ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Коробкина Елена Геннадьевна

педагог - психолог

МБОУДО ДЮСШ Целинского района

Ростовская область

Целинский района

поселок Целина

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ  И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МБОУДО ДЮСШ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Автор: Е.Г. Коробкина,

e-mail:ele-korobkina@yandex.ru

 

Получение образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В МБОУДО ДЮСШ Целинского района, педагогом - психологом которого я являюсь, создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода его обучения в спортивной школе.

Комплексное изучение особенностей познавательного и личностного развития ребенка, выбор направлений сопровождающей деятельности ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого – медико - педагогическом консилиуме.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

- диагностику спортивной и эмоционально-личностной сферы личности, педагогические наблюдения;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

- индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку.

На каждого обучающегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми - инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недостаточность развития восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивной школе имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

Основная цель, которую преследует МБОУДО ДЮСШ Целинского района при реализации психолого – педагогического  сопровождения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательных программ и социализации в обществе. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- выявление особы образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществление индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);

— обеспечение возможности освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграции в образовательном учреждении и социализации в обществе.

Психолого - педагогическое сопровождение в МБОУДО ДЮСШ Целинского района представлено следующими этапами работы:

- Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и тренерами - преподавателями проблем ребенка);

- Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных особенностей его развития (физического, социального, познавательного, речевого), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов);

- Подготовительный (определение задач, условий, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме);

-  Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком);

- Аналитико - прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения.

Основной акцент в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ в МБОУДО ДЮСШ Целинского района сделан на: оптимизацию психологического контакта с тренерами - преподавателями в ходе образовательного процесса; профилактику личностной тревожности; индивидуальные и групповые занятия (исходя из результатов психодиагностики, педагогического обследования), направленные на формирование адекватной самооценки, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков, развитие эмоционально-личностной сферы, развитие познавательных способностей, совершенствование навыков учебной работы, коррекцию нарушений в развитии спортивных навыков, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; вовлечение обучающихся в активное участие в мероприятиях разной направленности и уровня.

В работе с родителями детей - инвалидов и детей с ОВЗ в ходе психолого – педагогического сопровождения особое внимание уделяется: психологическому просвещению по вопросам возрастных психологических особенностей развития ребенка; психологической поддержке семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением детей-инвалидов и детей с ОВЗ; объединению семей, имеющих детей - инвалидов и детей с ОВЗ; консультативной и коррекционной работе по запросу семьи; профилактике личностной тревожности, эмоционального выгорания.

В работе с педагогическим коллективом, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ немаловажным мы считаем: психологическое просвещение по вопросам возрастных психологических особенностей развития детей; консультативную и просветительскую работу по взаимодействию с детьми с ОВЗ и психологические особенности проблемных детей.

В ходе практической реализации работы службы сопровождения нами определены критерии эффективного взаимодействия тренера - преподавателя с родителями:

- осознание тренером - преподавателем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями как цели эффективности воспитательного процесса;

- реализация личностно - деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов;

- высокий уровень коммуникативных умений тренера - преподавателя, способность тренера – преподавателя к эмпатии.

Основной принцип, на котором строится наша работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями - принцип деятельностного подхода - психологическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка, а также на тот вид спортивной деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

В процессе проведения программных мероприятий  МБОУДО ДЮСШ Целинского района используются технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и степени его интеграции в образовательную среду, решается с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и физическое напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

В спортивной школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися, которая проводится педагогом - психологом, ренерами – преподавателями спортивной школы. Отбор в группы коррекционных занятий, обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования.

Организация школьных спортивных мероприятий предполагает возможность участия в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся включаются в проведении воспитательных, культурно - развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

На сегодняшний момент можно смело утверждать, что функционирование психолого – педагогического сопровождения в МБОУДО ДЮСШ Целинского района позволяет:

- предоставить ребенку с ОВЗ дополнительное спортивное образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;

- обеспечить тренерам - преподавателям постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

- постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей школьника с ОВЗ.

С целью социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, в нашей  спортивной школе осуществляется привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе: часы общения, беседы, участие в спортивных фестивалях, олимпиадах, спортивных мероприятиях, волонтёрском движении и др.

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

 Перейти к  публикациям для педагогов  

Использованная литература.

 

  1. Создание и апробация модели психолого – педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. Ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.:ЬГППУ, 2012
  2. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12.— № 3.— 2010.— 173 с.
  3. Тринитатская О.Г., Эпова Н.П., Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого – педагогический ракурс: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.