Коломиец А.Д.
Педагог-психолог
МБДОУ ДС № 27 «Филиппок»
г. Нижневартовск
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ СТРАХОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Каждый человек испытывает страх вне зависимости от возраста. Взрослые люди могут преодолеть страхи самостоятельно, а детям это сделать довольно трудно. Они часто сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Задача взрослого состоит в том, чтобы научиться, правильно к ним относиться, и стараться самим не становиться причиной испуга. Что же представляет собой страх? Давайте обратимся к классикам психотерапии.
Страх, по определению А.С.Спиваковской, «специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2, 2000 г.)
По определению А.И.Захарова, «страх - это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока». (Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», 2004 г.)
Причины, вызывающие детские страхи:
- Внутрисемейные отношения. Семейные конфликты (ребенок боится стать причиной ссор родителей, считает себя виновником происходящего); стиль воспитания (гипер- и гипоопека, «кумир семьи»), дисгармоничное воспитание (требования родителей противоречат друг другу), отсутствие поддержки, взаимопонимания, тепла в семье;
-Психотравмирующие ситуации. Утрата близкого человека и домашних питомцев, тяжелые или длительные болезни, продолжительное нахождение в больнице;
- Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими детьми (непринятие ребенка в коллективе, частые конфликты);
- Ситуации неуспеха;
- Обсуждения в присутствии ребенка отрицательных новостей (смерть, убийство, пожар);
- Навязчивое напоминание ребёнку о возникновении возможных неприятных ситуаций и многие другие.
- Психологические и физиологические особенности. Личностные эмоциональные, поведенческие, когнитивные особенности ребенка.
- Соматическое состояние (астения, частые болезни, невротические проявления)
В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом - стремясь воспитать их послушными. Ребенку, согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.
Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:
- Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детскомколлективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят, несмотря на неудачи.
- Метод игротерапии, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
- Метод «реагирования»страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
- Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
- Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели»(ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и т.п.
- Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).
Поговорим поподробнее о методе игротерапия. Какие же все-таки игры способствуют профилактике и вытеснению детских страхов?
- Игра "Прятки"- на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
- Игра "Лохматый пес"- на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
- Игра "Пятнышки".Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д. - Игра "Мы охотимся на льва".На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?
— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ!
Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
- Игра "Жмурки".На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это.
- Игра "Кто первый".На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.
- Игра "Автобус".На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе. - Игра "Собака лает и кусает за пятку".На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
Дети играют. Мимо них на "поводке" ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки. - Игра "Гневная гиена".На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет. На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле - гиена, она гневается:
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.
- Игра "Смелый заяц".На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
Литература:
- Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 304 стр.
- Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29).
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет - Волгоград – 2009
- Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10.