Марченко Лариса Юрьевна
Педагог-психолог
МКДОУ «Детский сад № 389»
Новосибирская область г. Новосибирск
Конспект практического семинара
«Психологические основы коммуникации с родителями»
Цели: способствовать улучшению взаимодействия педагогов с родителями с помощью психологических инструментов.
Задачи:
1.Создать условия для самонаблюдения педагогами своих чувств, эмоций и поведения в общении с родителями.
- Практически освоить психологические техники и приемы коммуникации.
- Вводная часть. Притча “Страшный сон”(5 мин).
Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?
Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Сегодня мы с вами попытаемся понять почему так происходит.
Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
"Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".
Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
"Я, счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных".
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ:
"Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать".
Вопросы для обсуждения:
1.В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?
Какая подача информации была бы для вас самих УДАЧНЕЕ и БЛИЖЕ, и побуждающая к действию?
- Как Вы думаете – если Вы выдаете информацию, как первый предсказатель, как воспринимает ее родитель? Возникнет ли у него желание услышать вас, вникнуть в проблему или он на вас разозлится?
- Исходя из собственного опыта, вспомните, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка? Как вы можете изменить подачу информации, если понимаете, что вас не слышат?
Необходимо подвести воспитателей к мысли: что восприятие их родителями как профессионалов, зависит от самих педагогов.
- Теоретическая часть.
Что важно знать, что бы качественно донести информацию до родителей, чтобы родители вас услышали.
Ваше поведение должно меняться и зависеть от личности собеседника. Для выбора варианта своего поведения, необходимо понимать с каким человеком ты общаешься.
А).Составить портрет родителя. Потому что, с кем то нужно больше улыбок, а с кем то серьезности. С одним родителем мы должны разговаривать педагогическим языком, с другим подбирать слова попроще. О родителе нужно знать: как его зовут, сколько ему лет, какое образование, где работает (для подбора стиля общения), состав семьи, особенности эмоционального состояния в момент общения. Важно ориентироваться в ценностях, традициях, в проблемах воспитания и нуждах семьи.
Б). Копить достижения ребенка, видеть в нем много хорошего.
Вопросы для обсуждения: Для чего? Что делать, если вам не нравится этот ребенок?
Необходимо подвести воспитателей к мысли: Что, их задача - дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что педагог видит в них партнеров, единомышленников. Поэтому есть смысл научиться, находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке и только потом озвучивать его проблемы.
- Практическая часть.
1.Упражнение «Правило бутерброда»
Цель: Развивать умение доброжелательно и профессионально общаться с родителями.
Что бы дело было успешным, и был получен результат, стоит придерживаться определенного алгоритма действий (даже посуда в детском саду моется по определенному алгоритму). В успешной коммуникации тоже есть такие алгоритмы и правила, которые нужно соблюдать.
«Правило бутерброда»
Отрицательная информация спокойнее и доброжелательнее воспринимается в сочетании с положительной информацией. Поэтому если в беседе необходимо сообщить, что то неприятное, можно использовать следующий прием. Сначала сообщается какая-то приятная новость, затем озвучивается неприятная, и речь завершается другим положительным сообщением. Таким образом, получаем своеобразный «бутерброд».
Ход упражнения. Педагоги делятся на пары. Задача воспитателя использовать правило бутерброда на партнере, выступающем в роли одного из родителей группы. Главное условие – действовать через похвалу успехов ребенка. На упражнение дается две минуты каждому из партнеров. «Родитель» дает обратную связь о возникших у него мыслях и эмоциях.
Вопросы после упражнения:
Легко ли удалось вспомнить положительные качества и поступки ребенка?
Что вы чувствовали, высказывая положительное и отрицательное?
Удалось ли вам использовать правило бутерброда, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Какая реакция была у родителя?
Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
2.Упражнение «Тренировка интонации»
Цель: напомнить значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.
Ход упражнения. Педагоги встают в круг, передавая друг другу игрушку, говорят слово «здравствуйте» каждый раз с новой интонацией, передающей эмоции: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. Повторяться нельзя.
Вопросы после упражнения:
С какой интонацией вам легче всего здороваться?
Легко ли вам поздороваться доброжелательно, если у вас плохое настроение?
3.Упражнение «Комплимент»
Цель: научиться менять эмоциональное состояние собеседника.
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Ход упражнения: педагоги делятся на новые пары. Задача воспитателя сказать своему партнеру комплимент. Партнер дает обратную связь о своих чувствах и возникших эмоциях.
Вопросы после упражнения:
Легко ли вам говорить комплименты?
Чувствуете ли вы, что настроение вашего собеседника повысилось?
Комплимент – мы попробовали. Есть еще два волшебных плюса – это: улыбка и имя собеседника.
Для того чтобы, люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
4.Упражнение «Яблоко и червячок»
Цель: отследить стратегию поведения педагога и эффективность этой стратегии.
Ход упражнения: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций, давайте их рассмотрим, теперь скажите ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.
Вопросы для обсуждения:
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. Подумайте, как часто вы преследуете только свои интересы. Можно ли добиться чего - то от человека не учитывая при этом его интересов?
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера. Часто ли вы отказываетесь от своих интересов и получаете желаемое?
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Обратите внимание, насколько такая стратегия решает поставленную задачу, не ущербна ли она?
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Как часто вы перекладываете ответственность родителей за воспитание ребенка на свои плечи?
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. (Аплодисменты)
- Рефлексия:
Педагоги встают в круг и передавая свою игрушку отвечают на вопрос.
Какие особенности своего общения с родителями вы увидели, и появилось ли желание что изменить?
Автор: педагог-психолог МКДОУ №389 Марченко Л.Ю.
Перейти к публикациям для педагогов