Винокурова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования
МБОУ « Гимназия № 80»
Алтайский край Г.Барнаул
Мотивация в дополнительном образовании
Ни для кого не секрет, что мотивация является основой жизнедеятельности не только каждого ребенка, но и каждого человека.
Ведь если человек не замотивирован, то и пользы от любой деятельности не будет. Будь то спорт, хореография, вокал, учеба или художественное творчество.
Итак, что же такое мотивация?
Мотивация - это совокупность внешних и внутренних факторов, побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость интереса к деятельности.
Разобравшись с понятием мотивации, мы можем перейти к основным видам мотивов.
В интернете мы можем найти несколько разных классификаций мотивов, но для деятельности дополнительного образования я для себя выделила следующие виды:
- Внешние мотивы (те, которые связаны напрямую с получением какого-то приза, подарка, похвалы, статуса и тд.)
Внутренние мотивы (стремление к саморазвитию, повышению самооценки, увлечение).
Стоит отметить, что формирование внутренних мотивов достаточно долгий и трудоемкий процесс, но именно благодаря такому виду мотивов, мы можем увидеть колоссальное развитие ребёнка как личности, так и индивидуальности.
- Положительные и отрицательные мотивы.
К отрицательным отнесем – избегание страха, наказаний ( например, ребенок не хочет заниматься хореографией или вокалом, но родители изо всех сил заставляют, наказывают за нежелание идти на занятия.)
К положительным мотивам отнесем желание радости, получение удовольствия, социализация в добром окружении единомышленников.
- Мотив достижения успеха важен не только взрослым, но и детям. Ведь быть успешным среди сверстников в умениях, знаниях и достижениях считается престижным и улучшает самооценку.
Но не будем забывать и про личные, игровые и социальные мотивы и др.
Для каждого вида деятельности крайне важно гармоничное сосуществование этих видов мотивов, но опять же не стоит забывать про возрастные особенности , а также гендерные различия наших воспитанников.
В чем же причина отсутствия мотивации?
Как правило, причинами отсутствия мотивации является низкая самооценка( страхи, неуверенность), прошлый негативный опыт, а также отсутствие привлекательной цели.
Часто говорят о таком понятии как лень: ребенок ленится на уроках, не выполняет задания…А причина все та же. Почему ленится ребенок? У него просто отсутствует привлекательная цель на конкретном уроке.
Итак, как же сформировать мотивацию в дополнительном образовании:
- если мы говорим о мотивации в детях, то стоит конечно начать с себя. А достаточно ли сам педагог мотивирован? Интересно ли педагогу самому то, что он делает на занятии? Горят ли его глаза?;
- словесное поощрение. Не зря есть стихотворение: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Доброе слово не стоит ничего, но в то же время отпечатывается теплотой внутри ребенка. Главное четко ощущать разницу между похвалой и «подхваливанием»;
- для каждого ребенка очень важно видеть, чего он достиг: наклейки, блокнотики достижений, грамоты и тд.;
- совместное времяпровождение. Ведь ваша деятельность не обязательно должна ограничиваться одним трудом, если один раз в два месяца вы вместе сходите в кино или театр, разве от этого пострадает весь процесс? А у детей будет масса впечатлений!;
- наличие здоровой конкуренции – обязательное условие хорошей мотивации, поэтому участие в конкурсах, мастер-классах и интенсивах является залогом положительной мотивации;
- рефлексия как компонент необходима для устойчивого мотива, т.к. ребенку проще погрузиться в деятельность, когда он понимает свои ошибки и умеет их анализировать.
Перейти к публикациям для педагогов
Мы рассмотрели основные виды мотивов, а также причины отсутствия мотивации в дополнительном образовании. Выработали алгоритм действий по созданию мотивации у детей.
Помните, движение - это жизнь! И если вы не идёте вперёд, то непрерывно откатываетесь назад!