ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Андронова Светлана Геннадьевна

Рамзайцева Ольга Владимировна

педагоги-психологи

МАДОУ №82 «Гусельки»

РФ Архангельская область

Г. Северодвинск

 

Гостиная для родителей

Тема: «Азбука семьи»

 

Цели: формирование семейных ценностей, понимания важности семейного общения; содействие родителям в осознании ролевой структуры на примере своей семьи (роли-обязанности); повышение родительской компетентности через освоение навыков конструктивного взаимодействия в семье.

Задачи:

-активизировать, сплотить участников, помочь ближе узнать друг друга;

-привлечь родителей к совместной деятельности, активизировать их творческие способности, включить системное мышление;

-способствовать лучшему взаимопониманию детей и взрослых в семье;

-предоставить возможность семейным парам проанализировать свое родительское поведение;

-акцентировать внимание родителей на положительных моментах воспитания ребенка.

Адресат: 5-8 семейных пар.

Оборудование: столы, стулья, мультимедийная доска, музыкальная колонка с записями музыки.

Материалы: пакеты, сложенные друг в друга с написанными заданиями; набор авторских психологических открыток (100 шт.); набор предметных картинок; анкеты «Семейные роли» (по количеству участников); памятки; ручки; фломастеры; листы.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

 

Ход мероприятия

 

  1. Вводная часть
  • Упражнение «Передай пакет» (выполняется стоя в кругу).

Цели: стимулировать внимание участников гостиной; активизировать их творческие способности; привлекать родителей к совместной деятельности; помочь родителям узнать друг друга.

Педагог-психолог: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Вы называете свое имя и передаете пакет по кругу. Начинать игру мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой, читает и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.

1 вариант. Примеры заданий:

-назовите любимый цвет;

-назовите любимое хобби;

-назовите какую музыку вы слушаете;

-назовите какие качества цените в людях;

-назовите какой у вас любимый фильм;

-назовите вашу любимую песню;

-назовите какое время года вам больше всего нравится;

-назовите яркое воспоминание из детства;

-назовите кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?

2 вариант. Примеры продолжения фраз:

«Мне нравится в себе то, что…»;

«Меня любят за то, что…»;

«У меня очень хорошо получается…»;

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад (а) тому, что я...»;

«Я готов (а) горы свернуть, потому что...»;

«Я сегодня с удовольствием буду...»;

«У меня хорошее настроение, потому что…»;

«Я горжусь тем, что…»;

«Я успешен (а) в своей работе, потому что…».

 

  1. Основная часть
  • Беседа с родителями о семье

Педагог-психолог: Как вы думаете, нужна ли современному человеку семья? Если да, то для чего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос все вместе. Предлагаем каждому участнику встречи назвать свое имя, а затем познакомить присутствующих со своей позицией, ответив на вопрос, зачем нужна семья.

Итак, продолжите по очереди фразу: «Семья - это хорошо, потому что…» (выполняется сидя в кругу).

Педагог-психолог: Семья - это объединение нескольких личностей, у каждой из которых есть в жизни свои базисные ценности. Нередко именно непонимание того, что является важным для другого, становится основой конфликта, разрушает семейный очаг. Наши ценности - это те идеалы, которые в семейной жизни «руководят» нами в течение всего дня, проявляясь в бытовых ситуациях. Конфликт между усвоенными ценностями разных членов семьи ведет к ссорам, неудовлетворению семейной жизнью, серьезным кризисам в коммуникации, взаимопонимании, нарушению ожиданий от партнера, стиранию границ, путанице в исполнении семейных ролей.

Педагог-психолог: И сейчас мы предлагаем поучаствовать в упражнении, которое позволит вам познакомиться с ценностями друг друга.

  • Упражнение «Семейные ценности» (авторское, на основе метода работы с психологическими открытками).

Педагог-психолог: Каждой семейной паре необходимо выбрать несколько психологических открыток (от 2 до 3), символизирующие важнейшие ценности вашей семьи. По окончании проводится краткое обсуждение, без интерпретации ведущего.

Открытки заранее разложены на столах. В комплект входят цветные открытки, отражающие разную тематику: мир людей, мир животных, природные явления, предметные картинки, парадоксальные картинки и др.

Педагог-психолог: Сплоченность семьи как системы в рамках циркулярной модели Д. Олсона можно оценить по двум параметрам:

1) пластичность, гибкость в управлении семейной системой, распределении ролей, правил и норм, регулирующих отношения членов семьи;  

2) эмоциональность взаимоотношений, степень эмоциональной близости партнера.

Сегодня мы попытаемся поподробнее разобраться, как на самом деле распределены роли в ваших семьях и насколько вы эмоционально связаны друг с другом. В этом нам поможет анкетирование «Семейные роли» (проводится в семейной паре).

  • Анкетирование «Семейные роли»

Цель: осознание и обсуждение ролевой структуры на примере своей семьи, вклада каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), типичных вариантов поведения, в том числе в ситуации конфликта (роли - взаимодействия).

Педагог-психолог раздает каждой семейной паре по две анкеты. И предлагает напротив утверждений ставить рядом плюсы: + если участник только иногда выполняет данную роль; ++ если он выполняет её довольно часто; +++ - это его постоянная роль.

Педагог-психолог: Некоторые из упомянутых ролей не свойственны вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом. В этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, - допишите их. Обсудите с партнером результаты заполнения вашей анкеты.

После заполнения анкеты супруги обмениваются друг с другом чувствами, впечатлениями относительно ролевой структуры их семьи, находят общее и различное в мнениях, открывают для себя что-то новое.

Перечень утверждений: роли-обязанности

  1. Организатор домашнего хозяйства.
  2. Закупщик продуктов.
  3. Зарабатывающий деньги.
  4. Казначей.
  5. Убирающий квартиру.
  6. Выносящий мусор.
  7. Повар.
  8. Убирающий со стола.
  9. Тот, кто ухаживает за животными.
  10. Организатор праздников.
  11. Человек на побегушках.
  12. Человек, принимающий решения.
  13. Чинящий сломанное.

14.Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей.

Перечень утверждений: роли-взаимодействия

  1. Буфер, посредник в конфликте.
  2. Любитель поболеть.
  3. Сторонник строгой дисциплины.
  4. Главный обвинитель.
  5. Одинокий волк.
  6. Утешающий обиженных.
  7. Уклоняющийся от обсуждения проблем.
  8. Создающий другим неприятности.
  9. Держащийся в стороне от семейных разборок.
  10. Приносящий жертвы ради других.
  11. Семейный вулкан.
  12. Затаивающий обиду.
  13. Шутник.

 

  • Упражнение «Треугольник»

Цель: активизировать активность участников, включить системное мышление, позволяющее видеть взаимосвязь явлений и их влияние друг на друга.

Педагог-психолог: Давайте образуем две шеренги и встанем друг напротив друга (участники образуют две шеренги). Выберите мысленно двух человек, при этом важно, чтобы эти люди не заметили, что вы их выбрали.

         Сейчас по моей команде вы начнете свободное движение по комнате. Ваша задача- во время движения все время образовывать с теми двумя людьми, которых вы выбрали изначально, равносторонний треугольник. При этом важно, чтобы эти люди не заметили, что вы стремитесь образовать с ними фигуру (участники перемещаются по комнате).

После выполнения упражнения педагог-психолог проводит анализ.

Вопросы для анализа:

-Что происходило в процессе упражнения?

-Ваши впечатления, инсайты?

Резюме педагога-психолога. Взаимодействуя с одним, с двумя и более людьми, мы всегда образуем систему. А по законам изменения системы, изменение одного элемента системы вызывают изменения всей системы.

Это актуально для всех жизненных ситуаций. Это упражнение показало то, как мы воздействуем на других и как другие воздействуют на нас.

Это упражнение рождает огромный спектр выводов: «Методом проб и ошибок каждый достигает своих целей», «Очень важны согласованные действия», «Вся наша жизнь - поиск порядка», «Если меняется мир, ты тоже должен меняться» и т.д. Очень легко «уйти в сторону».

Педагог-психолог: А теперь хотелось бы перейти к очень важным, любимым членам каждой семьи - к нашим детям. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их знаете? (Ведущий задаёт вопросы каждой родительской паре, они по очереди отвечают).

Предварительная подготовка: опрос детей родителей, участников встречи.

  • Упражнение «Знаю ли я своего ребенка?»

Родителям предлагается ответить на вопросы, на которые ранее отвечали их дети:

-Любимый цвет вашего ребенка?

-Любимый праздник вашего ребенка?

-Как зовут друзей вашего сына (дочери)?

-Любимая сказка вашего ребенка?

-Любимая игрушка вашего ребенка?

По окончании упражнения педагог-психолог дает комментарии, насколько хорошо родители знают своих детей.

         Педагог-психолог: Все дети очень любят играть. Давайте и мы поиграем и немного отдохнем.

  • Упражнение «Топотушки»

Играющие делятся на две команды с равным количеством игроков. Каждый участник задумывает любого игрока противоположной команды. Важно, чтобы загадали всех. Далее команды строятся в линию друг напротив друга. Первый играющий одной из команд подходит к любому участнику противоположной команды и спрашивает, не он ли его задумал. Но делает он это необычным способом -топая ногами. Если он угадал, то играющий ему отвечает топотом. Образовавшаяся пара отходит, а игра продолжается. Если мнения играющих не совпали (то есть задуманный игрок не он), то противник ему отвечает, шаркая ногами по полу. Затем происходит переход хода и спрашивать идет игрок противоположной команды. Побеждает та команда, игроки которой угадали больше людей, задумавших их.

Педагог-психолог: Каждый родитель согласен с утверждением, что его ребенок самый лучший. Мы предлагаем каждому рассказать о своем удивительном ребёнке, используя картинки (набор предметных картинок).

  • Упражнение «Мой замечательный ребенок!» (авторское)

Например, юла - мой сын как юла, очень подвижный;

- краскитворческий;

- пирогсладкоежка;

- мяч- спортивный и т.п.

Педагог-психолог: Известный факт, что общение с ребенком часто ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Но иногда эти ограничения не оправданы или сказаны в негативной форме, которая затрудняет общение взрослых и детей. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

  • Упражнение «Правила для ребенка»

Педагог-психолог: Ваша задача будет: сформулировать правила для ребенка, не употребляя частицу «НЕ».

Далее педагог-психолог предлагает родителям просмотр мультимедийной презентации, в содержании которой входят иллюстрации, сопровождаемые текстом с типичными негативными высказываниями-запретами родителей.

Например,

-Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

-Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.

-Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

-Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге

и другие.

После выполнения упражнения проводится обсуждение.

Педагог-психолог: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семейных отношениях и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил. Вашему вниманию мы предлагаем памятки с рекомендациями по введению алгоритма правил в семье (каждой семейной паре раздаются памятки)

Рекомендации для родителей.

  1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что вы принимаете его чувства и понимаете важность желаний: «Я понимаю твое желание ».
  2. Потом вы устанавливаете ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания.

Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

  1. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о негативных последствиях (наказаниях) за несоблюдение правил.

Педагог-психолог: А сейчас предлагаем послушать метафору.

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Педагог-психолог: Перед вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третий стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения, то ребенок начинает так же отвечать и нам.

Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Перейти к  публикациям для педагогов

  • Заключительная часть
  • Рефлексия «Ладошка» (проводится под музыкальное сопровождение).

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие. Надеемся, что наша встреча была продуктивной, интересной и познавательной. Нам очень важно получить от вас обратную связь.

Для этого понадобится половинка листа А4, ручка или фломастер. Обведите на листе свою ладонь. Внимание!

На большом пальце напишите, что вам сегодня на мероприятии понравилось, что для вас было важным, интересным.

На указательном пальце напишите,  что не понравилось, что может,  было трудным.

На среднем пальце - остались ли у вас вопросы по теме? Если да, то можете их указать.

На безымянном пальце напишите, насколько вам было комфортно на мероприятии (психологическая атмосфера), ваше настроение в ходе встречи.

На мизинце  напишите ваши предложения ведущим.

Под музыкальное сопровождение  участники выходят из зала.

 

 

Список литературы

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.
  2. Тримаскина И.В., Тарнтин Д.Б., Матвиенко С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. - СПб.: Речь, 2010.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.