Малярчук Татьяна Сабирдзяновна
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Новосибирская область, Куйбышевский район, г.Куйбышев
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Технологическая карта сценария занятия с педагогом-психологом в старшей группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями на тему «Зимние забавы»
Разработала: Малярчук. Т. С,
педагог-психолог ДОУ «Жемчужинка»
2020 г.
Цель: развитие познавательных , проприоцептивных способностей и эмоционального интеллекта детей с помощью интерактивных технологий и нейропсихологических упражнений
Задачи:
Образовательные:
- повторить знания о признаках времён года (и зиме, в частности);
- закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, речевое дыхание, связную речь детей;
- развивать межполушарные связи, проприоцепцию, навыки саморегуляции, двигательную память, зрительно-пространственные представления, различные виды внимания, чувство ритма
- развивать графомоторные навыки, воображение, логическое и творческое мышление
Воспитательные:
- обеспечить благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей работы;
- закреплять навыки работы в команде;
- научить детей определять своё эмоциональное состояние.
Методические приёмы:
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, авторское стихотворное сопровождение, индивидуальные ответы детей).
- Наглядный (использование иллюстраций (в том числе авторских), интерактивные технологии, пантомимы).
- Игровой (интерактивная и музыкальная игры, использование новых компьютерных технологий в области развивающих игр для детей ).
- Нейропсихологический (рисование двумя руками)
Предварительная работа:
- Знакомство с иллюстративным материалом
- Создание благоприятного настроя на последующую работу
Оборудование: ноутбук, сайт с развивающими играми «Мерсибо», портативный микрофон, шарики из ваты, раздаточный материал, карандаши
Этап |
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Организационный |
|||
Орг.момент |
Словесные, наглядные, практические
Показ презентации «Зимние забавы». Слайд 1
|
На протяжении всего занятия ведущий в стихотворной форме обыгрывает каждую игру или задание:
Здравствуйте, дети! Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем мы играть на славу В наши «Зимние забавы»! |
Дети повторяют за педагогом-психологом стихотворение и выполняют движения (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
|
Проблемная ситуация
|
«Загадки»
Цель: способствовать появлению мотивации на работу, активизация детей; развитие логического мышления Слайд 2
|
Ребята, отгадайте загадку: Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (зима) Поможем зиме придти к нам? Отгадаем все зимние загадки? Сделаем все задания?
|
Дети отвечают. |
Основной |
|||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний |
«Загадки» (продолжение)
Цель: закрепление знаний о признаках наступления зимы, развитие слухового и зрительного восприятия
Слайды 2-6
|
Работа со слайдами. На слайдах представлены загадки. После угадывания ребятами каждой загадки, по щелчку на экране появляется картинка с правильным ответом.
Наши окна — как картинки. Кто художник-невидимка? На стекле букеты роз Нам нарисовал...
Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал...
С неба звездочки летят И на солнышке блестят. Точно в танце балеринки, Кружатся зимой...
Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья...
|
Угадывают загадки.
Мороз
Снег
Снежинки
Вьюга |
Лого-игра «Вьюга» Цель: развитие речевого дыхания Слайд 7 |
На слайде представлена картинка и по щелчку включается звук вьюги.
Так давайте все по кругу Будем дуть, как в зиму вьюга!
|
Дети дуют на заготовленные и разложенные педагогом-психологом на столах шарики из ваты. |
|
Игра «Снежный ком» Цель: развитие памяти Слайд 8
|
На слайде изображена картинка, на которой дети делают снежный ком.
Чтобы зиму приглашать Надо снежный ком скатать!
Все участники игры становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди называют признаки снега. Каждый последующий игрок называет ответы предыдущих игроков, прибавляя к ним свое, и так до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу
|
|
|
Игра «Зимний лес» Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания Слайд 9
|
На слайде представлено авторское пособие «Зимний лес. Что не так?», представляющая собой картинку с нелепицами. Посмотрите-ка, ребятки, всё ли здесь у нас в порядке? |
Дети выполняют задание, ищут на картинке несоответствия |
|
Игра «Нарисуй двумя руками» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, графомоторных навыков Слайд 10
|
На слайде представлена картинка, которую ребята должны обвести обеими руками. Зимний лес мы посмотрели, Ну, какой же лес без ели? Раз-два-три, раз - два-три Карандаш скорей бери!
|
Рисуют по образцу двумя руками одновременно. |
|
Игра с использованием ИКТ (сайт игр для развивающих занятий «Мерсибо») «Снежинки» Цель: развитие речевого дыхания, логического мышления, зрительного внимания. Слайд 11 |
На слайде находится скриншот из интерактивной игры Мерсибо «Снежинки». После его показа, педагог-психолог сворачивает презентацию, открывает сайт с играми и выбирает озвученную выше игру. К нам снежинки прилетели, Посмотрите-ка, друзья! Намели бугор метели Что там буря замела? Смотрим, дети? Да-да-да! |
Выполняют задание на ноутбуке при помощи программного обеспечения «Мерсибо». Сначала дуют в микрофон, сдувая снежинки и обнаруживая предметы, скрытые под ними. Затем определяют, кому принадлежит тот или ной предмет и почему. |
|
Игра «Снежные дорожки» Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму Слайд 12
|
На слайде представлена картинка, на которой изображены пунктирные дорожки. Молодцы, ребята! А теперь совсем немножко Мы пройдёмся по дорожкам! |
Обводят пунктирные линии на раздаточном материале. |
|
|
Игра «Повторялки (под музыку)» Цель: развитие произвольного внимания, проприоцепции, чувства ритма
Слайд 13-16 |
На слайдах представлены картинки, изображающие действия, которым должны подражать дети в рамках задания, а также звуковое сопровождение процесса, включаемое по щелчку. Поработали на славу, Молодцы, ребятки! Встанем ровно, лево - право! Ждут нас «Повторялки»! «Чистим снег», «Лепим снежки», «Фигурное катание», «Согреваемся в мороз» |
Повторяют движения ведущего под музыкальное сопровождение. |
|
Игра «Найди две одинаковых снежинки» Цель: развитие зрительного внимания Слайд 17 |
На слайде находится картинка с различными снежинками, среди которых дети должны найти одинаковые. Поглядите на снежинки, Да скажите без запинки, Где кружатся в снежном вихре, Две близняшки, две сестрицы? |
Смотрят внимательно на картинку и ищут одинаковые снежинки. |
|
Игра «Какая ты снежинка?» Цель: развитие умения распознавать эмоции у себя и окружающих людей Слайд 18 |
На слайде изображены снежинки, иллюстрирующие разные эмоции. Расскажите-ка, друзья, Где снежинка грустная? Где рыдает, а где злится? Где хандрит, где веселится? |
Называют эмоции изображенных на экране снежинок, и определяют своё собственное настроение. |
|
Игра «Превращения» Цель: снятие общего напряжения, развитие навыков саморегуляции и ощущения собственного тела Слайд 19 |
Слайд содержит картинки льда в разных физических состояниях, а также звук волшебного превращения. Мир-театр, мы - актёры, Всё изобразим мы споро! Так сыграем же друзья В чудо - превращения!
|
Дети с закрытыми глазами представляют образ льда, изображают его, при этом напрягая мышцы тела. Постепенно расслабляясь, «превращются» в тающий лёд и, наконец, в воду. |
Заключительный |
|||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
Рефлексия |
Подведение итогов.
Цель: развитие навыков рефлексии
Слайд 20-22 |
На слайдах присутствуют рисунки детей в кругу, список вопросов для подведения итогов занятия и звук аплодисментов (включается по щелчку).
Ребята, вы большие молодцы! Я думаю, нам удалось достичь цели и выполнить все задания! Много с вами мы играли, Рисовали и гадали, Приходи, Зима! Вперёд! Вот пришёл и твой черёд!
Ребята, вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Какие задания были для вас лёгкими? Какие – трудными? Всем спасибо! Аплодисменты! |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, делятся своими эмоциями. Аплодируют. |