ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Тихомирова Софья Дмитриевна

педагог-психолог

МБОУ "Гимназия №13"

г. Нижний Новгород

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

В последнее время одним из наиболее актуальных становится вопрос, относящийся к формированию позитивного социального опыта подрастающего поколения, его гражданского становления. Как правило, включение детей в социальную жизнь – процесс достаточно сложный, планомерный и долгосрочный.

В психолого-педагогической литературе достаточно подробно изучалась проблема межличностных взаимодействий детей со сверстниками (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области младший школьный возраст является наименее изученным с интересующей нас точки зрения.

В последнее время достижения в сфере социально-личностного развития детей все чаще отражаются в понятии «социальная компетентность», определяющей социальные навыки (обязанности), которые позволяют человеку адекватно выполнять правила и нормы жизни в обществе. Данный вид компетентности включает в себя три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Развитие каждого из них является важным этапом социализации ребенка в процессе усвоения опыта отношений и общественной жизни в целом.

В детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к социальной среде.

Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования социальной компетентности, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоению коммуникативных умений.

Младший школьный возраст – переломный момент в жизни ребенка, насыщенный событиями и трудностями.

Первоклассник, поступающий в школу, может сталкиваться со следующими проблемами:

  • сложности адаптации,
  • интеллектуальная и психологическая неготовность к школьному обучению;
  • низкий уровень развития коммуникативных навыков, навыков просоциального поведения, компонентов социальной компетентности, вследствие чего первоклассник сталкивается с проблемой неумения конструктивно решать проблемные ситуации в сфере общения.

У части будущих первоклассников на момент поступления их в школу оказывается замедлен темп формирования системы социальных взаимоотношений, снижен уровень знаний и представлений о них, отмечается низкая потребность в общении, сочетающаяся с такими дезадаптивными формами взаимодействия, как конфликт, отчуждение, избегание.

В этой связи предпринята попытка поиска путей и средств повышения социальной компетентности учащихся с использованием современных психолого-педагогических технологий.

Как нам известно, социальный опыт ребенка приобретается в процессе общения. В период обучения ребенка в начальной школе важную роль для него начинают играть отношения в сфере «ученик – учитель» (Е. Н. Волкова, Н. В. Володько, Е. Г. Гуцу, В. С. Мухина и др.). Ученик начальной школы, по мнению В. С. Мухиной, находится в большой эмоциональной зависимости от своего первого учителя, поскольку на данном этапе он ориентируется на мнение педагога и его оценки.

Для ребенка, по утверждению М. И. Лисиной, в этот период времени сверстники выступают в качестве «сравнительного материала». Если во взрослом человеке ребенок видит носителя образцов поведения, то «неидеальный» сверстник выступает для него доступным объектом критической оценки. Младший школьник, с одной стороны, стремится быть «как все», а с другой – «быть лучше, чем все». В оценке действий сверстников у ученика начальных классов появляются критические оценки, которые позже будут перенесены на свое собственное поведение.

Ребенок в процессе активного общения со сверстниками получает возможность решать коммуникативные задачи, заключающиеся в умении выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, основываясь на принятых в обществе нормах и правилах. Успешность данного процесса во многом зависит от того, насколько успешно коммуникативные навыки формируются в коллективе сверстников.

Игра в младшем школьном возрасте – отличная возможность для отработки учебных и коммуникативных умений, социального поведения. Это предположение легло в основу создания целой программы занятий с обучающимися начальной школы, направленной на формирование и повышение уровня компонентов социальной компетентности у обучающихся нашей гимназии.

Целью программы стало создание психолого-педагогических условий для развития социальной компетентности обучающихся начальной школы с применением игровых технологий.

Задачи:

  • изучать психологические особенности обучающихся начальной школы и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения;
  • совершенствовать развивающую работу с обучающимися;
  • содействовать благоприятному протеканию адаптации учащихся к условиям обучения;
  • способствовать созданию развивающей, творческой, психологически безопасной образовательной среды в гимназии;
  • развивать коммуникативные навыки первоклассников и повышать компоненты их социальной компетентности;
  • повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Комплексная программа с применением современных психолого-педагогических технологий способна повысить уровень социальной компетентности младших школьников, а именно:

  • социального интеллекта обучающихся,
  • эмпатии (сопереживание в общении, определение его психологического состояния),
  • реализации ролевого и просоциального поведения,
  • желания быть более эмоционально вовлеченным в действия сверстника,
  • проявлять готовность к эффективному решению проблемных ситуаций;
  • принимать и понимать точку зрения партнера;
  • формирование внимательного отношения к собеседнику;
  • развитие ответственности в принятии решений.

На базе гимназии в рамках данной программы успешно осуществляются:

  • преемственность развивающих программ в школе будущих первоклассников, посещающих гимназию до школьного обучения, и программ адаптации обучающихся первого класса;
  • реализация программ адаптации «Познаю мир и себя» и «Страна общения» (групповые занятия);
  • организация работы с обучающимися в рамках группы продленного дня;
  • работа в пришкольном лагере (групповые занятия в отряде);
  • индивидуальные и групповые занятия по запросу;
  • консультации родителей и педагогов, подготовка материалов на родительские собрания, подготовка итоговых аналитических отчетов для администрации школы.

Перейти к  публикациям для педагогов

В психологической работе основной акцент делается на использование разнообразных игр на занятиях (коммуникативные, дидактические, интеллектуальные, игры-драматизации, настольные и т.д.); активно используются приемы сказкотерапевтической направленности, элементы арт-терапии; тренинговые упражнения; беседы; психогимнастика и т.д.

Групповая форма работы на занятиях способствует освоению разных социальных ролей, развивает умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными; повышает такие показатели, как ответственность, адекватная самооценка, саморегуляция, позитивная мотивация, эмпатия. В процессе занятий активно используются такие методические средства, как создание ситуации успеха, организация положительных эмоций в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», проведение различных видов рефлексии для развития самосознания.

Данная программа активно реализуется с 2016 года. Результаты мониторингов в начале и в конце учебного года показывают целесообразность ее применения.  Отмечается повышение уровня показателей сформированности компонентов социальной компетентности. Зарегистрирована положительная динамика развития: у обучающихся значительно возрастает активность во взаимодействиях со сверстником и стремление оказывать помощь и поддержку товарищам по совместной деятельности, отмечается доминирование альтруистического мотива поведения в поступках детей, выявляется гораздо более высокий уровень эмпатии, нежели до проведения работы. Сравнительный анализ показывает, что к концу года дети в большей степени стараются соответствовать предъявляемым к ним поведенческим требованиям,  понимают и принимают задачу, данную педагогом, с большей легкостью удерживают цель ролевого поведения.

Кроме того, отмечается:

  • значительное снижение количества конфликтных ситуаций, повышение умения применять навыки конструктивного общения при решении ситуаций проблемного характера;
  • гармонизация межличностных взаимоотношений в коллективе;
  • развитие понимания ребенком ценности и значимости человеческой личности;
  • повышение уровня понимания обучающимися значимости просоциального поведения.

Результаты развивающей работы, направленной на повышение социальной компетентности, доказывают, что без целенаправленной работы у детей младшего школьного возраста просоциальное поведение и, связанные с ним, компоненты социальной компетентности развиваются более медленно.

         Приобретение социального опыта ребенком осуществляется в общении и зависит от разнообразия социальных взаимоотношений, в которые он вовлекается. Так наиболее значимым для становления самосознания у детей младшего школьного возраста являются социальные факторы, такие, как общение со значимым взрослым, под воздействием которого у подрастающего индивида формируются представления о своих собственных физических и личностных качествах, возникают определенные особенности поведения. Также социальное развитие личности осуществляется в его деятельности. И, наконец, необходимым условием социальной успешности считается достижение личностью высокого уровня социальной компетентности.

Младший школьный возраст признано считать периодом позитивных изменений и преобразований, которые происходят с личностью ребенка, возникающих под влиянием на становление его личности ближайшего окружения. Именно поэтому так важно вести сопроводительную работу в детском образовательном учреждении, направленную на повышение его коммуникативных качеств и социальной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жуков, Ю. М.; Петровская, Л. А.; Растянников, П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2001. - 142 с.
  2. Золотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Золотова, Н. К. Кряжева. - М. : Наука, 2011. - С. 219-232.
  3. Коротина, Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ю. В. Коротина. - Тамбов, 2011. - 24 с.
  4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 410 с.
  5. Мухина, В. С. Таинство детства. В 2 т. Т.1. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 504 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.