ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Смолина Юлия Дмитриевна

Педагог - психолог

МБДОУ №1

Свердловская область

Г.Артёмовский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок»
Тема: Профилактика детских страхов
Коррекционно – развивающая программа
«Психологическая коррекция детских страхов у дошкольников».
Педагог-психолог
Смолина Юлия Дмитриевна
Свердловская область
г. Артёмовский
2021 г.
Коррекционно-развивающая программа рекомендована для работы с детьми старшего дошкольного возраста, у которых выявлен тот или иной страх.
Цель программы – создание условий и психологической поддержки для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет с помощью сказкотерапии.
2. Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний
3. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния методами рисования

4. Формирование коммуникативных навыков, контроля своего поведения.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 30 минут; количество детей в группе 6 человек

Критерии эффективности программы:
● повышение уверенности в себе;
● снижение количества страхов;
● снижение тревожности.
Основные формы и методы работы по снижению тревожности и коррекции страхов
• Элементы игротерапии
• Элементы сказкотерапии
• Элементы арт-терапии
• Релаксация.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: знакомство с чувством страха, ощущение принадлежности к группе повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятий: магнитофон, спокойная музыка, пиктограмма «страх», картинка испуганного мальчика, альбомы, цветные карандаши.
1. Упражнение «Росточек под солнцем».
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
2. Упражнение «Добрая улыбка
Давайте передадим друг другу по кругу улыбку. (Дети выполняют задание.)
3. Упражение «Прослушивание стихотворения»
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Идет дым столбом, Кошка выскочила! Глаза выпучила! (Русская народная песенка)
Педагог. Как вы думаете, что чувствовала кошка?
Дети. Страх.
Педагог. Посмотрите на эту карточку. (Демонстрируется пиктограмма «страх») Смотрите внимательно... Широко раскрыты глаза; рот открыт и растянут в стороны, он похож на букву «О», которую положили на бочок так, что видны верхние зубки; брови подняты кверху. А теперь посмотрим на этого маль¬чика. (Демонстрируется картинка.) Какое у него настроение?
Дети. Испуганное, он боится.
4. Упражнение «Зеркало».
Сейчас мы с вами попытаемся изо¬бразить страх на своих лицах. Я буду передавать вам зеркало, а вы постарайтесь представить, что там отразилось что-то очень страш¬ное, и испугайтесь. (Дети выполняют задание.) Молодцы, у вас хо¬рошо получается. А теперь расскажите, чего вы боитесь.
5. Упражнение Игра «Медвежонок».
Давайте выберем медвежонка. (Выбран¬ный ребенок надевает маску.) Наш медвежонок сидит внутри круга с закрытыми глазами. Остальные дети берутся за руки, хором про¬износят следующие слова (можно петь) и медленно двигаются к центру круга:
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он и не опасен,
Будьте осторожны:
Вы такому шалуну
Не верьте никогда.
Затем медвежонок должен вскочить и постараться дотронуться до кого-нибудь из детей. Дети прячутся от медвежонка за стульчи¬ки. (Дети выполняют задание.)
Педагог. Скажите, что вы испытывали, когда прятались от медвежонка?
Дети. Страх.
Педагог. Выберите пиктограмму страха. (Детям предъявля¬ются пиктограммы радости, удивления, страха.)
6. Упражнение «Тренируем эмоции». Сейчас давайте проделаем гимнастику для лица. Улыбнитесь, как
© кот на солнце;
© радостный ребенок.
Удивитесь, как
© ребенок, который увидел чудо;
© человек, встретивший волшебника.
Испугайтесь, как
© ребенок, потерявшийся в лесу;
© заяц, увидевший волка;
© котенок, на которого лает собака.
(Дети выполняют мимические упражнения.) Замечательно!
7. Упражнение Этюд «Лисенок боится».
Садитесь поудобнее. Я вам расскажу одну историю.
Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Давайте разыграем эту историю. Кто будет лисенком? мамой-лисой? бабочкой? (Педагог может подсказать выразительные дви¬жения длялисенка: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Это движение повторяется несколько раз. Для боль¬шей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги во-ображаемых капель воды.)
8. Упражнение Рисунок «Оживите кружочки».
Нарисуйте в своих альбомах кружочек. (Дети рисуют.)
А теперь давайте оживим кружочки: нарисуем лицо испуганно¬го человечка. (Одновременный показ психолога.) Широко открытые глаза. Брови ― дугами. Рот похож на букву «О». Дорисуйте сами нос, уши, волосы. (Дети выполняют задание.) Молодцы, правильно нарисовали.
Встаньте в круг. Скажите, какое настроение мы изучали сегод¬ня? (Ответы детей.)
9. Упражнение «У страха глаза велики».
А теперь давайте по¬играем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении раз¬водят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

ЗАНЯТИЕ 2
Цель: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить
понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить переда¬вать
эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

Материалы для занятий: пиктограмма «страх»; магнитофон и кассета с записью
веселой музыки; кукла Мура; альбомы, карандаши; платок для завязывания глаз.

1.Упражнение «Прослушивание стихотворения»
Педагог. Доброе утро! Послушайте стихотворение.
Трусов Федя
Расхрабрился Трусов Федя:
― Я убью в лесу медведя,
Изловлю в лесу лису
И домой их принесу.
― В дачном поезде спросонок
В этот миг у самых ног
Громко хрюкнул поросенок,
Заворочался мешок...
В юбку бабушкину Федя
Замотался, задрожал...
Хорошо, что не медведя
Трусов Федя повстречал!
(К Демьянов)
Как вы думаете, что чувствовал Федя?
2. Упражнение Игра «Расскажи свой страх».
Когда я была такой, как вы сейчас, то очень боялась злых собак. А с вами такое
случалось? Поднимите тогда руку. А кто чего еще боялся? Расскажите! (Дети по
очереди рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Веду¬щий ― психолог
каждый раз просит поднять руку тех, с кем случа¬лось что-то подобное. Педагог
следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные
детские страхи: тем¬ноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых
сказоч¬ных героев.)
3. Упражнение Игра «Гуси-лебеди».
Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете
цветы, наблюдаете за бабочками. Но вдруг звучит
сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что летят гуси-лебеди, и вам
необходимо спрятаться от них за стульчи¬ки. (Дети выполняют задание.)
Какое чувство вы переживали, когда прятались от гусей?
Дети. Страх, испуг.
П е д а г о г. Правильно.
4. Упражнение Игра-ассоциация «Страх».
Закройте глаза. Представьте, на какой цвет похож страх? Какой звук? Животное?
Растение? (Дети выполняют задание.)
5. Упражнение Этюд «Момент отчаяния».
П е д а г о г. А сейчас послушайте еще одну историю.
Представьте себе мальчика, который с родителями приехал в незнакомый
ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик
отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет.
Давайте разыграем эту историю. Распределим роли... (Вырази¬тельные
движения для мальчика: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи
приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхнийряд зубов,
одна рука с силой сжимает другую.)
6. Упражнение Рисунок «Мой страх».
А вот другая история. К нам в гости пришла кукла Мура. Послушайте, что она
вам расскажет.
Закаляка
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это ― елочка мохнатая,
Это ― козочка рогатая,
Это ― дядя с бородой,
Это ― дом с трубой!»
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное?
С десятью ногами,
С десятью рогами?
«Это Бяка-Закаляка Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я ее боюсь!»
(К. Чуковский)
А теперь нарисуйте свой страх ― Закаляку. Расскажите, что вы нарисовали. (Рассказы детей.)



7. Упражнение «беседа: Как побороть страх?»
Педагог. Послушайте, какой интересный рассказ я для вас нашла.
Как побороть страх?
На свете много страшных вещей ― темные длинные коридоры и
подозрительные собаки с большими зубами, волки, прячущиеся в густом
лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие
змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба-Яга из
сказок? Того и гляди, проберется в дом или влетит в раскрытое окно, когда
никого из взрослых нет дома.
Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего
интересного, кроме пыли, не бывает. Собаки никогда не нападают на
маленьких детей. А если сидит собака и сторожит что-нибудь, не подходи
к ней. Она на работе.
Волки давно сами прячутся от людей. Их даже берут под охрану.
Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются
поскорее удрать восвояси. Подумай ― если ты не будешь хватать змею за
хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном-
человеком?
Гром ―это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба-
Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки.
Подумай!..
Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и побе¬дишь страхи,
все до одного. (СЛфонькин)
(Следует небольшое обсуждение прочитанного рассказа.)
Педагог. Дети, со страхом ведь можно даже играть.
8. Упражнение Игра «Жмурки».
Для начала нам необходимо выбрать ведуще¬го, ему мы завяжем глаза.
Остальные дети будут бегать по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку»,
«ля-ля», «а вот и я!» Схватив по¬павшееся, водящий должен угадать, кто это,
и только после этого он может снять повязку. (Педагог следит, чтобы ребенок
долго не «жмурился» в поисках игроков, подсказывает детям «поддаться».)
П е д а г о г. Молодцы!
9. Упражнение «Прочтение стихотворения»
Страх
У страха глаза велики.
У страха не зубы ― клыки.
У страха, как бочка живот.
У страха желанье есть ―
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает:
-Ах!
А я ничего не боюсь.
Придумаю страх ―
И смеюсь.
(В. Кудрявцев)

Психолог задаёт детям вопросы:
© что чувствовал мальчик-трусишка?
© Как ты думаешь, чего и кого он боялся?
© А ты сам чего пугаешься?
3. Попросите детей изобразить страх на лице. (Брови подняты вверх.
Рот открыт и растянут в стороны, виден верхний ряд зубов. Глаза
расширены.)
Предложить детям нарисовать испуганного мальчика.


Занятие 3.
Цель: Содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. Развитие коллективного творчества, двигательной активности, доброжелательного отношения друг к другу, снятие мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Материалы: На выбор: карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, альбомные листы, спокойная музыка.

1.Упражнение Приветствие.«
Передай клубочек». Я очень рада нашей встрече! У меня в руках цветной клубочек, но он не простой. Мы будем передавать его друг другу и говорить хорошие и приятные слова «У тебя сегодня красивые глаза» и т.д.
2. Упражнение «Росток».
Однажды птица принесла в клюве маленькое зернышко своему птенцу, который сидел в гнезде. Птенец был еще настолько мал, что нечаянно выронил его. Семя упало на землю и очень скоро проросло. (Дети выполняют упражнение по ходу рассказа педагога). Его согревало своими лучами солнце, его поливало теплым дождем, его ласкал ветер. Росток очень быстро рос, набирал силу и превратился в раскидистое деревце.
3. Упражнение «Рассказ».
Рассказ психолога о том, что все на земле и взрослые, и дети чего-нибудь боятся. Одни - чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся всего и очень сильно. Я, например, боюсь мышей и крыс. А вы кого или чего боитесь? Предлагаю вам изобразить то, кого или чего вы боитесь. А я вместе с вами буду рисовать то, чего боюсь я. Дети самостоятельно выбирают материалы для работы и приступают к выполнению задания.

4.Упражнение «Мой страх».
По окончании работ, дети рассаживаются как им удобно. Каждый
рассказывает о том, что он нарисовал, чего боится каждый ребенок
Затем взрослый предлагает смять, скомкать, разорвать лист с
нарисованным страхом, отмечая, что так можно избавиться от своего
страха.
5. Упражнение «Змей Горыныч, бойся, злодей, Иван-царевич тебя сильней»
Процедура игры. Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников.
Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции
(групповая помощь). Например, кто-то из детей очень боится «Змея
Горыныча». Страх перед сказочным персонажем снимается за 1-2
игровых занятия. Сначала детям предлагается самим нарисовать
Змея Горыныча, затем сыграть битву с ним. «Построен» Сказочный
город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич,
царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-
царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают
(кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город. Вдруг
налетает Змей Горыныч». Он ранит стражников, убивает
ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей Горыныч восстает
перед пещерой и сторожит ее. Иван-царевич возвращается с охоты.
Стражник (раненый) показывает, куда Змей Горыныч увел царевну.
Иван-царевич идет сражаться со Змеем Горынычем. Они борются,
Иван-царевич побеждает Змея Горыныча. Из пещеры выходит царевна.
Иван-царевич ведет ее в город.

Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши. Дети
Могут сопровождать ролевые действия текстом.
Стражники.
Сторожим мы дивный град.
Ты солдат, и я солдат.
День и ночь дозор стоит,
Змей нигде не пролетит.
Царевна.
Не стряпуха я, царевна,
Но поесть люблю отменно.
А царевичу Ивану на обед
Приготовлю сырники, омлет.
Поварское дело я люблю,
Всех я вкусно накормлю.
Маляр.
Я, конечно, молодец,
Крашу царский я дворец.
Золотом блестят все залы,

А вот синие порталы,
Трон серебряный сверкает...
Маляр дело свое знает.
Кузнец.
Кому подковы, кому латы?
Кузнец не требует награды.
Он сделает и щит, и шлем,
Кому что нужно - поможет всем.
Иван-царевич .
Где мой меч? Бегу скорей!
Берегись, коварный змей!
Расправлюсь живо я с тобой,
Царевну привезу домой.
Знай, Горыныч, злость всегда
Добром будет побеждена!
Дети.
Славный воин наш Иван,
Справился со змеем сам!
Без подмоги - молодец!
Русский богатырь - храбрец!

Замечания к игре:
Все роли распределяются между детьми.
Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого
Замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.
После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок
В игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.
Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.
6. Упражнение «Сказкотерапия» Сказка «Случай в лесу»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его “Зайчишка-трусишка”. От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг – Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им
нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик.
Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна
доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: “Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!” Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: “Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!” И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Обсуждение:
Почему Зайчонку было плохо и грустно?
Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

Занятие 4
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, карандаши. Оборудование: площадка, расчерченная на квадраты, длиной в один шаг; призы для детей (конфетки, картинки, значки и т.п.)
1. УпражнениеРитуал приветствия. «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу».
Здравствуйте, ребята. Я снова рада нашей с вами встрече. На столе лежат разноцветные листочки, они символизируют ваше настроение, подойдите к столу и возьмите тот листочек, который вам больше нравится.
2. Упражнение «Превращения».
Психолог предлагает детям : нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч; испугаться как заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда; улыбнуться как кот на солнышке; изобразить радость, счастье, боль, грусть; хитрая лиса.
3. Упражнение «Кляксы»
«Превращение кляксы». Перед детьми кладётся большой лист бумаги, на котором нарисованы большие кляксы, похожие на чудовищ. Педагог предлагает детям превратить эти кляксы в какие - нибудь знакомые изображения, и обязательно дать им название. По окончании рисования ватман вывешивается на доску, затем детям предлагается разглядеть в кляксах какой - нибудь образ, придумать страшную сказку про то, что они изобразили, обязательное условие, чтобы в конце было смешно. По окончании рассказов, педагог предлагает изобразить свои рисунки в смешном варианте.
4.Упражнение «Сочинение историй»
Процедура игры. Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети – «зрители».
Ребенок рассказывает свою историю. Затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком. Затем предлагается продолжить историю ребенком, потом – опять ведущим и т. п.
Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая
ведущего, третий – третье и т. п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ по то, как Маша пошла в школу.
5. Упражнение «Быстрые ответы».
Ход игры. Игровая площадка делится на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.
6.Упражнение Сказка о ненастоящем страхе (сказка для детей, испытывающих страхи)
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.
Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.
Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.
Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.
Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.
— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.
— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.
Удивилась мышка, и говорит:
— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.
— Да, конечно. – Ответил тигренок.
— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.
Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:
— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?
— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.
— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.
— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.
— А что так таинственно шумело и скрипело?
— Это деревья гнулись под порывами ветра.
Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.
Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.

Занятие 5
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения, уменьшение страха перед сказочным персонажем.
Материалы к занятию: бумага; пластилин; альбомные листы, элементы костюма или маска Бабы Яги, веточка, круг, вырезанный из бумаги.
1.Упражнение «Беседа»
Правила обращения со страхами
1. Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване).
2. Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи чувствуют себя в этот момент бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе — тем он становится меньше.
3. Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги — да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в весенний погожий день.
2.Упражнение «Баба Яга»
Ход игры. По считалке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят:
Баба-Яга —
Костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала,
Пошла в огород,
Испугала народ,
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут осалены все дети.
3.Упражнение «Радуга силы».
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
4.Упражнение «Напугаем страх».
Предложить детям послушать и повторить за психологом стихотворение:
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
5.Упражнение «Выкидываем страх».
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
6.Упражнение «Сказка про мышонка»
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
— Ты почему плачешь?
— Спать хочу, — отвечает мышонок.
— Так почему не спишь? — удивился пес.
— Не могу, у меня Боюська.
— Какая такая Боюська? — не понял пес.
— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.
— А что она делает?
— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.
— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?
— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.


Занятие 6

Цель: Цель: ослабить переживания ребенка, показ альтернативы освобождения; снижение эмоционального напряжения
Материал: листы бумаги, гуашевые краски, кисти.

1.Упражнение « Приветствие».
Здравствуйте ребята, я рада нашей встрече. «Дружба начинается с улыбки», почему так говорят? Помогает ли людям улыбка? Упражнение «Подари другу улыбку».Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и улыбаются.
2.Упражнение« Подари мне комплимент».
Дети, стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит «Мне нравится в тебе… Тот, к кому обращен, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
3.Упражнение «Тревожный персонаж»
Ход упражнения. Используется нарисованный ребенком рисунок того, чего он боится, или только что нарисованный рисунок страха. Педагог предлагает закрасить «тревожный» персонаж поверх рисунка краской, педагог говорит, что он спрятался, забрался в ящик, исчез, а потом он оттуда снова вылезает. И педагог предлагает нарисовать его уже меньшего размера, без устрашающих деталей (зубов, когтей – если это зверь, оружия – если человек). Затем его снова закрашивают. И так несколько раз. В конце концов, персонажа снова закрашивают и педагог говорит, что он ушел, улетел, его больше не видно.
4.Упражнение« Комплименты».
Ребенок, стоя на стуле, вокруг него дети. Каждый по очереди говорит водящему комплимент. Например, « ты самый сильный», ребенок отвечает « Я самый сильный» и т.д. В конце ребенок говорит громким голосом « Я ничего не боюсь!».
5. Упражнение «Релаксация».
В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают), тянется к теплу. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки). Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясьвесенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). Все упражнение сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Апрель».
6.Упражнение Сказка «Талисман».
Жил-был на свете маленький Дракончик Дракоша со своей Мамой-драконихой. Дракончик был очень застенчивый. Выйдя погулять, он не спешил к шумно играющим зверушкам, а стоял в стороне, наблюдая за их игрой. Когда к Маме-драконихе прилетала подруга или в доме собирались гости, Дракоша прятался, никогда не здоровался и не выходил к ним. Мама-дракониха замечала его скованность: она видела, что он не любит себя, боится других, и все это ее огорчало.
— Что происходит с тобой, Дракоша? — часто спрашивала Мама-дракониха. — Почему ты не играешь с другими зверушками?
— Я их всех боюсь, — огорченно отвечал Дракоша.
— Но ведь драконы — это самые сильные и храбрые животные! Мы ничего не боимся! — говорила Мама-дракониха. — Я очень хочу, чтобы ты был спокойным и уверенным в себе, и я хочу помочь тебе, но это невозможно сделать без твоего участия. Ты согласен?
— Да, мама, я постараюсь, — ответил Дракоша.
«А еще нам поможет один мудрый гном», — подумала Мама-дракониха.
Утром Мама-дракониха и Дракоша позавтракали и стали собраться в путь. Дракоша еще не знал, что они летят к доктору всех медицинских наук — великому Гномику Листочкину. Он жил в своем крохотном домике на берегу небольшой реки.
Гномик Листочкин очень любил зверей и всегда был занят. Но если кому-то была нужна его помощь, он, не задумываясь, летел на выручку.
Однако драконы появились возле его домика впервые. Поэтому Гномик сначала испугался, спрятался под кровать и пролежал там, дрожа, целых пятнадцать минут. Потом он все-таки высунул свое бородатое личико в окно, думая, что это сон. Но драконы продолжали расхаживать возле его домика. Малыш Дракоша увидел свисающую откуда-то веревочку, потянул за нее, и дрова, аккуратно уложенные Г номиком возле домика, со стуком покатились по всему двору. Гномик Листочкин хотел было снова спрятаться, но потом подумал, что так, по бревнышку, эти великаны могут раскатать и весь его дом. Он закричал:
— Перестаньте безобразничать! Вы что, хулиганить сюда пришли?!
— Многоуважаемый Гномик, мы вовсе не пришли, а прилетели, — сказала Мама-дракониха и в доказательство на несколько секунд расправила свои огромные крылья, отчего на поляне стало темно и подул сильный ветер. — Я давно наслышана о вашей доброте и способностях и думаю, вы не откажете нам в помощи.
— Вам, такой большой, нужна помощь маленького Гномика?! — удивился Листочкин.
— Ваша помощь нужна моему сыночку Дракоше. Вот он! — Мама-дракониха кивнула на Дракончика, который делал неудачные попытки спрятаться за деревом: то и дело его лапа, хвост или часть крыльев выглядывали из-за дерева.
Дракоша хотел спрятаться, потому что сначала испугался, когда покатились дрова, а потом еще больше испугался, когда Гномик стал ругаться.
Гномик Листочкин вышел из своего домика и направился к дереву.
— Эй, Дракончик, я тебя увидел! Выходи, хватит прятаться! — дружески воскликнул бородач.
Дракоша испуганно выглянул из-за дерева: в его глазах блестели слезы. Гномика позабавил вид такого большого плачущего дракона.
— Хватит хныкать!
— Извините, дяденька, я больше не буду, — сказал Дракончик.
— Да, конечно, больше не надо. Тебе спасибо — ты нашел мою веревочку, а то я ее обыскался! — улыбнулся Гномик Листочкин. — Твоя мама сказала, что я могу тебе чем-то помочь...
— Моя мама? Помочь? Ну... моя беда в том, что я всех боюсь. Мама-дракониха говорит, что драконам не подобает так себя вести.
— Ах вот оно что! Дело сложное, однако, у меня есть заговоренный талисман: мне подарил его мой дедушка, потому что, когда я был маленьким, я тоже всего и всех боялся. Подожди, я сейчас! — Гномик побежал домой, залез в погребок и достал оттуда маленький круглый предмет — это и был тот самый талисман.
Гномик радостно побежал назад к Дракончику.
— Вот, Дракоша, это и есть талисман. Только шнурок от пего потерялся. Как кстати к нему придется найденная тобой веревочка!
С этими словами Гномик продел веревочку через отверстие в талисмане и с большим трудом повесил его на шею Дракоше. — Для начала талисман надо проверить, ведь он долго пролежал без дела. Вот тебе первое задание. Я вижу, ты неплохо летаешь... Так вот, за большой горой живет моя Бабушка-гном. Отнеси ей от меня письмо, передай огромный привет и возвращайся. Мы с твоей мамой будем ждать тебя здесь.
— Я полечу один? — испуганно спросил Дракончик.
— Да, но не забывай, что ты полетишь с моим талисманом — он поможет тебе. Да и моя бабуля очень любит животных, — успокоил Дракошу Гномик.
Дракончик полетел выполнять поручение Гномика Лис-точкина. Он перелетел большую гору и опустился перед небольшим домиком. Он осторожно постучал в дверку и замер на пороге. Дверь скрипнула, и Дракоша увидел маленькую женщину с седыми волосами, аккуратно уложенными в прическу. Увидев дракона, Бабушка-гном, конечно, испугалась, но не подала виду и заговорила:
— Давненько ко мне не залетали драконы. Разве что лет триста назад был здесь один дракончик вроде тебя... Ну, здравствуй! С чем пожаловал?
— Здравствуйте, Бабушка! Я принес вам письмо и большой привет от вашего внука Гномика Листочкина!
— Ой, как это мило, что ты согласился стать почтальоном! — Бабушка взяла письмо. — Надеюсь, ты сможешь подождать? Я хочу написать ответ. Погуляй пока во дворе.
«Что ж, подожду», — подумал Дракоша и уселся на свой хвост.
— Посмотрите, какой большой! — послышалось вдруг из-за куста.
— Какие у него красивые крылышки! — восхитился уже кто-то другой. — А какая грациозная шея...
— Кто здесь? — оглянулся Дракончик. — Это очень нехорошо, когда тебя разглядывают и перешептываются, а ты никого не видишь. Дайте и мне посмотреть на вас!
В кустах долго шушукались, и наконец к Дракончику кубарем выкатился Ежик.
— Ну, ну это...я...мы... вот! — выпалил Ежик.
— Ты говоришь очень непонятно, — удивился Дракоша.
— Ме-меня зовут Ежик, и-и я никогда не видел таких больших зверей. Мои друзья хотели бы познакомиться с тобой, но они боятся, что ты их слопаешь.
— Сегодня мы с моей Мамой-драконихой уже завтракали. Да и вообще я люблю есть сочные фрукты. И никого из вас я есть не хочу, — сказал Дракоша, а потом добавил: — Я бы очень хотел познакомиться с твоими друзьями. Пожалуйста, позови их!
Ежик позвал своих друзей, и на поляне появились Белочка, Зайчонок и Галчонок. Вскоре новоиспеченные друзья уже весело прыгали через драконий хвост, катались по большим крыльям, как на аттракционе. Дракончик понял, что талисман действует, и был очень этому рад.Неожиданно Дракончика позвала Бабушка-гном, которая написала ответ своему внучку и даже еще успела напечь вкусных пирожков. Дракончик понял, что настало время возвращаться. Он взял в зубы корзину с пирожками, сделал почетный круг над поляной, прощаясь со своими новыми друзьями, и полетел назад к своей Маме-драконихе и Гномику Листочкину.
— А вот и ваш малыш Дракоша! — обрадовался Гномик Листочкин, показывая на небо.
Дракончик приближался и вскоре опустился перед своей мамой. Он выпустил изо рта корзинку и закричал:
— Мама, мама, талисман Гномика действует! Я передал привет его бабушке, а пока она пекла пирожки и писала ему ответ, я познакомился с Ежиком, Белочкой, Зайчонком и Галчонком! Правда, здорово?
ГномикЛисточкин тем временем изучал содержимое корзины, привезенной Дракошей:
— О, моя Бабушка-гном испекла мои любимые пирожки. Что ж, я приглашаю вас на чай!
Гномик вынес на улицу стол, самовар, красивые чашечки и тарелочки. Все уселись вокруг стола. Но тут Гномик Листочкин взглянул на Дракончика и неожиданно подскочил на своем стуле, воскликнув:
— Ой, что же я тебе повесил на шею?!
— Талисман! — ответил Дракончик.
— Да нет, это колесо от моей старой тачки. Ой-ей-ей! — И с этими словами I номик схватился за голову.
— А я думал, что это талисман, что он действует и притягивает ко мне друзей... — удивился Дракоша.
— Мой мальчик, получается, то, что ты нашел друзей — это только твоя заслуга. И тебе не нужны никакие талисма-
ны, чтобы научиться дружить и общаться! — сказала Мама-дракониха, ласково погладив сына по голове.
И все трое продолжили пить чай. Это был очень счастливый день в жизни отныне общительного Дракончика.
Вопросы для обсуждения и задания
Почему Дракончик боялся вступить в игру с другими зверятами?
Согласился ли Дракоша, когда Мама-дракон предложила ему помочь?
Почему Дракончик, чтобы выполнить поручение Гномика Листочкина, согласился первый раз полететь куда-то без мамы? Что ему помогало?
Кого он встретил возле домика Бабушки-гнома?
Почему Дракончик стал уверенным в себе, чья это заслуга?
Продолжи рассказ и придумай, во что играли Дракончик и его друзья на следующий день.


Занятие 7
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. снижение интенсивности страхов одиночества детей, развитие выдержки, терпения.
Материалы: Кукла – ребёнок; детская кофта.

1.Упражнение Приветствие « Доброе утро».
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга словами «Доброе утро Егор, Тимоша,…и т.д. , и улыбнуться.
2.Упражнение Беседа «Если бы я был большой».
Психолог предлагаетдетям представить, что они выросли. «Как вы будете прогонять страх у детей, когда сами станете взрослыми?»
3. Упражнение «Угощу свой страх».
Психолог предлагает детям послушать и повторить за ним стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда дети повторят стихотворение, нарисовать к нему картинку,

4. Упражнение Этюд «Страшный сон».
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг. в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк, ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены, а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне.
5. Упражнение «Прятки»
Ход игры. Маршрут, по которому пойдет водящий, заранее разрабатывается. Затем участникам дают возможность спрятаться, и начинается поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя.
6. Упражнение Сказка «Серое ухо»
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть — пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет — он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет...
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест... Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и... ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: «Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?». Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки — всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга — доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Зайчик?
Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище — совсем не чудовище?
Почему теперь Зайчика называют храбрым?


Занятие 8
Цель: Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Дать детям возможность поработать с предметом своего страха. Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём.
Материалы к занятию: мяч, Чёрно – белые рисунки Бабы – Яги; цветной пластилин; бумага; краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение "Врасти в землю"
Взрослый вспоминает вместе с детьми героев литературных произведений, фильмов, телепе¬редач, демонстрирующих уверенное поведение. Жела-тельно рассказать о тех преимуществах, которые люди получают благодаря уверенной позиции в жизни.
Ведущий произносит: «Попробуй сильно-¬сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебясильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности».
2. Упражнение "Ласковый мелок"
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
3. Упражнение «Конкурс "боюсек"»
Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь тем¬ноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-ни¬будь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, напри¬мер: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, вы¬бывает из игры. В конце определяется победитель конкурса— это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».
4. Упражнение «Одень страшилку»
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т. п. (образец такого рисунка — см. рис. 1 в Приложении). Каждый ребенок получает экземпляр рисунка. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, от¬рывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура страшилки. Когда дети «оденут» свои страшилки, они рассказывают о них группе. Ведущий стимулирует рассказы своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его? Ит. п.
5. Упражнение «Страшная маска»
Каждому ребенку предлагается, используя маленькие кусоч¬ки пластилина, сделать на бумаге маску какого-нибудь страш¬ного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью воп¬росов «Где он живет? Что он любит?» и т. п. побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа. Очень важно, чтобы в маске присутствовали средства проявления агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), а также свидетельства её проявления (например, кровь). После того, как маска будет го¬това, ребенок вырезает, а затем примеряет её и рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого пер¬сонажа, произнести какие-нибудь страшные звуки, попугать кого-либо. Затем маску надевает ведущий или другой участник и пугает ребенка, который должен показать испуг как можно вы¬разительнее.
6. Упражнение " Я тебя не боюсь"
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!"
7. Упражнение «Сказка - история»
У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и... Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно. Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон».


Занятие 9.
Цель – вызвать у детей сопереживание объектам страха.
Материалы: цветные карандаши; бумага
1. Упражнение «Возьми и передай»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
2. Упражнение «Свечки на торте».
«Давайте притворимся, что мы свечки на торте. Цвет вы можете выбрать тот, который вам больше нравится. Поначалу мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепки, как свечки. А теперь солнце припекает все сильнее. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова... Теперь плечи... руки... Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги оседают... и медленно... медленно... вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: Ф-ф-у... Ф-ф-у... Ф-ф-у-у-у",—и вы снова становитесь стройными и прямыми».
кого они представили. Затем взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, рас¬пухла щека Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т. п.). Затем взрослый рассказыва¬ет, что это существо очень боится идти к врачу, оно, также как и дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доб¬рого и внимательного врача, которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо - нарисовать его заново, но уже веселым и счастливым.
3. Упражнение «Азбука страхов»
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение «Неваляшка»
Двое детей встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки другого ребёнка. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
5.Упражнение «Сказка Про трусишку Ёжика и больной зубик».
Однажды у маленького Ёжика, что жил на самой окраине лесной полянки, там, где растёт большая-пребольшая берёза – ну, вы знаете – заболел зубик. Коренной, самый дальний. Раньше у него никогда не болели зубы. Молочные выпадали сами собой, им на смену вырастали новые, и всё было хорошо. А этот зубик вдруг «закапризничал» и разболелся.
Ёжик ничего не стал говорить маме. Думал: ничего, потерплю немножко, сам пройдёт. Он рассказал об этом только своему лучшему другу, Бельчонку.
– Что ты?! – тут же воскликнул Бельчонок. – Тебе надо срочно полечить этот больной зуб!
Ёжик немного помолчал, потом признался:
– Знаешь, если я скажу об этом маме, она поведёт меня к врачу, а мне… мне немножко страшно.
– А чего же ты боишься? – спросил Бельчонок.
– Я боюсь, что лечить зуб будет больно.
– А-а-а, понятно, – улыбнулся лучший друг Ёжика. – Я тоже раньше этого боялся. А потом перестал. И знаешь, почему?
– Почему?
– Да, оказывается, сейчас врачи лечат зубы совсем без боли.
– Совсем-совсем? – удивился Ёжик.
– Совсем-совсем! – подтвердил Бельчонок. – Ну, даже нисколько, ни капельки не больно. Зато, если ты не пойдёшь лечиться, тебя могут ожидать… как же называется это слово… мама ведь говорила. А, вспомнил: тебя могут ожидать большие проблемы!
И Бельчонок рассказал Ежонку историю про своего дедушку. У него тоже как-то заболели зубы, но он не пошёл к врачу, а решил полечиться сам. Сварил себе настой из еловых шишек, добавил туда каких-то травок, кореньев и начал полоскать себе рот. Так, оказывается, его научила старая Сова. Ну вот, полоскал-полоскал, а зубы-то не проходят – болят. Когда он всё-таки решился и обратился за помощью к врачу, было поздно: зубы пришлось удалять. А если бы пришёл в поликлинику вовремя, ему бы зубы вылечили, и всё было бы замечательно.
– И вот теперь мой дедушка не может грызть вкусные орешки, – грустно закончил свой рассказ Бельчонок. – Это приходится делать нам с мамой – у нас-то зубки здоровые, потому что мы следим за ними, каждое утро чистим их зубной пастой, а если заболят – сразу идём к врачу. Теперь мы разгрызаем для дедушки орешки, а он кушает зёрнышки.
Ежонок немного подумал, а потом спросил Бельчонка:
– Неужели тебе совсем не было страшно, когда ты первый раз шёл к врачу лечить зубки?
Бельчонок ответил честно:
– Ну, совсем немножко, конечно, страшновато было. Но только первый раз. А когда я понял, что это вовсе не больно, мы с врачом даже подружились. Он называется стоматолог. И теперь я его нисколечко не боюсь, потому что, он очень добрый.
Ёжик поверил своему другу и в тот же день рассказал маме про свой больной зубик. Назавтра она повела его к тому самому доброму врачу – стоматологу. Он усадил своего маленького колючего пациента в специальное кресло, достал специальные инструменты и начал лечить зуб.
Ёжик некоторое время ещё побаивался, всё ждал – будет больно, или не будет. Но, к его весёлому удивлению, никакой боли он не ощутил. А уже на следующий день почувствовал себя совсем здоровым.
Конечно, он тут же побежал к своему другу Бельчонку и сообщил ему об этом. Не забыв поблагодарить за добрый совет. И они опять начали вместе играть и прыгать через поваленное дерево. И даже устроили соревнование: кто быстрее нащелкает вкусных орешков для дедушки Бельчонка.
С тех пор Ёжик уже никогда не боялся ходить к доброму стоматологу.

Занятие 10
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия;
Материалы: бумага; цветные карандаши
1. Упражнение Рисование на тему "Волшебные зеркала»
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, а волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во - втором – большим и весёлым; в третьем - не боящимся ничего и сильным.
2. Упражнение "Неоконченные предложения"
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!
3. Упражнение "Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!".
4. Упражнение "Ты- лев"
Беседа о сильных, могучих зверях. О том, как проявляются их уверенность и сила в позе, поведении.
Ведущий произносит: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей. Сильного, могучего, уве¬ренного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и вы¬держан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»
5. Упражнение "Смелые ребята"
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!" Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула),превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
6. Упражнение Сказка «Звездочка»
На самом краю Галактики, вдали от главных космических дорог жила маленькая звездочка. И было ей очень-очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звезд, вокруг которых кружились веселые планеты, но ее не замечал никто. Рядом была только одна маленькая планета, которая когда-то тоже была звездой, но она давно уже погасла, то ли от грусти и одиночества, то ли от старости. Этого маленькая звездочка не знала. Она появилась в этом уголке Вселенной гораздо позже. «Вот и я также когда-нибудь погасну! — думала маленькая звездочка. — И никто не узнает, какое тепло могут дарить мои лучи, какой яркий свет они излучают».
Однажды в этот далекий уголок Вселенной залетела красавица комета и рассказала звездочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звезд, есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные, живут люди. Только звездочка хотела спросить, кто такие люди, как комета махнула хвостом и умчалась по своим делам.
А звездочка задумалась: «Может быть, когда-то эти планеты тоже были звездами. Потом они погасли, но жизнь их не прекратилась. А вдруг и на соседке-планете может появиться что-нибудь прекрасное? Надо просто ей помочь». И звездочка стала светить ярче, стараясь хотя бы кончиками своих лучей дотянуться до маленькой планеты и согреть ее землю.
Когда первый луч коснулся планеты, навстречу ему из земли потянулся первый зеленый росток. Маленькая звездочка не могла видеть этого, но она почувствовала легкое движение навстречу своим лучам. Обрадовавшись! она стала светить все ярче и ярче, свет и тепло ее лучей несли маленькой планете жизнь. Вскоре маленькая звездочка стала замечать, как меняется ее соседка. Из серой скучной планеты она становилась веселой красавицей, играющей яркими красками.
И они стали такой красивой парой: маленькая яркая звездочка-солнышко и ее жизнерадостная подружка-планета, —что другие погасшие звезды стали приближаться к новому солнышку, надеясь обрести вторую жизнь.
А маленькая звездочка забыла про свое одиночество и былую грусть, радовалась новым друзьям и была абсолютно счастлива.
7. Упражнение волшебный оберег»
Детям предлагается нарисовать картинку, которая всегда будет с тобой рядом и будет оберегать тебя во всех делах и ситуациях и защищать от негативных эмоций страха


 Перейти к  публикациям для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.