ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Стоцкая Елена Викторовна

Воспитатель

МБДОУ ЦРР Ромашка

Россия Ростовская область Г. Таганрог

Литература как средство воспитания нравственности детей в дошкольном возрасте

Никогда не ослабевала острота проблемы нравственного воспитания. В современном обществе, эта проблема приобретает особое значение. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране, повлияли на изменения сферы нравственных ценностей, норм и поведения в обществе. Негативные тенденции, которые возникли в нравственном воспитании современных детей, отодвинули книги на второй план, телевизор и экран компьютера, заняли их место. Не всегда отличаются нравственной чистотой герои мультфильмов и персонажи сказок, которые смотрят современные дошкольники. У некоторых детей искаженное представление о гражданственности и патриотизме, справедливости, милосердии, великодушии, доброте, так как в этих семьях материальные ценности превыше духовных.
Многие родители в борьбе за развитие интеллекта игнорируют необходимость работы по воспитанию души ребенка, по развитию нравственно-душевных качеств ребенка. Родители не всегда знают, что знания, накопленные без этих характеристик, могут быть бесполезны. И как результат - эмоциональное, волевое и духовное незрелое взрослое существо.
Российское общество в последнее время стало очень острым ощущением недостатка осознанно принятых большинством людей принципов жизни и правил, отсутствия согласия на корректное и конструктивное социальное поведение, выбор жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Таким образом, в современном развитии образования нравственный воспитание - одна из главных задач воспитания подрастающих поколений. Актуальность данной задачи в современных условиях отражена в Федеральном государственном стандарте по дошкольному образованию.
Федеральное государственное образовательное законодательство о дошкольном образовании выдвигает как один из основных принципов воспитания детей «приобщение ребенка к социально-культурным нормам, традициям в семье, обществе и государстве».
Дошкольное время является важнейшим этапом развития ребенка. В этот период ребенок приходит в мир общественной ценности. Именно в этот возраст ребенок попадает в эту огромную, удивительную и прекрасную среду. Только в возрасте дошкольного возраста закладывается основа нравственной системы, которая определит отношение человека взрослого к миру, к его проявлению во всей его разнообразии. Дошкольник формирует основы отношений к себе, близкому миру и вообще к обществу. В процессе воспитания нравственности углубляются, расширяются и развиваются понятия родных людей семьи, развиваются навыки дружелюбного общения со своими сородичами, дают представление о прямом доме, дворе, улице, городе и близком окружении края, страны.
Нравственные воспитания дошкольников являются целенаправленным педагогическим воздействием на ознакомление ребенка с нормами нравственного поведения в различных видах деятельности.
Сейчас перед дошкольными педагогическими науками и практиками стоит задача создать наиболее эффективные условия для того, чтобы формировать нравственное поведение детей. Особое внимание уделяют вопросам формирования гуманного отношения к окружающим, к взрослым, к природе, к различным видам деятельности. Формирование ребенка личности, воспитание его правильного отношения к окружающим, определенного нравственного положения является сложным педагогическим процессом. Интерес к нравственным воспитаниям сейчас возрастает, как к ученым теоретикам, так к практическим работникам обучения.
В течение веков много просветителей, философов, писателей и педагогов интересовали нравственное воспитание. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. Они освятили в своих трудах сущность воспитания нравственности.
Нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте - одна из самых сложных задач воспитания на современном дошкольном образовательном учреждении. Именно воспитание нравов является главной задачей почти всех дошкольных программ. При всем разнообразии этих программ педагоги отмечают растущую агрессию детей, жестокость, эмоциональную глухоту, замкнутость на себя и собственные интересы. Особенно теперь, когда всё чаще встречаются жестокости и насилия, проблема воспитания нравственности становится все важнее. В этой связи отбор, рациональное применение различных методов и методик воспитания личностных качеств является одной из основных задач, преследуемых педагогами дошкольных учебных заведений. Многие педагоги, по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, А.В. Запорожца, Я.3. Неверович и других считают, что период формирования и образования этических институтов, норм морали и нравственности – это именно детский возраст.
Такие средства, которые наиболее сильно влияют на развитие личности, включают в себя художественную литературу, которая имеет богатые познавательные, ментальные, педагогические, эстетические возможности. Она является одним из самых важных средств воспитания нравственности. Литература, как источник знаний, нравственных и эстетических норм и транслятор культуры, традиции общества, всегда была одним из основных компонентов воспитания и формирования полноценных личностей. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет круг читателей любого возраста, предоставляет эмоциональные ощущения, отклики, выходящие за рамки приобретенного человеком в жизни, дарит эстетическое удовольствие, которое занимает огромное место в жизни современных людей и есть одна из их потребностей. Основной функцией литературы является формирование людьми глубокого и стабильного обобщенного «теоретического» ощущения, которое побудило их задуматься, выразиться, определить это ощущение, превращать это ощущение в действительную силу, которая направляет поведение человека. Зная художественную литературу, школьники научатся таким нравственным понятиям, как доброта, долга, справедливости, совестью, честью, смелостью, сочувствием, состраданием. Говоря о воспитании нравственности средствами искусства, русские педагоги В. Виноградов и И. Балталон писали о том, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели…Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».
Поэтому возникают явные противоречия между богатыми накопленными теоретическими и практическими материалами нравственного воспитания, а также ситуацией, в которой недостаточное развитие и овладение детьми в дошкольном возрасте нравственными нормами и представлениями возникает в связи с недостаточным развитием и овладением детьми нравственными нормами и представлениям.

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.