Григорьев Алексей Семенович
Тренер-преподователь
МБУ ДО «ДЮСШ им А.А.Агеева»
МР «Горный улус» Республика Саха (Якутия)
В настоящее время повсеместно по стране происходит подъем интереса общества к футболу. В нашей республике тоже происходят позитивные сдвиги в развитии футбола. В 2005 году в Республике Саха (Якутия) создан Футбольный Союз, принята программа развития футбола в республике.
Секция футбола в общеобразовательной школе дополняет и расширяет предмет "физическая культура" и является примером спорта физического воспитания школьников. Грамотно составленный учебный план, эффективные упражнения и праздничная обстановка соревнований по футболу удовлетворят потребности учащихся в дополнительном культурном и физическом образовании и помогает приобщению школьников к культуре спорта, предоставляет им возможность испытать на себе культуру спорта и приобрести полезный спортивный опыт.
Как показали результаты исследования, совершенствование специальных упражнений способствует резкому улучшению технического мастерства юных футболистов и имеет свои преимущества. Следовательно, можно сделать следующие выводы:
- Специальные упражнения способствуют одновременному повышению технической и физической подготовленности юных футболистов.
- При условии соблюдения рекомендаций по использованию специальных упражнений на этапах обучения техническим приемам удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности учащихся.
Для повышения эффективности обучения следует широко внедрять указанные специальные упражнения по технической подготовке для юных футболистов.
После изучения научно-методической литературы и наблюдений за своими подопечными, был разработан комплекс специальных упражнений по технической и физической подготовке. Примеры упражнений:
- I. По технической подготовке:
- Уход с финтом в сторону от соперника.
- Обыгрыш один на один.
- Обыгрыш быстро сближающегося защитника.
- Отработка коротких передач внутренней и внешней сторонами стопы.
- Отработка ответного паса в движении.
- Короткая передача с лёта
- Короткие передачи в движении.
- Отработка удара после розыгрыша стенки.
- II. По физической подготовке:
Упражнение 1. Сделай вместе со своим другом спринтерский рывок на 20 м, потом на 30 и на 50 м. Кто из вас быстрее? Повтори упражнение сначала 3 раза, а после нескольких недель тренировок от 5 до 10 раз.
Упражнение 2. Выполни указанные в предыдущем упражнении рывки, но не с места, а после медленного бега. Твой друг даст тебе сигнал свистком.
Упражнение 3. Выполни такие же рывки, как в первом упражнении, но из положения приседа, из стойки на коленях, из положения спиной к направлению бега (быстрый поворот), из положения лежа на животе.
Упражнение 4. Выполни ведение мяча от -линии ворот до средней линии поля 10 раз подряд. Мяч нельзя отпускать от себя более чем на 2—3 м. Сначала веди мяч в медленном темпе, потом в спринтерском, быстро останавливая мяч на средней линии.
Упражнения без партнера.
Упражнение 1. Выполняй поочередные махи правой и левой ногой назад - вперед.
Упражнение 2 . Проноси вытянутую ногу боком через какой-нибудь предмет. Постепенно повышай его высоту.
Упражнение 3. Делай круги тазом слева направо и справа налево. Верхняя часть туловища при этом должна быть неподвижной.
Упражнение 4. Сгибай по очереди правое и левое колено. Пружинь на ногах.
Упражнения с партнером
Упражнение 1. Сгибай туловище влево и вправо, не наклоняя его вперед.
Упражнение 2. Сделай пол-оборота к партнеру (лицом к лицу), затем выполни полный оборот (снова спиной к спине).
Упражнение 3. Поднимись из положения лежа на спине. Партнер должен крепко держать тебя. После пяти упражнений поменяйся ролями с партнером.
Упражнение 4. В положении сидя ноги врозь наклони туловище в сторону. Кто кого перетянет?
После специальных упражнений подходит время десятиминутной тренировочной игры. В этом этапе тренировки отрабатываются различные игровые ситуации и шлифуются командные действия
Пример подвижных игр:
«Кегли». На средней линии поля устанавливаются кегли, которые можно заменить мячами или воткнутыми в землю ветками. За лицевыми линиями располагаются две команды. Обе они пытаются с помощью мячей сбить кегли. Побеждает команда, которая собьет наибольшее количество кеглей.
«Замок». В центре круга строится «замок» из веток, кеглей, а также из ведер, корзин и других предметов. Игроки, стоящие по кругу, пасуют друг другу мяч и пытаются разрушить охраняемый «замок». Сторож или несколько сторожей пытаются воспрепятствовать попаданию мяча в «замок», отбивая его ногой и головой. Игра руками запрещена. На защиту «замка» можно поставить двух или трех игроков.
«Пустые ворота». В середине поля размечают ворота шириной 1—1,5 м. За ограничительной линией располагаются два игрока. Их задача — забить лежащий на земле мяч в ворота. Победителем считается тот, кто за определенное время забьет больше мячей. Подумай, с помощью, каких изменений правил упражнения можно усложнить задачу игрокам.
Специальная физическая подготовка основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для мини-футбола, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача специальной физической подготовки - улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.
Занятия по специальной физической подготовке в секции мини-футбола рекомендуется проводить не ранее 11-12 лет. Начинать необходимо с использования специальных подготовительных упражнений, сходных по своей структуре с основными игровыми действиями, упражнений в технике и тактике, подвижных игр, а также самой игры в мини-футбол. Однако следует иметь в виду, что невысокий уровень физической подготовленности занимающихся сдерживает развитие их способностей при овладении технико-тактическим арсеналом этого вида спорта и его совершенствование.