«Организация проектной деятельности с привлечением родителей»
Воспитатель
Брусенцова Екатерина Сергеевна
МАДОУ «Колобок»
ЯНАО город Ноябрьск
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:
- Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи взаимодействия ДОО с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное
родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Задачи педагога:
- Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
- Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.
Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На первом этапе необходимо заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего нужно использовать жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов дети выходят на проблему, которую необходимо решить.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности нужно проводить интересные открытые занятия в группе, на которых они постепенно подключаются к этой деятельности и оказывают помощь своим детям.
Затем участники проекта должны определить тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составить план проведения проекта, собрать необходимую информацию по теме, обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ. Кроме того, можно согласовать способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).
Нужно провести родительские собрания, на которых обсудить вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также можно дать домашнее задание, которое заключается в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями.
Можно провести дни вопросов и ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформить стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирают материал, работают с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы посещают музеи и выставки.
На данном этапе проводятся:
- Познавательные занятия;
- Творческие рассказы;
- Чтение художественной литературы;
- Заучивание стихов;
- Оформление игротеки;
- Подвижные, речевые игры;
- Беседы.
Третий этап - презентация проектной деятельности. Для оценивания выступления команд можно пригласить жюри в лице администрации детского сада. Зрителями могу быть специалисты и педагоги ДОУ.
Взаимодействие педагогов МАДОУ и семьями воспитанников является одним из ключевых вопросов в воспитании детей. Проектная деятельность на базе ДОУ является одним из эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Работа по направлению «педагог - ребёнок - родитель» решает следующие задачи:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- оптимизация детско – родительских отношений;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в общественной жизни ДОУ.
Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей.
При организации работы с родителями используются следующие инновационные методы взаимодействия:
- групповые формы работы: «круглый стол», день открытых дверей, конкурсно-развлекательные программы, групповые родительские собрания, мастер-классы.
- наглядная работа с родителями: фоторепортажи, бюллетени, памятки, папки-передвижки, выставки.
- информационно-аналитический: вся работа по организации образовательного процесса представлена на сайте ДОУ.
Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.
Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
В результате формирующего эксперимента позиция родителей станет более гибкой. Изменится стиль общения взрослого с ребенком. Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.