ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Коломиец А.Д.

Педагог-психолог

МБДОУ ДС № 27 «Филиппок»

г. Нижневартовск

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ СТРАХОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Каждый человек испытывает страх вне зависимости от возраста. Взрослые люди могут преодолеть страхи самостоятельно, а детям это сделать довольно трудно. Они часто сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Задача взрослого состоит в том, чтобы научиться, правильно к ним относиться, и стараться самим не становиться причиной испуга. Что же представляет собой страх? Давайте обратимся к классикам психотерапии.        

Страх, по определению А.С.Спиваковской, «специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2, 2000 г.)

По определению А.И.Захарова, «страх - это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока». (Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», 2004 г.)

 

Причины, вызывающие детские страхи:

- Внутрисемейные отношения. Семейные конфликты (ребенок боится стать причиной ссор родителей, считает себя виновником происходящего); стиль воспитания (гипер- и гипоопека, «кумир семьи»), дисгармоничное воспитание (требования родителей противоречат друг другу), отсутствие поддержки, взаимопонимания, тепла в семье;

-Психотравмирующие ситуации. Утрата близкого человека и домашних питомцев, тяжелые  или длительные болезни, продолжительное нахождение в больнице;

- Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими детьми (непринятие ребенка в коллективе, частые конфликты);

- Ситуации неуспеха;

- Обсуждения в присутствии ребенка отрицательных новостей (смерть, убийство, пожар);

- Навязчивое напоминание ребёнку о возникновении возможных неприятных ситуаций и многие другие.

- Психологические и физиологические особенности. Личностные эмоциональные, поведенческие, когнитивные особенности ребенка.

- Соматическое состояние (астения, частые болезни, невротические проявления)

 

В проблеме профилактики детских   страхов важны следующие моменты:

          - Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом - стремясь воспитать их послушными. Ребенку, согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

          - Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

          - Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

  1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детскомколлективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят, несмотря на неудачи.
  2. Метод игротерапии, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
  3. Метод «реагирования»страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
  4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
  5. Эмоциональное переключение,  «эмоциональные качели»(ребенку предлагают изобразить смелого и труса,  доброго и злого и т.п.
  6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

          Поговорим поподробнее о методе игротерапия. Какие же все-таки игры способствуют профилактике и вытеснению детских страхов?

  1. Игра "Прятки"- на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
  2. Игра "Лохматый пес"- на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:

Вот сидит лохматый пес, 

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит:

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим 

И посмотрим, что-то будет.

После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

  1. Игра "Пятнышки".Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
    Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.
  2. Игра "Мы охотимся на льва".На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями: 

Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.

У нас длинное ружьё и подзорная труба.

Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.

Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.

Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.

Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. 

Под ней не проползти. Над ней не пролететь.

Её не обойти, а дорожка напрямик –

Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ!

Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:

По тропинке: шур – шур – шур.

По морю: буль – буль – буль.

По болоту: чав – чав – чав.

По полю: топ – топ – топ.

Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. 

Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!

  1. Игра "Жмурки".На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это. 
  2. Игра "Кто первый".На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.

В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.

  1. Игра "Автобус".На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
    Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.
  2. Игра "Собака лает и кусает за пятку".На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
    Дети играют. Мимо них на "поводке" ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.
  3. Игра "Гневная гиена".На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет. На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле - гиена, она гневается: 

Я страшная гиена,

Я гневная гиена.

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.

  1. Игра "Смелый заяц".На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.

Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".

 

Литература:

  1. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 304 стр.
  2. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29).
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у  детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с.
  4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет - Волгоград – 2009
  5. Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.