Макеева Ольга Валерьевна
Учитель-логопед
МАДОУ – детский сад №38
Свердловская область, город Екатеринбург
«Спасибо вам…!»
Прежде чем эти слова впервые прозвучали в мой адрес, начинающего учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, мне пришлось выделить для себя проблемы, с которыми я столкнулась в процессе работы.
Первое. Отсутствие наставника для передачи опыта планирования и организации коррекционной работы, правильности оформления документации. Как логопеду, только окончившему учебное заведение, мне было сложно самостоятельно разобраться в тонкостях постановки звуков, а также в особенностях включения в образовательный процесс, ведь данная должность в учреждении ранее отсутствовала.
Второе. Неосознанность существующей у ребёнка проблемы родителями, отрицание, либо её недооцененность. Нередко родители отдают предпочтение только одной стороне речи - это звукопроизношение: «нам только звуки поставить», не понимая, что это только «вершина айсберга». Родители боятся таких врачей как психоневролог: «у нас нормальный ребёнок», мнимых ярлыков в будущем и проблем в школе, а иногда так привыкают к искаженной речи ребёнка, что принимают ее за норму. Некоторые из них считают, что недостатки речи их ребёнка допустимы в данном возрасте, они ожидают, что все встанет на свои места само собой. Всё это приводит к тому, что мамы и папы игнорируют рекомендации логопеда о необходимости посещения специалистов смежных, в том числе медицинских, специальностей, избегает обследований психолого-медико-педагогической комиссии. К сожалению, нежелание работать с неврологами, психиатрами, физиотерапевтами, дефектологами, нейропсихологами либо позднее к ним обращение - это пропуск сензитивного периода, когда коррекционное воздействие можно осуществить легче и быстрее.
Третье. Малоподвижность современных детей, проблемы нейропсихологического характера и сенсорный голод. Полноценное развитие двигательной сферы - важный фактор, способствующий развитию речи и психики ребенка в целом. В недалёком прошлом, когда не существовало всевозможных гаджетов, дети большую часть свободного времени проводили, играя в подвижные игры во дворе. Тогда никто не задумывался о мощном развивающем компоненте таких игр, как «Городки», «Казаки-разбойники», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «Съедобное-несъедобное», - они были развлечением для детей. На сегодняшний момент, естественное развитие моторной сферы детей затруднено. У детей, имеющих признаки несформированности общей моторики, проявляющиеся в недостаточной точности, ловкости и координации сложных движений, недостаточной их переключаемости и ритмичности, как следствие нарушается и речь. Дети практически исчезли из дворов, парков и скверов города, где возможно использовать природные материалы в играх для развития ощущений: это игры с водой, камнями, ветками, травой, цветами, листьями, мхом, песком. Всё это способствует формированию кинестетической основы движений, но современным детям оказывается недоступным.
Четвёртое. Сниженная мотивация детей к занятиям. Положительный эмоциональный фон и высокая мотивация к выполнению заданий педагога – это необходимое условие для усвоения материала и овладения ребенком нового навыка. Дети, привыкшие воспринимать мир через короткие яркие образы и послания мультсериалов, видеоклипов и роликов, привыкают к постоянной смене сообщений. Они находятся в постоянном поиске новых стимулов и ярких эмоций. Удивлять и радовать детей становится крайне сложно, им надоедают игры и задания педагога, выполнение артикуляционных упражнений быстро утомляет. Здесь же кроется еще одна опасность для речевого развития детей. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов. А поскольку мышление является психологической базой речи, – речь многих детей не логична, не последовательна, не связна.
Пятое. Дефицит возможностей для закрепления появившихся навыков вне логопедического кабинета. Занятость родителей, формальный подход к выполнению домашних заданий, большая нагрузка воспитателя (в моем детском саду это 42 человека в группе), отсутствие времени для индивидуальной работы с речевыми детьми в сетке занятий означает, что принцип комплексного подхода реализуется частично, а создание единого пространства речевого развития ребенка затрудняется.
Для себя я определила, что успеха в работе с детьми можно достичь за счет вовлеченности родителей в процесс коррекции и современных технологий. Одним из способов повышения эффективности занятий и поддержания мотивации детей является применение инновационных технологий на некоторых этапах логопедического занятия: ИКТ-технологий, песко- и сказкотерапии, Су-Джок терапии, нейропсихологических, логоритмических и кинезиологических упражнений, массаж ладоней и пальцев разнообразными материалами, тактильные игры. Необходимо осуществлять информационную, просветительскую работу с родителями, знакомить их с предпосылками речевых нарушений, объяснять необходимость комплексной работы специалистов, предупреждать о возможных рисках. Для сокращения временных затрат родителя использовать интернет-ресурсы, видеоматериалы, показывать способы и приемы закрепления умений и навыков в домашних условиях, регулярно сообщать о динамике развития речи ребёнка. Компьютерные технологии также могут оказать значительную помощь специалисту. Дистанционное обучение, профессиональные чаты, методические онлайн программы, - всё это позволяет повышать свою компетентность, не отрываясь от учебного процесса.
Не менее важную роль играет личность логопеда, его харизма и даже эстетичный внешний вид. Аккуратно уложенные волосы, красивое платье, искренняя улыбка вызывают доверие ребенка и располагают к себе. Дети чувствительны к изменениям настроения педагога, степени его заинтересованности и активности, они моментально «считывают» его эмоции, тянутся и заряжаются позитивом, если педагог «в ресурсе».
«Спасибо, вы очень помогли моему ребёнку», - нет лучшей оценки проделанной работы, чем счастливые глаза мамы, чистая и грамотная речь ребёнка. Я люблю свою работу, мне есть к чему стремиться!