ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Петрова Людмила Егоровна

Педагог-психолог

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов г Томска

Г. Томск

 

     Новые задачи, старые приоритеты, цель – неизменна

     (размышление о деятельности педагога-психолога в условиях введения и реализации ФГОС).

Одна из особенностей профессии педагога-психолога – это постоянное обновление  деятельности, наполнение ее новыми смыслами, содержанием, изобретение новых форм работы. В условиях перехода на новый ФГОС, не может остаться в стороне от изменений  и работа педагога-психолога. На последнем заседании ПТГ педагогов-психологов знакомились с   примерной ООП ООО учебных и междисциплинарных программ, впечатляет масштаб психолого-педагогического сопровождения практически всех направлений в формировании УУД. Психолог теперь одна из ключевых фигур в системе образования. Именно педагог-психолог в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, помогает становлению его личности. Корректной и профессионально грамотной должно быть взаимодействие с учителем, ведь они тоже находятся в ситуации творческого поиска моделирование задачи формирования УДД в рамках своего предмета. На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования перед педагогом-психологом стоит первостепенная задача подбора психо-диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени основного общего образования. Оценка сформированности универсальных учебных действий должна проводиться педагогом-психологом в течение всего обучения в основной школе как основная часть психологической диагностики развития обучающихся. Требования, которым должен соответствовать психодиагностический комплекс педагога-психолога, направленный на оценку развития УУД достаточно обширный. Методики должны быть теоретически обоснованы и адекватны целям и задачам исследования. Адекватность методов, процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности должны соответствовать возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Валидность и надежность применяемых методик позволяют соблюдать этические стандарты деятельности психолога, а профессиональная компетентность должна гарантировать научность обработки и интерпретации результатов. Одно из требований психологической диагностики – диагностика не должна быть персонализирована. В итоге педагог-психолог собирает огромное количество абстрактной информации, за которой попросту не видно человека.  Диагностика действительно необходима для исследования образовательного  процесса, для выявления особенностей личности. Но когда специалист осуществляет эту деятельность, он должен хорошо представлять себе, зачем ему эта информация нужна, что он хочет выяснить и, самое главное,  что планирует делать с результатом. Безусловно, при высокой учебной нагрузке учеников акцент с индивидуальной работы переносится на рекомендации по  результатам  диагностики (как правило, групповой).  Не проводила специального опроса, но, по мнению коллег наиболее приоритетной деятельностью они называют коррекционно-развивающую работу и индивидуальное консультирование учащихся, далее - групповая работа (тренинги, коррекционно-образовательные программы) и повышение психологической культуры через просвещение  (педагоги, родители). Именно эти направления деятельности  делают работу психолога «живой», значимой и интересной для ребят, необходимой для рефлексий педагогической деятельности педагогов, смысла образующей информацией для семейного воспитания.  Сможет ли педагог-психолог в ситуации введения и реализации ФГОС выработать собственную мировоззренческую позицию или ему необходимо глубоко осознать методологические основы, на которых базируется его профессиональная деятельность и адаптировать их под конкретную цель? Очевидным является то, что методологический багаж наиболее надежен, т.к. позволяет рефлексировать свою деятельность.  Но интерпретация определенных УУД, на мой взгляд, требует от психолога широкой мировоззренческой и нравственной позиции Например,  регулятивные УУД, включают исследование уровня развития действий целеполагания в том числе во внутреннем плане, что подразумеваете работу с личностью ученика. То же можно сказать и об уровне развития коммуникативных УУД, которые предполагают умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, умение действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Оценка сформированности личностных УУД, помимо когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонента, исследует гражданскую идентичность личности, отношение обучающегося к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям, к себе (методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой). Таким образом, диагностика должна носить разъясняющий характер, выполняя тесты, ученики должны понимать, что мы «измеряем» и самое главное надо ли над этим задумываться и, возможно,  что-то  в себе менять. Для эффективного осуществления профессиональной деятельности  необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации не только в образовательном учреждении, но и в масштабах страны, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Школьная психология – это позиция, безоговорочно гуманистическая по отношению к ребенку, а школьный психолог должен привнести в школу духовность, актуализировать нравственность.

 Однажды слепой человек сидел на ступеньках со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо, увидел несколько монет в шляпе. Он бросил пару монет и без разрешения переписал табличку, оставил ее слепому и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна. Слепой узнал его по шагам и спросил, что он написал на таблички. «Ничего того, что было бы неправдой. Я просто написал на ней по-другому». Человек улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть». Хочется пожелать коллегам и себе, что бы за громадьем задач, правильностью формулировок не оставить ребенка в беспомощном состоянии, в ситуации не понятности происходящего. Объединение логики и чувств, рационального и интуитивного позволят функциональные обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении сделать живыми и человечными, а самого его творческим, мобильным, а самое главное – нужным специалистом в своем образовательном учреждении.

                                                                               Перейти к  публикациям для педагогов

                               Петрова Людмила Егоровна

 (педагог-психолог МАОУ СОШ Заозерная общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16)

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.