Демиденко Оксана Николаевна
Воспитатель
МКДОУ д/с №178
Город Новосибирск
Картотека пальчиковых игр
Цель:
- Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать чувства ритма;
- Развивать речь;
- Развивать память и внимание, воображение.
Для детей:
- Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Тема: «Наш детский сад, наша группа»
|
||
1. |
«В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать.
|
Поочередно загибать пальцы к ладошке. Начиная с мизинца. Затем большим пальцем. Касаться всех остальных - «будить»;
восклицанием «Ура!» - кулачки разжать Широко расставив пальцы.
|
2. |
«Наша группа» В нашей группе все друзья.
|
Ритмично стучат кулачками по столу. Разжимают пальчики поочередно начиная с мизинца. |
3. |
«Дружба» |
Хлопают в ладоши.
Стучат кулачками друг об друга.
Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.
Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке.
|
4. |
«Как живёшь?»
|
Показать большой палец. Шагать» пальчиками по столу. Протягивать открытую ладонь. Кулачок подпирает лицо. Помахать рукой. 2 ладошки под щекой. Щёки надули и руками лопнули. |
5. |
«Девочки и мальчики»
|
Дети держат руки на поясе. Прыгают. Качают головой. Приседают. Хлопки 4 раза. Топают 4 раза. Показывают один кулачок, портом другой. Поочерёдно раскрывают ладошки. Дуют поочерёдно на обе ладошки. Шевелят пальчиками. |
6. |
«Большие и маленькие» Были маленькие мы, Стали вдруг большие. Шалунишки, шалуны, А дружные какие! Солнцу рада детвора. Пусть поярче светит! Пляшут с самого утра На полянке дети.
|
(Дети сгибают и прижимают пальцы к ладони). Растопыривают пальцы. «Фонарики».
Сцепляют пальцы обеих рук в замок. Ладони сжимают. |
7. |
«Это я» Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб. |
Дети показывают сначала левый, потом правый глаз. Берутся за левое ухо, потом за правое. Показывают рот левой рукой, нос-правой. Кладут левую руку на спину, правую – на живот. Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза хлопают. Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают. Проводят правой ладонью по лбу.
|
Тема: «Осень» |
||
1. |
«Осень» |
Трем ладошки друг о друга. По очереди сжимаем кулачки. Трем ладошки друг о друга. Положить ладошки на щеки. Движение ладонями сверху вниз. Погладить коленки. По очереди сжимать кулачки. Разводить одновременно ручки в разные стороны. Скрестить ручки и пошевелить пальчиками. Стучать пальчиками по ладошкам. Делать вид. Постучать ногами. Похлопать ладошками по коленкам. Кулак, ребро, ладонь. |
2. |
«Осенние листья»
|
Загибаем пальчики, начиная с большого. Сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого.
Пальчики «шагают» по столу |
3. |
«Грибы» |
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Мизинец Безымянный Средний Указательный Большой Указательный Средний Безымянный Мизинец |
4. |
«Поздняя осень» Солнышко греет уже еле-еле, Перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре, Поздняя осень стоит на дворе.
|
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету). Руки сжимают в «замок». Разводят руками перед собой.
|
5. |
«Деревья осенью» Летом деревья росли, зеленели, Осенью листья на них пожелтели. Стали деревья листья терять. Стали деревья листья ронять. Тихо ложится листок за листком. Скоро накроет листья снежком.
|
Руками изобразить деревья. Кисти рук «падают». Пальцы поочередно прижимать к ладони. Пальцами по очереди стучать по поверхности стола. Плавно положить ладони на стол. Одной ладонью накрыть другую.
|
6. |
«Осень» Ветер северный подул, - Полетели, закружились и на землю опустились
|
Подуть на пальцы. Смахивать руками, будто сдувает листочки. Ладони зигзагами плавно опустить на стол. Постучать пальцами по столу. Постучать кулачками по столу. Плавные движения вперед-назад кистями.
Ладони прижать крепко к столу. |
7. |
«Осень» Ветер по лесу летал,
|
Плавные, волнообразные движения ладонями.
Загибать по одному пальчику.
Спокойно уложить ладони на стол. |
Тема: «Профессии» |
||
1. |
«За работу» |
Поочередно разгибать пальцы. Начиная с большого.
Энергично шевелить пальцами. |
2. |
«Повар» |
|
|
Повар готовил обед, |
Ребром ладони стучат по столу. Загибают большой палец на левой руке. Загибают указательный палец.
-средний - безымянный - мизинец
Разводят руками. |
3. |
«Почтальон» |
Сжимать и разжимать кулаки. Шагать пальчиками по столу. Загибать пальцы, начиная с большого. |
4. |
«Профессии» Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю.
|
Соединять пальцы правой руки с большим. Соединять пальцы левой руки с большим. Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.
|
Тема: «Моя страна, мой город» |
||
1. |
«Край родной» |
Потянуться, растопырив пальцы. Помахать «небу». Волнообразные движения кистей рук) Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх.
«Обнимашки»
|
2. |
«Моя страна
|
Вытягивают вперед прямые ладони. По очереди соединяют одноименные пальцы рук.
Крепко сжимают в «замок». Прикладывают руки к груди. |
Тема: «Жилище. Бытовые приборы» |
||
1. |
«Пылесос» |
Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд. То же, но ладони обращены друг к другу. Соприкосновение кончиков пальцев. |
2. |
«Дом» |
(Руки над головой «домиком). (Руки перед глазами.Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»). (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями). Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев. Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. «Стряхивающие» движения. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. |
3. |
«Домик для зайчат» |
Кулачками друг о друга стучим. Ладошки над головой. Ладошки около щечек. Ладошки перед лицом. одна ладошка перед лицом. Сцепили ручки.
Расцепили ручки.
|
4. |
«Новый дом» |
(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).
(Ставят рядом ладошки «стены») Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей». Мизинец отставляют в сторону – труба. Показывают оба указательных пальца. Делают приглашающий жест рукой. |
Тема: «8 марта. Моя семья» |
||
1. |
«Наши мамы» |
Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Сжимают обе ладошки в «замочек». Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
2. |
«Семья» |
Хлопают в ладоши.
Хлопают в ладоши.
Поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев. |
3. |
«Дружная семья» |
Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого.
Хлопаем в ладоши. |
4. |
«Кто приехал?» Кто приехал? Мы-мы-мы! Мама, мама, это ты? Да-да-да! Папа, папа, это ты? Да-да-да! Братец, братец, это ты? Да-да-да! Ах, сестричка, это ты? Да-да-да! Все мы вместе, да-да-да! Очень дружная семья! |
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками указательных пальцев. Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками средних пальцев. Кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают. |
Тема «Комнатные растения» |
||
1. |
«Фикус» Ну-ка, фикус, похвались - Вот какой огромный лист! Сделан будто бы из кожи, Фикус, мы тебе поможем: Каждый толстенький твой лист Вымоем старательно. Зеленей ты становись Ростом - с воспитателя! |
Хлопки Растопырить пальцы рук Потереть ладони Сжимать и разжимать кисти рук Прижать ладони друг к другу Поглаживаем кисти («моем») Хлопки Потянуться, руки поднять вверх |
2. |
В горшочках На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки Развернут бутоны, В солнышке утонут
|
Ладони соединить в бутон, поднять вверх, раскрыть, закрывать, раскрыть и покачать влево - вправо, вверх-вниз. |
3. |
Цветок проснулся Утром рано он закрыт, но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик. И теперь он будет спать, До утра как птенчик.
|
Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук, плавно распускаются, закрываются затем под щеку, имитация сна. |
Тема: « ЗИМУШКА – ЗИМА»
|
||
1. |
Зима-1» Пришла зима, Принесла мороз, Пришла зима, Замерзает нос. Снег, Сугробы, Гололёд, Все на улицу – вперед!
|
Трем ладошки друг о друга. Пальцами массажируем плечи, предплечья. Трем ладошки друг о друга. Ладошками массажируем кончик носа. Плавные движения ладонями. Кулаки стучат по коленям попеременно. Ладони шоркают по коленам разнонаправлено. Обе руки протянуть вперед.
|
2. |
«Зима-2» Снег ложится на дома. Улицы и крыши. Тихо к нам идет зима, Мы ее не слышим…
|
Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Руки «домиком». Палец к губам. «Идем» указательным и средним пальцами одной руки. Рука за ухом.
|
3. |
«Зима-3» |
Кулачки крепко прижать друг к другу. Разжать кулачки, хлопать в ладони. Хлопать в ладоши Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Прижать ладони друг к другу, тереть . Греем руки круговыми движениями Сжимаем и разжимаем кулачки.. |
4. |
«Мороз-1» По улице гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез. Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою,только треск идет.
|
Похлопывать по коленям. Выполнять плавные движения ладошками вверх-вниз. Выполнять ритмичные наклоны головы в стороны. Притопывать.
|
5. |
«Новогодние игрушки» Праздник приближается ёлка наряжается. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят.
|
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
|
Тема: «Будь осторожен» |
||
1. |
«Безопасность» Никогда в одну розетку Не втыкай, мой милый друг, Телевизор и светильник, И компьютер, и утюг.
|
Поочередно соединять большие пальцы с остальными, начиная с указательных.
|
2. |
«Едем в гости». Раз, два, три, четыре, пять, Едем в гости мы опять Раз - открой в машине дверь, И внутри мы все теперь Два – уж вместе детвора, разместилась у окна. Три – ты мама не забудь, Меня в кресле пристегнуть. На четыре, и на пять – будем песни подпевать!
|
Поочередное постукивание пальцами по столу. Хлопок.
Соединяем ладошки вместе.
Делаем руками замок.
Хлопаем в ладошки. |
Тема: «Праздник Новый год» |
||
1. |
«Новогодний праздник» |
Трём ладошку о ладошку. Сжать кулаки, прижать их друг к другу. Пальцы «идут» по столу, по коленкам. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются . Круговые движения кистями рук. Кисти рук опустить, расслабить. Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд. |
2. |
«Подарки» |
Шагают» пальчиками по столу. На каждое название загибают) По одному пальчику, сначала на левой, правой, потом на левой руке. Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки» |
3. |
На ёлке» Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один золотистый мандарин. |
Ритмичные хлопки в ладоши. Удары кулачками. «шагают» средним и указательным пальчиками по столу. «рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши.
Загибают пальчики, начиная с большого.
|
4. |
«Новогодний праздник» - Здравствуй, Дедушка Мороз! Что в подарок нам принес? - Громкие хлопушки, Сладости, игрушки.
|
Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Руки вперед ладонями вверх. Хлопнуть в ладоши. Вертим кистями.
|
5. |
«Елка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи.
|
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
|
Тема: «Зимние чудеса»
|
||
1. |
«Зимние забавы» |
Загибаем пальчики. Указательным и средними пальчиками "идем" по столу. Катаем ручками "комок". "кормим птичек " Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой Отряхиваем ладошки. "едим суп" Ладошки под щечку. |
2. |
«Снежок» |
Загибать пальчики. Лепить, меняя положение ладоней. Показывают круг, гладят ладони друг о друга. "подбросить", посмотреть вверх. "ловят", приседают. Встают, "роняют". Топают. |
Тема: «Неделя творчества» |
||
|
«Мы ребята- мастера»» Стул сломали мы вчера Мы – ребята – мастера Молотком тук-тук стучали Гвозди долго забивали- Получилось как-то крив Отпилили мы красиво Зачищали шкуркой долго Покрывали лаком стойким Верх узором украшали , Папу посмотреть позвали
|
Пальцы одной руки приставит к локтю другой руки. Указать на себя. Постучать кулак об кулак. Стучать кулаком об указательный палец. Рука по диагонали. Имитировать движения. Тереть ладонь о ладонь. Имитировать движения. Рисуем в воздухе. Приложить ладонь ко лбу. |
Тема: «Защитники Отечества»
|
||
1. |
«Бойцы» |
Растопырить пальцы на обеих руках, сжать их в кулак. Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу. Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять безымянные пальцы, Хлопнуть в ладоши. |
2. |
«Пальчики – солдатики» Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд!» Первый встал, за ним – второй. «Безымянный – быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «Ура!» На парад идти пора.
|
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
|
3. |
«Капитан» Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны Путешественник-герой К маме я вернусь домой |
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладоням друг к другу, слегка приоткрыв. показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями руками волны, показать чайку, скрестив руки, соединить ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в воде. |
Тема: «Народная культура и традиции» |
||
|
«Вышиваем» Вышивают девочки, Сидя на траве, Вышивают девочки Шёлком на канве - Это клюв! -А это шпоры! - А вот это гребешок! Приутихли разговоры, За стежком бежит стежок.
|
«вышивают» Приседают. «вышивают»
Показывают клюв, шпоры, гребешок.
Пальчик прикладывают к губам. Бегут друг за другом. |
Тема: «Женский праздник» |
||
1. |
«Мамин праздник» Мамочка хорошая, Мамочка любимая! Очень я её люблю, Поцелуи ей подарю!
|
Воздушный поцелуй над ладонью. Поцелуй над другой ладонью. Сдуваем с ладони поцелуй. Сдуваем поцелуй с другой ладони. |
2. |
«Большая стирка» Буду маме помогать, Буду сам белье стирать: Мылом мою я носки, Крепко трутся кулачки, Сполосну носки я ловко И повешу на веревку.
|
Трем кулачки друг о друга.
Провести кулачком по ладошке. Трем кулачками друг о друга. Двигаем кистями вправо и влево. Поднять руки вверх, кисти согнуть. |
Тема: «Весна»
|
||
1. |
«Весна» |
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Руки ладонями вниз разведены в стороны. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. |
2. |
«Подснежник» |
Протягивают руки вперед. Руки внизу, перпендикулярно корпусу. Руки соединяют в бутон на уровне глаз. Медленно раздвигают пальцы «цветок раскрылся». |
Тема недели: «Уроки вежливости и доброты» |
||
|
«Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики хотят все спать. Тише, тише, не шумите! Пальчиков вы не будите! Утро ясное придёт, Солнце красное взойдёт, Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора.
|
Поочерёдно сгибаем пальчики на обеих руках. Указательный пальчик прижимаем к губам. Разводим руки в стороны. Поднимаем руки вверх. Поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков на обеих руках. Изображают радость с поднятыми вверх руками и растопыренными пальчиками. |
Тема «Неделя книги» |
||
|
«Книги» |
Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».
Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. |
Тема «Неделя здоровья» |
||
1. |
«Веселая зарядка» Раз, два, три, четыре, пять Пальчики пора вставать! Будем делать мы зарядку, Будем мы скакать вприсядку, Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять. |
Указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев. Сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз.
|
2. |
«Водичка» Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
|
Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся. Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем. Круговыми движениями погладить щечки. Улыбнуться. Показать зубки.
|
Тема «Космические просторы» |
||
1. |
«Космонавт» Утро – солнце всходит. Ночь – луна приходит. Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем. Перепрыгнули лесок, На гору забрались, Оказались в океане – Вместе покупались. Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли. На ракету все мы сели – В космос улетели.
|
Поднимаем растопыренную ладошку. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
Выполняем движения по тексту.
|
2. |
«Планеты» В звёздном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит, ночь летит, И на землю вниз глядит. |
Показываем звёзды, пальчики переплетаются. Изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить. Загибаем пальцы. Изображаем иллюминатор.
|
Тема «Дорожная азбука» |
||
1. |
«Дорожные правила» Дорожных правил очень много
|
«Грозят» пальчиками. Загибают поочередно пальцы.
Хлопки руками. Показывают «класс!» большим пальцем. |
2. |
«ПДД». Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать Этот пальчик – переход, его знает пешеход. Этот пальчик - Светофор, на дороге дирижёр. Этот пальчик знак дорожный, То спокойный, то тревожный. Этот пальчик пассажир, Автокресла он кумир. Ну, а этот малышок, Не успел попасть в стишок.
|
Прикасаемся по очереди одинаковыми пальцами обеих рук. Хлопки в ладошки. Показываем большой палец. Показываем указательный палец. Показываем средний палец.
Показываем безымянный палец.
Показываем мизинец. Хлопок.
|
Тема «Великая Победа моей страны» |
||
1. |
«На параде» |
Сжимаем, разжимаем кулачки.
Хлопки в ладоши. |
2. |
«Пограничник»
|
Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках. Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших. Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев. Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим. |
Тема «Искусство и культура» |
||
1. |
«Гармошка» Посмотри: моя ладошка – Как весёлая гармошка! Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю. Раз, два, три, раз, два, три, Я играю, посмотри.
|
Показывают ладошки по очереди.
Раздвигать и сдвигать пальчики. Указательным пальцем нажать на все по очереди.
|
2. |
«Кисточка» Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок За тычком идет тычок!
|
Большой и указательный пальцы вместе. Указательный палец вверх. Встряхиваем руками. Движения рук в соответствии с текстом.
Руками очерчиваем круг. Сделать несколько тычков. |
Тема «Опыты и эксперименты» |
||
|
« Кисточка» Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу.
|
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
|
Тема «В мире растений и животных» |
||
1.
2. |
«Подсолнух» Много зерен соберем. «Грачи» |
Щепотка. Растопырить ладони. Ладоши раскрыть. Собирать с другой ладони зерна.
«Лепить пирожок» «Помахать крыльями» Загибать пальчики по очереди на одной руке. |
3. |
«Котенок» Шёл один я по дорожке, Шли со мной мои две ножки, Вдруг на встречу три мышонка, Ой, мы видели котенка! У него четыре лапки, На лапках - острые царапки, Один, два, три, четыре, пять, Нужно быстро убегать !
|
Показываем один пальчик. Показывает два пальчика. Показываем три пальчика. Качает ладошками голову. Показываем четыре пальчика. Царапаем ноготками поверхность того что под рукой. На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков. Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности.
|