ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Норик Мария Леонидовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Зоренька»

Ростовская область

Октябрьский район

п. Каменоломни

Программа формирования навыков самоконтроля для детей старшего дошкольного возраста

  1. Пояснительная записка.

Целью программы: формирование навыков самоконтроля.

Задачи:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
  • Создание адекватных условий для развития детей
  • Формирование навыков самоконтроля, произвольности.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка,  его возрастных и индивидуальных особенностей и проводимых в игровой форме.

  1. Планируемые результаты.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • в повседневной жизни,проявляющееся:

в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Ребенок научится:

  • ставить и удерживать цель деятельности;
  • планировать действия;
  • определять и сохранять способ действий ;
  • использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
  • осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
  • оценивать процесс и результат деятельности.
  1. Основное содержание курса.

Основное содержание занятий составляют диагностические задания, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность, направленные на развития внимания, мышления, памяти, восприятия, связной речи, воображения, формирование произвольности, положительной учебной мотивации.                                                                                                 

Программа по формированию самоконтроля у детей включает  4 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, но все задания были взаимосвязаны и при реализации программы при необходимости менялись местами.

I этап - адаптационный. Диагностика. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

II этап программы включал тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводилась упражнениям, направленным на развитие у ребенка устойчивости, переключения внимания, что предполагало, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.

III этап программы был направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дети обучались умению подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Некоторые упражнения этого раздела имеют сюжет и связаны с подражательной деятельностью.

IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять ее качество и эффективность выполнения.

 

 

  1. Тематическое планирование.

 

 

Тема занятия

Количество занятий

1 этап. Адаптационный. Психогимнастика.

1.1

Диагностика.

Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения («Качка», «Бабочка»,«Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка»,

2

1.2

Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, не напряженности («Глазки» (глазодвигательные упражнения),«Любопытная Варвара», «Лимон», «Кулачки».

3

1.3

Формирование эмоциональной сферы  («Цыганочка», «Прогоняем лень»

«Таящее мороженное»,«Солнышко и ветер»,«Цветок и дождик» )

 

 

2

1.4

Развитие сенсорной чувствительности, тактильного контакта(«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались», «Угадай на ощупь», «Сожми кулак», «Зеркало»)

3

1.5

Развитие невербальной коммуникации («Походка», «Передай предмет», «Незнайка», «Определи эмоцию», «Изобрази эмоцию»).

 

3

2 этап. Формирование произвольности психических процессов.

2.1

Развитие произвольного внимания:

-          устойчивости внимания;

-          распределения внимания;

-          переключения внимания;

-          расширение объема внимания.

2

2

2

2

2.2

Развитие произвольной памяти:

-          механической (зрительной и слуховой)

-          опосредованной

 

2

2

3 этап. Тренировка и развитие произвольности действий.

2.3

Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу

2

2.4

Формирование функций планирования

2

4 этап. Тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки.

2.5

Формирование функции самоконтроля и самооценки.

Диагностика.

4

Итого занятий:

33

  1. Календарно – тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Планируемый результат

по плану

по факту

по плану

по факту

1.    «Качка»,«Бабочка»,

«Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка»

 

 

 

.

 

Индивидуальная работа

Психотехнические упражнения

Развитие самоконтроля и произвольности

1.    «Глазки» (глазодвигательные упражнения)

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Психотехнические упражнения

Умение удерживать внимании, сосредотачиваться на одном действии

2.    «Любопытная Варвара»

 

 

 

 

Индивидуальная

Психомышечная тренировка

Саморегуляция

3.    «Лимон», «Кулачки»

 

 

 

 

Индивидуальная

Психотехнические упражнения

Саморегуляция

4.    «Цыганочка» 

«Прогоняем лень»

«Таящее мороженное»

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Психотехнические упражнения

Развитие моторной координации, снятие мышечных зажимов

«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались»,

 

 «Угадай на ощупь», «Сожми кулак», «Зеркало»

 

«Слушай и выполняй», «Потянулись – сломались»

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Психотехнические упражнения

Ориентирование в схеме тела, развитие сенсорной чувствительности

5.     «Походка», «Передай предмет»

 

«Определи эмоцию»

 

«Изобрази эмоцию».

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Психотехнические упражнения

Развитие невербальной коммуникации(мимики, пантомимики, жестикуляции

6.    «Найди такой же»,

 

«Что изменилось?»

 

«Гимнастика внимания»

 

 «Узор», «Графический диктант»

 

 « Игра с флажками»

 

«Гимнастика внимания»

 

«Узор», «Графический диктант»

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

Развитие произвольного внимания:

-    устойчивости внимания;

-    распределения внимания;

-    переключения внимания;

-    расширение объема внимания

7.    «Что на карточках?»

«Что изменилось?»

«Запомни и повтори»

«Фигуры», «Запомни и повтори»

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

Развитие произвольной памяти:

-   механической (зрительной и слуховой)

-   опосредованной

9. Методика «Бусы»

(А.Л. Венгер),

Методика «Расставь знаки по образцу» (И.О. Домашенко),

Методика «Да» и «Нет»(Н.И.Гуткина)

Методика «Выбор карточки»(Ф. Хоппе)

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

Умение действовать по правилу, формирование функций планирования

10.«Сделай так же»

 

«Лесенка»

«Число-контролер»

 

«Змейка»

 «Графический диктант»


«Змейка»

 «Графический диктант»

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

Умение контролировать и оценивать свои действия

Итого занятий:

33

  1. Система оценки планируемых результатов.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

  • дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальныхособенностей развития и особых образовательных потребностей
  • динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития
  • единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений Диагностика.
  1. Методика «Мордочки»
  2. Методика «Графический диктант»
  3. Методика «Узор».

 

Список литературы.

  1. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика.
  3. Сполдинг Дж. Обучение через движение.
  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
  5. Матигин И.Ю. Тактильная память.
  6. Интернет ресурсы:
  7. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.