Добриян Эльвира Альбертовна
Учитель начальных классов
МБОУ ЦО №29 г. Тула
Город Тула
Игровые приемы при изучении слов с непроверяемым написанием в начальной школе.
Одной из самых сложных тем при изучении орфографии в начальной школе является изучение слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными. Безударную гласную в них рекомендуется запоминать. Существует много способов запоминания слов и я хочу остановиться на тех, которые можно считать одними из самых эффективных. Они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу более интересной и динамичной.
При первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этой единице, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, слово “орех”.
Для концентрации внимания загадываем загадку:
В домике скорлупке,
Живёт он, как в избушке,
Бывает грецким и лесным,
Кедровым не совсем большим!
Говорим об орехе, выделяем признак, который отличает орех от других съедобных продуктов. Дети выделяют этот признак: орех круглый.
Да, орех похож на букву О. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной О:
Круглый орех на О похожий,
О в начале слова тоже.
На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доску вывешиваем тематическую картинку:
Далее записываем изучаемое на уроке слово, выделяя ярким цветом нужную орфограмму.
Следом закрепляем написание изучаемого слова. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой, загадочной, форме в этом случае используем ребусы или кроссворды. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова “трактор, воробей” и другие, зашифрованные в форме ребусов.
Вот, например, кроссворд, где подразумевается слово “молоко”. К такому кроссворду обычно дается загадка.
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)!
Дети хором подсказывают отгадку.
Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.
Две гласных “а” и “у” одна.
Угадайте-ка, друзья.
Очень много хруста
Издает … (капуста)
В поле выросла она,
Колосом своим горда:
Может колосом гордиться
Лишь хорошая … (пшеница)
Прошу вас все слова назвать,
Где –оро– надо написать
К этому кроссворду можно предложить игру “Подскажи словечко”
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох)
Дедушка Рох
Посеял … (горох)
“Уродился я неплох”, –
С грядки хвастался … (горох)
Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить … (город)
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется … (мороз)
Для закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы, загадки, например:
- В каких словах живет рак? (Завтрак, ракета)
- В каких словах спрятались ноты? (Помидор, ребята, дорога и др.)
- Назовите слова, в которых спрятались числа (Родина (1), сорока (40), однажды (1) и др.)
- Все слова хороши, но где-то спрятались ежи и ужи (дежурный, ужин)
- Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
- В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (картина)
Или:
Прибавьте О к единице длины,
И вмиг она преобразится
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь – под землей помчится (метро)
После того, как написание слово хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка – словарное слово. Я загадываю загадку, а дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок, использую загадки с хоровыми ответами. Мы “помогаем” поэту, вставляя пропущенное слово.
“Подскажи словечко”:
Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух,
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же, … (корова).
Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его … (мороз)
Трещала с самого утра:
“Пора! Пор-р-ра!”
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно оформлять слово в письменной работе. С этой целью даю такие задания, как:
- написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.
-учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Сделать работу интересной, занимательной – значит сделать ее эффективной.