Тихомирова Софья Дмитриевна
педагог-психолог
МБОУ "Гимназия №13"
г. Нижний Новгород
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
В последнее время одним из наиболее актуальных становится вопрос, относящийся к формированию позитивного социального опыта подрастающего поколения, его гражданского становления. Как правило, включение детей в социальную жизнь – процесс достаточно сложный, планомерный и долгосрочный.
В психолого-педагогической литературе достаточно подробно изучалась проблема межличностных взаимодействий детей со сверстниками (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области младший школьный возраст является наименее изученным с интересующей нас точки зрения.
В последнее время достижения в сфере социально-личностного развития детей все чаще отражаются в понятии «социальная компетентность», определяющей социальные навыки (обязанности), которые позволяют человеку адекватно выполнять правила и нормы жизни в обществе. Данный вид компетентности включает в себя три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Развитие каждого из них является важным этапом социализации ребенка в процессе усвоения опыта отношений и общественной жизни в целом.
В детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к социальной среде.
Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования социальной компетентности, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоению коммуникативных умений.
Младший школьный возраст – переломный момент в жизни ребенка, насыщенный событиями и трудностями.
Первоклассник, поступающий в школу, может сталкиваться со следующими проблемами:
- сложности адаптации,
- интеллектуальная и психологическая неготовность к школьному обучению;
- низкий уровень развития коммуникативных навыков, навыков просоциального поведения, компонентов социальной компетентности, вследствие чего первоклассник сталкивается с проблемой неумения конструктивно решать проблемные ситуации в сфере общения.
У части будущих первоклассников на момент поступления их в школу оказывается замедлен темп формирования системы социальных взаимоотношений, снижен уровень знаний и представлений о них, отмечается низкая потребность в общении, сочетающаяся с такими дезадаптивными формами взаимодействия, как конфликт, отчуждение, избегание.
В этой связи предпринята попытка поиска путей и средств повышения социальной компетентности учащихся с использованием современных психолого-педагогических технологий.
Как нам известно, социальный опыт ребенка приобретается в процессе общения. В период обучения ребенка в начальной школе важную роль для него начинают играть отношения в сфере «ученик – учитель» (Е. Н. Волкова, Н. В. Володько, Е. Г. Гуцу, В. С. Мухина и др.). Ученик начальной школы, по мнению В. С. Мухиной, находится в большой эмоциональной зависимости от своего первого учителя, поскольку на данном этапе он ориентируется на мнение педагога и его оценки.
Для ребенка, по утверждению М. И. Лисиной, в этот период времени сверстники выступают в качестве «сравнительного материала». Если во взрослом человеке ребенок видит носителя образцов поведения, то «неидеальный» сверстник выступает для него доступным объектом критической оценки. Младший школьник, с одной стороны, стремится быть «как все», а с другой – «быть лучше, чем все». В оценке действий сверстников у ученика начальных классов появляются критические оценки, которые позже будут перенесены на свое собственное поведение.
Ребенок в процессе активного общения со сверстниками получает возможность решать коммуникативные задачи, заключающиеся в умении выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, основываясь на принятых в обществе нормах и правилах. Успешность данного процесса во многом зависит от того, насколько успешно коммуникативные навыки формируются в коллективе сверстников.
Игра в младшем школьном возрасте – отличная возможность для отработки учебных и коммуникативных умений, социального поведения. Это предположение легло в основу создания целой программы занятий с обучающимися начальной школы, направленной на формирование и повышение уровня компонентов социальной компетентности у обучающихся нашей гимназии.
Целью программы стало создание психолого-педагогических условий для развития социальной компетентности обучающихся начальной школы с применением игровых технологий.
Задачи:
- изучать психологические особенности обучающихся начальной школы и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения;
- совершенствовать развивающую работу с обучающимися;
- содействовать благоприятному протеканию адаптации учащихся к условиям обучения;
- способствовать созданию развивающей, творческой, психологически безопасной образовательной среды в гимназии;
- развивать коммуникативные навыки первоклассников и повышать компоненты их социальной компетентности;
- повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Комплексная программа с применением современных психолого-педагогических технологий способна повысить уровень социальной компетентности младших школьников, а именно:
- социального интеллекта обучающихся,
- эмпатии (сопереживание в общении, определение его психологического состояния),
- реализации ролевого и просоциального поведения,
- желания быть более эмоционально вовлеченным в действия сверстника,
- проявлять готовность к эффективному решению проблемных ситуаций;
- принимать и понимать точку зрения партнера;
- формирование внимательного отношения к собеседнику;
- развитие ответственности в принятии решений.
На базе гимназии в рамках данной программы успешно осуществляются:
- преемственность развивающих программ в школе будущих первоклассников, посещающих гимназию до школьного обучения, и программ адаптации обучающихся первого класса;
- реализация программ адаптации «Познаю мир и себя» и «Страна общения» (групповые занятия);
- организация работы с обучающимися в рамках группы продленного дня;
- работа в пришкольном лагере (групповые занятия в отряде);
- индивидуальные и групповые занятия по запросу;
- консультации родителей и педагогов, подготовка материалов на родительские собрания, подготовка итоговых аналитических отчетов для администрации школы.
Перейти к публикациям для педагогов
В психологической работе основной акцент делается на использование разнообразных игр на занятиях (коммуникативные, дидактические, интеллектуальные, игры-драматизации, настольные и т.д.); активно используются приемы сказкотерапевтической направленности, элементы арт-терапии; тренинговые упражнения; беседы; психогимнастика и т.д.
Групповая форма работы на занятиях способствует освоению разных социальных ролей, развивает умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными; повышает такие показатели, как ответственность, адекватная самооценка, саморегуляция, позитивная мотивация, эмпатия. В процессе занятий активно используются такие методические средства, как создание ситуации успеха, организация положительных эмоций в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», проведение различных видов рефлексии для развития самосознания.
Данная программа активно реализуется с 2016 года. Результаты мониторингов в начале и в конце учебного года показывают целесообразность ее применения. Отмечается повышение уровня показателей сформированности компонентов социальной компетентности. Зарегистрирована положительная динамика развития: у обучающихся значительно возрастает активность во взаимодействиях со сверстником и стремление оказывать помощь и поддержку товарищам по совместной деятельности, отмечается доминирование альтруистического мотива поведения в поступках детей, выявляется гораздо более высокий уровень эмпатии, нежели до проведения работы. Сравнительный анализ показывает, что к концу года дети в большей степени стараются соответствовать предъявляемым к ним поведенческим требованиям, понимают и принимают задачу, данную педагогом, с большей легкостью удерживают цель ролевого поведения.
Кроме того, отмечается:
- значительное снижение количества конфликтных ситуаций, повышение умения применять навыки конструктивного общения при решении ситуаций проблемного характера;
- гармонизация межличностных взаимоотношений в коллективе;
- развитие понимания ребенком ценности и значимости человеческой личности;
- повышение уровня понимания обучающимися значимости просоциального поведения.
Результаты развивающей работы, направленной на повышение социальной компетентности, доказывают, что без целенаправленной работы у детей младшего школьного возраста просоциальное поведение и, связанные с ним, компоненты социальной компетентности развиваются более медленно.
Приобретение социального опыта ребенком осуществляется в общении и зависит от разнообразия социальных взаимоотношений, в которые он вовлекается. Так наиболее значимым для становления самосознания у детей младшего школьного возраста являются социальные факторы, такие, как общение со значимым взрослым, под воздействием которого у подрастающего индивида формируются представления о своих собственных физических и личностных качествах, возникают определенные особенности поведения. Также социальное развитие личности осуществляется в его деятельности. И, наконец, необходимым условием социальной успешности считается достижение личностью высокого уровня социальной компетентности.
Младший школьный возраст признано считать периодом позитивных изменений и преобразований, которые происходят с личностью ребенка, возникающих под влиянием на становление его личности ближайшего окружения. Именно поэтому так важно вести сопроводительную работу в детском образовательном учреждении, направленную на повышение его коммуникативных качеств и социальной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
- Жуков, Ю. М.; Петровская, Л. А.; Растянников, П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2001. - 142 с.
- Золотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Золотова, Н. К. Кряжева. - М. : Наука, 2011. - С. 219-232.
- Коротина, Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ю. В. Коротина. - Тамбов, 2011. - 24 с.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 410 с.
- Мухина, В. С. Таинство детства. В 2 т. Т.1. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 504 с.