Коробкина Елена Геннадьевна
педагог - психолог
МБОУДО ДЮСШ Целинского района
Ростовская область
Целинский района
поселок Целина
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МБОУДО ДЮСШ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Е.Г. Коробкина,
e-mail:ele-korobkina@yandex.ru
Получение образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В МБОУДО ДЮСШ Целинского района, педагогом - психологом которого я являюсь, создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода его обучения в спортивной школе.
Комплексное изучение особенностей познавательного и личностного развития ребенка, выбор направлений сопровождающей деятельности ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого – медико - педагогическом консилиуме.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
- диагностику спортивной и эмоционально-личностной сферы личности, педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку.
На каждого обучающегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми - инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недостаточность развития восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивной школе имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.
Основная цель, которую преследует МБОУДО ДЮСШ Целинского района при реализации психолого – педагогического сопровождения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательных программ и социализации в обществе. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- выявление особы образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществление индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);
— обеспечение возможности освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграции в образовательном учреждении и социализации в обществе.
Психолого - педагогическое сопровождение в МБОУДО ДЮСШ Целинского района представлено следующими этапами работы:
- Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и тренерами - преподавателями проблем ребенка);
- Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных особенностей его развития (физического, социального, познавательного, речевого), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов);
- Подготовительный (определение задач, условий, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме);
- Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком);
- Аналитико - прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения.
Основной акцент в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ в МБОУДО ДЮСШ Целинского района сделан на: оптимизацию психологического контакта с тренерами - преподавателями в ходе образовательного процесса; профилактику личностной тревожности; индивидуальные и групповые занятия (исходя из результатов психодиагностики, педагогического обследования), направленные на формирование адекватной самооценки, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков, развитие эмоционально-личностной сферы, развитие познавательных способностей, совершенствование навыков учебной работы, коррекцию нарушений в развитии спортивных навыков, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; вовлечение обучающихся в активное участие в мероприятиях разной направленности и уровня.
В работе с родителями детей - инвалидов и детей с ОВЗ в ходе психолого – педагогического сопровождения особое внимание уделяется: психологическому просвещению по вопросам возрастных психологических особенностей развития ребенка; психологической поддержке семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением детей-инвалидов и детей с ОВЗ; объединению семей, имеющих детей - инвалидов и детей с ОВЗ; консультативной и коррекционной работе по запросу семьи; профилактике личностной тревожности, эмоционального выгорания.
В работе с педагогическим коллективом, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ немаловажным мы считаем: психологическое просвещение по вопросам возрастных психологических особенностей развития детей; консультативную и просветительскую работу по взаимодействию с детьми с ОВЗ и психологические особенности проблемных детей.
В ходе практической реализации работы службы сопровождения нами определены критерии эффективного взаимодействия тренера - преподавателя с родителями:
- осознание тренером - преподавателем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями как цели эффективности воспитательного процесса;
- реализация личностно - деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов;
- высокий уровень коммуникативных умений тренера - преподавателя, способность тренера – преподавателя к эмпатии.
Основной принцип, на котором строится наша работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями - принцип деятельностного подхода - психологическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка, а также на тот вид спортивной деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В процессе проведения программных мероприятий МБОУДО ДЮСШ Целинского района используются технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и степени его интеграции в образовательную среду, решается с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и физическое напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
В спортивной школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися, которая проводится педагогом - психологом, ренерами – преподавателями спортивной школы. Отбор в группы коррекционных занятий, обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования.
Организация школьных спортивных мероприятий предполагает возможность участия в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся включаются в проведении воспитательных, культурно - развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
На сегодняшний момент можно смело утверждать, что функционирование психолого – педагогического сопровождения в МБОУДО ДЮСШ Целинского района позволяет:
- предоставить ребенку с ОВЗ дополнительное спортивное образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
- обеспечить тренерам - преподавателям постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
- постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей школьника с ОВЗ.
С целью социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, в нашей спортивной школе осуществляется привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе: часы общения, беседы, участие в спортивных фестивалях, олимпиадах, спортивных мероприятиях, волонтёрском движении и др.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Перейти к публикациям для педагогов
Использованная литература.
- Создание и апробация модели психолого – педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. Ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.:ЬГППУ, 2012
- Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12.— № 3.— 2010.— 173 с.
- Тринитатская О.Г., Эпова Н.П., Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого – педагогический ракурс: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015.