Поздеева Наталья Леонидовна
Учитель-логопед
ГОУ РК «Школа-интернат № 3» г. Сыктывкара
Республика Коми
г. Сыктывкар
Конспект подгруппового логопедического занятия 3 класс
Тема: «Дифференциация звуков «С-З» в связной речи».
- Коррекционно-образовательные:
- формирование правильного произношения звуков «С-З»;
- уточнение акустического и произносительного образа звуков «С-З»
- закрепление звуков в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи.
- Коррекционно-развивающие
- развитие мимики (упражнения);
- выполнение логопедического массажа;
- развитие плавного длительного выдоха;
- выполнение артикуляционных упражнений в полном объеме (артикуляционная гимнастика);
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи;
- развитие мелкой моторики.
- 3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
- формирование положительного отношения к занятиям
План занятия:
- I. Подготовительные упражнения
- Упражнения для развития мимики
- Логопедический массаж
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- II. Особенности артикуляции
- Артикуляция звука «С»
- Артикуляция звука «З»
III. Дифференциация звуков «С-З»
- в слогах
- в словах
- в предложениях
- IV. Работа в тетрадях
- V. Дифференциация звука «С-З» в связной речи
- VI. Дифференциация звука «С-З» в стихах
VII. Итог занятия.
Оборудование:
- Зеркала
- Картинки для развития мимики
- Карточки с дыхательной гимнастикой
- Картинки с артикуляционной гимнастикой
- Картинки
- Карточки со словами (составить предложения)
- Тетради, ручки
- Карточки с рассказом
Сегодня на занятии мы продолжим работать над звуками «С-З»
Мы будем произносить их в слогах, словах, предложениях, рассказах и в стихах. Но сначала давайте выполним упражнения, которые помогут вам красиво говорить.
- Подготовительный
- Упражнение для развития мимики
Ребята, сейчас мы с вами выполним упражнения для мимики.
Изобрази удивление, радость, горе, испуг, тревогу, хитрость
А зачем мы делаем эти упражнения?
Правильно, чтобы наше лицо было подвижно, и мы четко говорили.
2 .Логопедический массаж
Укрепление лицевой мускулатуры
- поглаживание лба от середины к вискам
- поглаживание щек от носа к ушам
- поглаживание от подбородка к ушам
Укрепление губной мускулатуры
- поглаживание от середины верхней губы к углам губ
- поглаживание нижней губы к углам губ
- поглаживание носогубных складок
- пощипывание губ
Молодцы! вы правильно делали массаж лица.
- Дыхательная гимнастика.
- А сейчас выполним дыхательную гимнастику
- Упражнение свечка.
Держим свечку ровно и дуем на огонек. Щеки прижимаем к зубам, губы трубочкой. Вдох и дуем.
А зачем мы делаем эти упражнения?
(Правильно, вырабатываем длительный и плавный выдох)
4.Артикуляционная гимнастика
- Ребята, давайте выполним артикуляционную гимнастику.
«Заборчик» - зубы вместе
«Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка» - острый язычок, тянем вперед
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкать языком.
«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком языка попеременно тянуть под счет логопеда к уголкам рта.
«Вкусное варенье»- облизываем губы
«Почистим зубы» - круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
(Молодцы! вы правильно делали гимнастику для языка)
Ребята, скажите, что сейчас мы с вами делали?
(Правильно, делали упражнения для мимики, массаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для языка)
- II. Особенности артикуляции
Ребята, какие звуки мы учимся говорить?
(Правильно, звуки «С-З»)
А как мы называем эти звуки?
(Правильно, согласные)
А почему эти звуки согласные?
(Правильно, потому что при произношении этих звуков воздух во рту встречает преграду)
А какая встречается преграда?
(Правильно, зубы).
Артикуляция звука «С-З»
- Ребята, давайте вспомним, как должны находится, губы, зубы, язык, когда мы произносим звуки «С-З»
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
Ребята, а чем эти звуки похожи?
(Правильно, эти звуки произносятся одинаково, у этих звуков одинаковая артикуляция).
И зубы, и губы, и язык находятся в одном положении.
А чем отличаются эти звуки?
(Правильно, при звуке «С» горлышко не дрожит, а при звуке «З» горлышко дрожит.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем эти звуки, прикладываем к горлышку руку.
Следим за своим языком.
- Молодцы! вы правильно произнесли эти звуки.
Итак, какие, это звуки?
(Правильно, согласные)
- А чем похожи звуки «С-З»
(Правильно, они произносятся одинаково)
- А чем отличаются звуки «С-З»
(Правильно, отличие в том, что при ЗВУКЕ «С» горлышко не дрожит, а при ЗВУКЕ «З» горлышко дрожит)
III. Автоматизация звука «С-З»
- Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звуки «С-З». Все встали.
А) Узнавание звуков «С-З» в словах
СТУЛ, ЗАЯЦ, ЖУК, КОРЗИНА, ШАПКА, АРБУЗ, СТОЛ, ШУБА, КИСТОЧКА, ЗОНТ, КАПУСТА, МАЛЫШ.
Молодцы, вы правильно выполнили это задание.
- В какую игру мы с вами играли «Отгадай звук». Что мы делали?Хлопали в ладоши, когда слышали звуки «С-З». Садитесь
Б) Автоматизация звука «С-З» в начале, середине, конце слова
А сейчас следующее задание.
На столе лежат картинки, вы должны определить, где находятся звуки «З-С» в начале, середине или в конце слова.
Лиса, парус, зонт, корзина, коза, сыр, носки, кисточка, капуста, арбуз
Молодцы! Вы правильно сделали это задание.
Какое задание мы с вами делали?
- Определяли, где находятся эти звуки «С-З» в начале, середине и в конце слова.
В) Автоматизация звуков «С-З» в предложениях
Ребята, сейчас мы с вами выполним следующее задание.
Я вам раздам листочки, на листочках написаны слова, вы должны из этих слов придумать предложение.
В саду Соня собирала розы. (собирала, розы, В, Соня, саду).
Лиза и Роза были в зоопарке. (зоопарке, и, Лиза, Роза, были).
Никита читает свое предложение. Что ты узнал про Соню?
(Правильно, Соня собирала розы)
Максим, что ты узнал про Лизу и Розу?
(Правильно, они были в зоопарке)
Что мы составляли из слов?
Из слов составляли предложения.
Молодцы! Вы, верно выполнили это задание.
Физ-ка
- Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись,(Прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели (Присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
Г. Автоматизация звуков «С-З» в связной речи
Чтение рассказа «Тузик» читаю сама, потом дети
У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.
Ребята, про кого этот рассказ. (Про Тузика)
Чтение детей по цепочке ( следим за своим языком)
После чтения детей вопросы.
Про кого этот рассказ? (про Тузика)
Где сидит Тузик? (у забора)
Кто дает Тузику кость? (Зоя)
А сейчас я вам дам картинки вы пожалуйста их сложите и скажите, кто у вас получился (собака)
Давайте назовем ваших собак, но чтобы первый звук был «З-С»
Молодцы, ребята.
Про кого вы читали про Тузика? А как ваших собак зовут?
Д). Автоматизация звуков «С-З» в стихах.
Ребята, а сейчас вы расскажите стихотворения нате звуки, которые мы с вами учимся произносить.
Никита расскажет стихотворение, в котором встречаются слова с теми звуками, которые мы учимся с вами правильно произносить, и не забываем, где должен находится наш язычок «Соня-соня»
Соня очень любит спать
Соней Соню стали звать
Соня-соня спит весь день
Погулять ей даже лень
Посмотри-ка, Сонюшка:
На дворе-то солнышко.
Молодец! Ты правильно произносил слова со звуками с-з
Максим стихотворение «Старый слон»
Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.
И ты молодец следил за своим языком.
Никита и Максим вместе
Стихотворение «Хозяйка»
Не привык трудиться зайка
Барсуку работать лень
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
Где же зайка? Где же зайка?
Ты поди-ка разузнай-ка.
Видно, зайка стал зазнайка,
Раз забыл тебя, хозяйка.
- VI. Итог занятия.
- Какие звуки мы учились сегодня произносить?
Звуки «С-З»
- Какие упражнения мы делали, чтобы правильно произносить эти звуки?
Упражнения для мимики, массаж, дыхательную, артикуляционную
- Куда должен упираться кончик языка, когда мы произносим звуки «С-З» ?
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Также мы учились произносить звуки «С-З» в словах, предложениях, рассказах, стихах.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие, если понравилось то улыбнитесь, если не понравилось то огорчитесь.