ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Попова Лариса Сергеевна

ФГБОУ ВО «СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Теоретический анализ источников по проблеме позволяет отметить, что восприятие личностью на каждом этапе ее социализации зависит от жизненного замысла и его реализации. Можно отметить, что процесс восприятия личностью связан с бесконечным ростом человеческих способностей, интересов и других свойств, с постоянным развертыванием новых, ранее скрытых потенциальных характеристик, которые формируются в зависимости от уровня возрастной социализации, когда происходит направление ее дальнейшего развития.

Приступая к анализу особенностей процесса восприятия личности, необходимо отметить, в настоящее время в психологии известно, что в самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. В работе А.В. Мудрика освещено, что принято выделять основную сонализацию– детство, молодежь и вторичный – зрелость, преклонный возраст, старость. Естественно, что в первом шаге развития индивидуальность – это пассивный объект общественного воздействия, который воплощён в стандартах, принятых в этом обществе, образцах и стандартах размышления и поведения. Но А.В. Мудрик продолжает требовать того, чем его нельзя рассмотреть, индивидуальность абсолютно пассивным, который автоматически чувствует влияние агентов национализации (семьи, школы, микроокружающей среды, и т.д.). Если бы это было так, то любое общество легко наложило бы к индивидуальности стандарты размышления и поведения, поскольку это интересуется таким типом индивидуальности, кого это соответствовало бы образцам и нормам, приобретенным в обществе. С этой целью общество каждым возможным способом использует образовательную систему и генезис, средства массовой информации, религию и другие социальные институты. Тем не менее, никто не хочет «пойти на одну половицу», мир все еще различный, и поэтому интересный. Вопрос - то, что, как только человек, даже ребенок, учится постигать информацию, полученную из окружающей среды, окружающей его, он включает «родной» механизм субъективной и личной оценки в системе отношений с внешней средой. Это также становится основанием, если Вы хотите, основа, на которой есть различные типы индивидуальности .

Так, по словам Д.Б. Эльконина восприятие подростка становится «более осмысленным». Во время обучения, сначала в начальной школе, и далее в среднем связи, понимание ребенка становится большей частью анализа и дифференциации, но также и предпринимает ориентацию созданного наблюдения. В целях формирования восприятия ребенка роль учителя, который способен, чтобы осуществлять его деятельность намеренно, очень огромна. Точно покажите умственное изучение, один от продуктивных способов организации восприятия, и обучение наблюдению считают аналогией. У этих подростков, что в абсолютной стороне захватывает этот путь, есть самое полное понимание. В последствии учебной работы понимание молодых людей само передано к независимой деятельности - в контроле, который считают пониманием и направленным восприятием .

Л.С. Выготский отмечает, что при подростковой интеллектуализации восприятие возраста также продолжается. Это связано с осложнением школьного материала. Например, уроки геометрии и рисунка способствуют развитию восприятия объема в способностях учеников школы чувствовать, что косвенные признаки объектов постепенно формируются и развиваются, мысленно преобразовывая их к уровню, позволяющему определить соответственно воспринятый объект. Так, есть способности видеть разделы показателей объема, прочитать рисунок, и т.д. На основе интеллектуализации воображения восприятия и воображения включая творческий развивается. Восприятие ("я") от различных сторон, и в этом отношении развивающегося самоанализа, формированию способствуют "Я- понятия" . Как отмечает В.Н. Куницина, имеется установка чувствовать, что другие люди определенно могут быть вызваны также определенными особенностями подростка, влияния на него мнения группы и развиты в обществе стереотипов 

Продолжая анализ работ В.Н. Кунициной отметим, что с возрастом увеличиваются объем и адекватность воспринимаемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность. Восприятие может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. По словам Д.Б. Эльконина  в ранней юности восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени - осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее, что позволяет человеку строить планы на будущее .

Юношеский возраст характеризуется тенденцией к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребенка; она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления» . По мнению Д.И. Фельдштейна процесс восприятия личностью в юношеском возрасте формируется в следствие развитости потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы); становления предпосылок индивидуальности .

Л.С. Выготский отвел этапу социализации молодежи центральную роль. В юном возрасте есть открытие собственному миру мыслей, чувств и событий, которые кажутся предмету, уникальному и оригинальному. У тенденции чувствовать события как уникальные есть опасность развиваться в otgorozhennost и изоляцию на основе неправильного убеждения, что никто не будет в состоянии понять его специальный внутренний мир . И.В. Дубровина рассматривает юный возраст как определенную зрелость индивидуальности, т.е. формирование психологического генезиса и механизмов, обеспечивающих возможность роста индивидуальности теперь и в будущем .

Рассматривая личные аспекты зрелого возраста, мы остановимся на теории Э. Эрикссона, где зрелость - возраст «комиссии действий», самое полное цветение, когда человек становится идентичным себе. Э. Эрикссон не определяет понятие «взрослость». Зрелость - наиболее социально активный и продуктивный период деятельности; это - срок погашения, когда тенденция к достижению высшего уровня развития интеллекта и индивидуальности может быть выполнена .

Б. Ливехуд подчёркивал, то, что нормальная зрелая индивидуальность не индивидуальность, лишенная противоречий, и трудности, но индивидуальность, способная, чтобы чувствовать, понимают и оценивают эти противоречия, продуктивно решить их согласно наиболее распространенным целям и моральным идеалам, который проводит к новым этапам, шагам развития. Достигнув максимального уровня, восприятие взрослого остается им до старости. Но в некоторых особенно отдельных жизненных ситуациях, например, в зависимости от телесного государства, могут быть изменения восприятия (особенно в эмоциональной сфере) приводящий к проявлению чувствительности, уязвимости и в результате - к несоответствующему поведению. Но эти явления продолжаются очень по-другому в различных людях.

Процесс восприятия личностью в зрелом возрасте, Г. Олпорт считал, степенью её определения в  функциональной автономии ее мотивации, то есть если взрослый индивид превзошел ранние формы социализации и действует вполне осознанно.  Г. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется реалистичным восприятием, опытом и притязанием. Мысленно здоровые люди видят вещи такими, что они, реальны. Они не чувствуют действительности неправильным способом, не искажайте факты, чтобы понравиться к воображению и требованиям. У здоровых людей есть соответствующая квалификация и знание сферы деятельности. Они могут временно удалить на фоне личные желания и импульсы, пока важная проблема не полна. Таким образом взрослые чувствуют других людей, объекты и ситуации такой, что на самом деле; у них есть достаточно опыта и способностей иметь дело с действительностью; они ищут достижение лично значительных и реалистических целей. Поэтому согласно процессу Г. Олпорта восприятия индивидуальностью в зрелом возрасте в форме интереса к внешнему миру, сильно расширенное чувство ; теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим; чувства фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие, самопроверяя); реалистическое восприятие действительности и деятельность в действиях; самопонимание, введение внутреннего опыта в соответствующую вынесенную ситуацию и чувство юмора; «жизненные основные положения», какие заказы систематизируются опытом и смыслом отчетов к отдельным действиям .

Б. С. Братусь отмечает, что восприятие здравомыслящим человеком этого или что отношению к миру не дают его непосредственно и автоматически, но требует трудной и определенной внутренней деятельности оценки жизни, решения специальной "задачи на смысле". И, чем выше на иерархических шагах семантический аспект, исследователь рассматривает, что тяжелая работа при понимании воспринятого объекта как все более широко и область действительности не становится более бесспорной, более трудна и более трудна и опосредованна, те коммуникации и отношения, от которых связана динамическая семантическая система.

По мнению К. С. Абульхановой-Славской, наличие смысла жизни является важным критерием развития личности и определяется как способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «Я», своей личности. «Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл».

Подводя итоги всему вышесказанному отметим, социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности и т.п. в рамках общественно-природоохранного подхода социализация предполагает собою непростой процесс: с одной стороны, человек стремительно реструктурирует собственную многоуровневую актуальную сферу, а с иной – непосредственно ощущает влияние абсолютно всех компонентов данной сферы и связей между ними. Вместе с тем социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.

Благодаря социализации человек привлекается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация - длительный и многоактных процесс. Ведь общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. Вместе течение жизни многократно меняются человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, социальной жизни уверенно. При этом социализация – важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования, преемственности его развития. Таким образом, социализация является двухсторонним процессом, заключающимся в усвоении социальных норм, ролей, ценностей, знаний, системы социальных отношений, и предполагающим активное участие личности в освоении, воспроизводстве и преобразовании данных отношений со средой. Критериями социализации личности могут выступать различные образование (социальная адаптированность, личностная зрелость, эффекты самоопределения, самоактуализация), которые будут значимыми на том или ином возрастном этапе, а также направленность личности

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. При взрослении у человека оформляется и изменяется система ценностей, он приспосабливается к изменениям жизненного цикла, перемещается в социальной структуре общества. Ребенок занимает достаточно скромное положение в обществе. Он не может оказывать влияние на социальные институты, управление общества. Постепенно, с приобретением жизненного опыт ребенок превращается во взрослого человека и занимает свою нишу, свое место в общественной системе. К концу жизни, став слабым, нуждаясь в помощи и поддержке более молодых людей и должен опять привыкать к тем новым качествам, которые несет с собой возраст. Социализация формирует у человека набор черт, которые во много определяют способность человека проявлять социальную смелость при социальных контактах. Социально смелый человек более открыт для общества, нацелен на новые контакты и легче справляется с различными нестандартными ситуациями. В настоящее время социализация рассматривается как комплексный и многоаспектный процесс, к которому могут быть применены разные подходы в зависимости от исследовательских задач.

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.