Грязнова Наталья Викторовна
Воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Берёзка» г.Туапсе
Туапсинский район Г.Туапсе
Познавательно-творческий проект
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
автор: Грязнова Наталья Викторовна
место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад (МБДОУ ДС) № 32 "Березка" г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
должность: воспитатель
Актуальность:
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сейчас, с возвращением национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том как жили наши предки, во что одевались, как соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.Человек должен гордиться своей родиной. Любовь к Отчизне должна закладываться с самого детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения к поколению передается любовь к ближнему, широта души, и другие качества , присущие русскому народу.С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества.
Ознакомление с народным творчеством пробуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений.
Цель: Формирование у дошкольников интереса к русской культуре, к прошлому. Изучение прдметов быта русского народа.
Задачи:
- Учить понимать смысл русских традиций.
- Знакомить детей с элементами быта, предметами русской избы.
- Формировать представления о взаимосвязи человека и природы ( посредством
включения в непосредственно образовательную деятельность народных примет, пословиц, поговорок, загадок).
- Воспитывать интерес к истории своего народа.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать в них нравственные качества: любовь к ближнему, доброту, терпение, умение помогать другим.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители
Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2019г.
Ожидаемый результат:
- Создание условий для развития нравственных качеств в процессе приобщения к русской культуре, ознакомления с элементами быта, предметами русской старины.
- Осознание детьми гордости за свою Родину, необходимости беречь все то, что делает нас русскими.
- Воспитание у детей качеств, присущих русскому народу : любви к ближнему, доброте, терпению, умению помогать другим.
- Развитие творческой инициативы, интереса к истории, культуре, народному творчеству.
- Совершенствование уровня накопленных знаний и умений, использование их в повседневной жизни- в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Предполагаемый продукт проекта:
- Подборка познавательного и информационного материала "Предметы русского быта".
- Создание развивающей зоны "Уголок русской избы".
- Выставка детского творчества "Ложки расписные".
- Оформление наглядных пособий, альбомов, картинок, картотек.
- Подборка тематических занятий по циклам.
- Обогащение литературного и иллюстрационного материалов.
- Презентация проекта
Этапы реализации проекта:
Этап подготовительный:
- Консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами и содержанием работы.
- Подбор наглядного материала, предметов русской домашней утвари,обогащение ими уголка русской избы.
- Разучивание произведений русского народного фольклора: песенок, потешек, народных игр и хороводов, пословиц и поговорок, чтение русских народных сказок.
- Прослушивание грамзаписей русских народных произведений.
- Составление рассказов о предметах народно-прикладного искусства.
- Рассматривание иллюстраций , картин с изображением предметов старины.
- Художественно-творческая деятельность детей.
Основной этап:
Реализация проекта по образовательным областям
№ |
Образовательные области |
Содержание и формы психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям |
1 |
Физическое развитие |
·"Делу время, потехе час". - народные состязания и игры. ·Физминутка "За дровами мы идем". ·Пальчиковая гимнастика "Пирожки".
|
2 |
Речевое развитие |
·"Театрализованное представление по сказке "Волк и семеро козлят". ·"Посиделки "Приходите в гости к нам". ·Речевые игры: "Угадай сказку", "Опиши предмет", "Узнай по описанию", "Назови действие", "Что для чего служит", "Найди правильный ответ". ·Русские народные сказки : "Гуси-лебеди", "По щучьему велению", "Каша из топора", "Жихарка", "Маша и медведь", "Волк и семеро козлят". ·Стихи о предметах: "Кувшин", "Утюг" ,"Коромысло", "Прялка". ·Потешки и заклички :"Как на нашем на лугу", "Как у нашего кота", "Ваня, Ваня простота", "В огороде заинька", "У хозяев гордость печь", "Про солнышко". ·Шутки-прибаутки : "Эх чай, чай, чай...", "Наша хозяюшка...", "В тереме расписном...". ·Знакомство с русскими народными загадками, пословицами и поговорками. |
3 |
Познавательное развитие |
·Развлечение "Загадочная посылка". ·ОД "Предметы старины глубокой". ·Дидактические игры: "Собери клубочки", "Во саду ли в огороде", "Золотые ворота", "Врусской избе". ·Игровая ситуация: "В гостях у Арины". |
4 |
Социально- коммуникативное развитие |
· ОД "В гости к Арине". ·Сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Встречаем гостей", "Помощники". ·Игровые ситуации: "Поможем убраться в доме", "Испечем для гостей пироги". ·Посиделки в уголке русской избы. |
5 |
Художественно- эстетическое развитие |
·Игры - инсценировки русских народных песенок и потешек с использованием театра тантаморесок. ·Хороводы: "Как у наших у ворот", "Узнай по голосу". ·Прослушивание русского народного фольклора: "Ах вы сени", "Во поле береза стояла", "Светит месяц". ·Разучивание колыбельной "Баю - бай". ·Русская народная игра "Заря-заряница". |
6 |
Взаимодействие с родителями |
·Оформление "Уголка русской избы"- внесение старинных предметов быта и обихода. ·Информационно-консультативный материал "Роль родителей в возрождении русских традиций". ·Участие в празднике "Народные посиделки "Приходите в гости к нам". |
Заключительный этап:
- Выставка детских работ " Расписные ложки ".
- Оформление композиции «Красна изба не углами, а красна изба пирогами».
- Чаепитие «Самовар кипит – уходить не велит».
- Фото-выставка "Предметы быта".
Список используемой литературы:
- М. Тихонова, Н. Смирнова "Красна изба……."
- Г.М. Зацепина, Т.Антонова "Народные праздники в детском саду"
- Лунина "Воспитание на традициях русской культуры"
- С. Баруздин "Страна, где мы живем"
- Г. Федорова "На золотом крыльце сидели…"
- Н.В.Косарева "Народная культура и традиции".
- Т.А.Бадурина, О.Н.Корепанова,Л.С.Куприна "Знакомство детей с русским народным творчеством".
- Л.А.Лялина "Народные игры в детском саду".