ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Добриян Эльвира Альбертовна

Учитель начальных классов

МБОУ ЦО №29 г. Тула

Город Тула

Игровые приемы при изучении слов с непроверяемым написанием в начальной школе.

Одной из самых сложных тем при изучении орфографии в начальной школе является изучение слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными. Безударную гласную в них рекомендуется запоминать. Существует много способов запоминания слов и я хочу остановиться на тех, которые можно считать одними из самых эффективных. Они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу более интересной и динамичной.

При первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этой единице, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, слово “орех”.

Для концентрации внимания загадываем загадку:

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим!
Говорим об орехе, выделяем признак, который отличает орех от других съедобных продуктов. Дети выделяют этот признак: орех круглый.

Да, орех похож на букву О. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной О:

Круглый орех на О похожий,

О в начале слова тоже.

На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доску вывешиваем тематическую картинку:

 

 

 

 

Далее записываем изучаемое на уроке слово, выделяя ярким цветом нужную орфограмму.

Следом закрепляем написание изучаемого слова. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой, загадочной, форме в этом случае используем ребусы или кроссворды. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова “трактор, воробей” и другие, зашифрованные в форме ребусов.

Вот, например, кроссворд, где подразумевается слово “молоко”. К такому кроссворду обычно дается загадка.

Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)!

Дети хором подсказывают отгадку.

Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

Две гласных “а” и “у” одна.
Угадайте-ка, друзья.
Очень много хруста
Издает … (капуста)

В поле выросла она,
Колосом своим горда:
Может колосом гордиться
Лишь хорошая … (пшеница)

Прошу вас все слова назвать,
Где –оро– надо написать

К этому кроссворду можно предложить игру “Подскажи словечко”

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох)

Дедушка Рох
Посеял … (горох)

“Уродился я неплох”, –
С грядки хвастался … (горох)

Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить … (город)

Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется … (мороз)

Для закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы, загадки, например:

  • В каких словах живет рак? (Завтракракета)
  • В каких словах спрятались ноты? (Помидор, ребята, дорога и др.)
  • Назовите слова, в которых спрятались числа (Родина (1), сорока (40), однажды (1) и др.)
  • Все слова хороши, но где-то спрятались ежи и ужи (дежурный, ужин)
  • Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
  • В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник)

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (картина)

Или:

Прибавьте О к единице длины,
И вмиг она преобразится
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь – под землей помчится (метро)

После того, как написание слово хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка – словарное слово. Я загадываю загадку, а дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок, использую загадки с хоровыми ответами. Мы “помогаем” поэту, вставляя пропущенное слово.

“Подскажи словечко”:

Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух,
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же, … (корова).

Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его … (мороз)

Трещала с самого утра:
“Пора! Пор-р-ра!”
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).

И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно оформлять слово в письменной работе. С этой целью даю такие задания, как:

- написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.

-учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Сделать работу интересной, занимательной – значит сделать ее эффективной.

 

  Перейти к  публикациям для педагогов 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.