Гуляева Александра Владимировна
Педагог-психолог
учитель-дефектолог
МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварелькт»
Пермский край
Пермский район
д.Кондратово
Опыт применения правополушарного рисования как нетрадиционной арт-терапии в работе с эмоциями в дистанционном формате
Гуляева Александра Владимировна, педагог-психолог,
учитель-дефектолог МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки»
Все педагоги образовательных организаций, в частности, специалисты ДОУ, оказались в новых условиях, в условиях повышенной эпидемиологической ситуации, изменений жизни, как бытовой, так и рабочей. Мы оказались в стрессовой ситуации, так как нужно было продолжать работу по сопровождению воспитанников детского сада и их семей, а как это сделать, мы не знали.
Педагог-психолог совместно с педагогом дополнительного образования нашли форму, которая помогла организовать работу со всеми участниками образовательного процесса. Это метод арт-терапии – правополушарное рисование.
Почему выбор был сделан в пользу метода арт-терапии? В связи со сложившейся ситуацией, когда не только дети, но и многие родители, педагоги оказались в условиях дистанционного обучения и удаленной работы, стабилизация эмоционального состояния всех участников образовательного процесса является важным компонентом при психолого-педагогическом сопровождении.
Основные задачи, которые мы решали с помощью данного метода:
- установить контакт между всеми участниками образовательного процесса;
- создать условия для снятия психоэмоционального напряжения.
А что же такое правополушарное или интуитивное рисование? Это современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания картин, а сложная система из простых приемов, доступная для всех категорий воспитанников, способствующая решению огромного количества задач образования и психологических проблем.
Данная методика – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, активизировать творческие возможности личности, независимо от возраста, пола, национальности, профессии, индивидуальных особенностей.
Известно, что арт-терапия - это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в развитии человека. Поэтому данное направление в работе мы осуществляем в тандеме с педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Главное отличие такого метода от традиционного рисования заключается в том, что в традиционном рисовании ребенок учится изображать объекты, ему нужно ознакомиться с теорией, а в правополушарном рисовании – алгоритмы рисования не нужны, ребенок учится видеть и воспринимать объекты. И в таком варианте арт-методы дают хорошие результаты в работе с разными нозологиями детей с ограниченными возможностями здоровья, детьми и семьями категорий «группы риска социально-опасного положения», а также их родителями, которые не всегда положительно настроены на работу.
Назовем ряд преимуществ данной техники:
- даёт возможность работать со всеми участниками образовательного процесса, начиная с трех лет, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- даёт возможность использовать метод изотерапии у людей, «не умеющих рисовать», и таким образом научить их отреагировать свои эмоциональные проблемы;
- способствует оптимизации психического состояния человека, служит основой профилактики возникновения психических и психосоматических заболеваний;
- за счёт быстрой результативности повышает самооценку человека, его уверенность в себе, способствует пополнению эмоционального ресурса у людей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения.
- даёт возможность работать и индивидуально, и в группе.
В МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» данный метод показал положительные результаты в работе с семьями предриска, группы риска в рамках педагогического проекта «Творческий марафон». Родители свободно и с удовольствием идут на контакт, рисуют, учатся конструктивному взаимодействию с детьми и между собой, у детей развивается произвольность, творческая инициатива, повышается уверенность в себе. В работе с педагогами данный метод используется в рамках профилактики профессионального выгорания.
В результате использования данного метода работы отмечены следующие изменения:
- повышение мотивации к деятельности в целом;
- снижение психоэмоционального напряжения, формирование произвольности поведения;
- уменьшение «комплекса художественной неполноценности»;
- развитие и активизация творческого потенциала;
- формирование нового видения окружающего мира;
- положительная динамика в развитии невербального интеллекта.
В рамках дистанционного образования педагогами записывались видео с пошаговым выполнением работы, в форме обратной связи родителями выкладывались рисунки детей. Видео монтировалось в двух программах, на наш взгляд, самые простые и удобные – это Movavi, Adobe priemier pro.