Норик Мария Леонидовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Зоренька»
Ростовская область
Октябрьский район
п. Каменоломни
Программа формирования навыков самоконтроля для детей старшего дошкольного возраста
- Пояснительная записка.
Целью программы: формирование навыков самоконтроля.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- Создание адекватных условий для развития детей
- Формирование навыков самоконтроля, произвольности.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и проводимых в игровой форме.
- Планируемые результаты.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- в повседневной жизни,проявляющееся:
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Ребенок научится:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия;
- определять и сохранять способ действий ;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
- Основное содержание курса.
Основное содержание занятий составляют диагностические задания, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность, направленные на развития внимания, мышления, памяти, восприятия, связной речи, воображения, формирование произвольности, положительной учебной мотивации.
Программа по формированию самоконтроля у детей включает 4 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, но все задания были взаимосвязаны и при реализации программы при необходимости менялись местами.
I этап - адаптационный. Диагностика. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
II этап программы включал тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводилась упражнениям, направленным на развитие у ребенка устойчивости, переключения внимания, что предполагало, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.
III этап программы был направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дети обучались умению подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Некоторые упражнения этого раздела имеют сюжет и связаны с подражательной деятельностью.
IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять ее качество и эффективность выполнения.
- Тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 этап. Адаптационный. Психогимнастика. |
||
1.1 |
Диагностика. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения («Качка», «Бабочка»,«Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка», |
2 |
1.2 |
Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, не напряженности («Глазки» (глазодвигательные упражнения),«Любопытная Варвара», «Лимон», «Кулачки». |
3 |
1.3 |
Формирование эмоциональной сферы («Цыганочка», «Прогоняем лень» «Таящее мороженное»,«Солнышко и ветер»,«Цветок и дождик» )
|
2 |
1.4 |
Развитие сенсорной чувствительности, тактильного контакта(«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались», «Угадай на ощупь», «Сожми кулак», «Зеркало») |
3 |
1.5 |
Развитие невербальной коммуникации («Походка», «Передай предмет», «Незнайка», «Определи эмоцию», «Изобрази эмоцию»).
|
3 |
2 этап. Формирование произвольности психических процессов. |
||
2.1 |
Развитие произвольного внимания: - устойчивости внимания; - распределения внимания; - переключения внимания; - расширение объема внимания. |
2 2 2 2 |
2.2 |
Развитие произвольной памяти: - механической (зрительной и слуховой) - опосредованной
|
2 2 |
3 этап. Тренировка и развитие произвольности действий. |
||
2.3 |
Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу |
2 |
2.4 |
Формирование функций планирования |
2 |
4 этап. Тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. |
||
2.5 |
Формирование функции самоконтроля и самооценки. Диагностика. |
4 |
Итого занятий: |
33 |
- Календарно – тематическое планирование.
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
Формы организации деятельности |
Виды деятельности |
Планируемый результат |
||
по плану |
по факту |
по плану |
по факту |
||||
1. «Качка»,«Бабочка», «Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка» |
|
|
. |
|
Индивидуальная работа |
Психотехнические упражнения |
Развитие самоконтроля и произвольности |
1. «Глазки» (глазодвигательные упражнения) |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Психотехнические упражнения |
Умение удерживать внимании, сосредотачиваться на одном действии |
2. «Любопытная Варвара» |
|
|
|
|
Индивидуальная |
Психомышечная тренировка |
Саморегуляция |
3. «Лимон», «Кулачки» |
|
|
|
|
Индивидуальная |
Психотехнические упражнения |
Саморегуляция |
4. «Цыганочка» «Прогоняем лень» «Таящее мороженное»
|
|
|
|
|
Индивидуальная |
Психотехнические упражнения |
Развитие моторной координации, снятие мышечных зажимов |
«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались»,
«Угадай на ощупь», «Сожми кулак», «Зеркало»
«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались»
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Психотехнические упражнения |
Ориентирование в схеме тела, развитие сенсорной чувствительности |
5. «Походка», «Передай предмет»
«Определи эмоцию»
«Изобрази эмоцию». |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Психотехнические упражнения |
Развитие невербальной коммуникации(мимики, пантомимики, жестикуляции |
6. «Найди такой же»,
«Что изменилось?»
«Гимнастика внимания»
«Узор», «Графический диктант»
« Игра с флажками»
«Гимнастика внимания»
«Узор», «Графический диктант» |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Развивающие упражнения |
Развитие произвольного внимания: - устойчивости внимания; - распределения внимания; - переключения внимания; - расширение объема внимания |
7. «Что на карточках?»«Что изменилось?»«Запомни и повтори»«Фигуры», «Запомни и повтори» |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Развивающие упражнения |
Развитие произвольной памяти: - механической (зрительной и слуховой) - опосредованной |
9. Методика «Бусы» (А.Л. Венгер), Методика «Расставь знаки по образцу» (И.О. Домашенко), Методика «Да» и «Нет»(Н.И.Гуткина) Методика «Выбор карточки»(Ф. Хоппе) |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Развивающие упражнения |
Умение действовать по правилу, формирование функций планирования |
10.«Сделай так же»
«Лесенка» «Число-контролер»
«Змейка» «Графический диктант»
«Графический диктант» |
|
|
|
|
Индивидуальная работа |
Развивающие упражнения |
Умение контролировать и оценивать свои действия |
Итого занятий: |
33 |
- Система оценки планируемых результатов.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальныхособенностей развития и особых образовательных потребностей
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений Диагностика.
- Методика «Мордочки»
- Методика «Графический диктант»
- Методика «Узор».
Список литературы.
- Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Сполдинг Дж. Обучение через движение.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
- Матигин И.Ю. Тактильная память.
- Интернет ресурсы:
- Перейти к публикациям в сборнике для педагогов