для поддержания детского интереса к упражнениям: ходьба, бег и т.д. использовать логоритмические упражнения.
- Использовать потешки для обыгрывания.
Чтобы вы не делали вместе с ребенком, самое главное – это доброжелательное общение с ним. В общении вы не только даете своему малышу какие-либо знания, умения и навыки, но и чувства психологической защищенности, доверия.