Гревцова Марина Сергеевна
воспитатель
Андриенко Валентина Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №8 «Огонёк»
Краснодарский край город Анапа станица Благовещенская
Заметно увеличилось в последние годы количество малышей, имеющих нарушение речи. Оно преодолевается как педагогическими способами, включающими особое обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Очень важно предупредить такие нарушения, провести профилактическую работу. Для этого употребляются различные способы.
Один из методов развития речи дошкольников — постоянное внедрение средств музыкального воспитания. Связь музыки и речи очень сильна. Музыкальные звуки так же, как речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки почти во всем сходна с выразительностью речи. Музыка — тоже самое как и речь имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние с помощью интонации, так и музыка может выражать настроение, характер. Внедрение музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие, вот поэтому сочетание работы над речью малышей и развитием музыкальных способностей вполне актуально. [4]
Пение — это тот вид музыкальной деятельности, в каком работа над речью проходит более продуктивно. В пении дети проявляют активность, желание напевать, испытывают радость от коллективного хорового пения. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, голос, чувство ритма, темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает избавиться от некоторых недостатков: непонятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. [2]
Обучая детей пению, можно использовать несколько моментов — постановка голоса, работа над дикцией, работа над органами дыхания. В работе над дикцией можно проговаривать текст одними губками в различных темпах, начиная неторопливо. Это дает возможность детям следить за положением губ и быстрее запоминать и воссоздавать текст и мелодию песни. В работе над органами дыхания принципиально использовать показ или жест, позволяющий в нужное время брать дыхание. В ходе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях очень полезно использовать распевки, их легкая мелодия позволяет обращать внимание включая на интонационную точность исполнения, на правильное и выразительное произношение звуков.
Музыкальная ритмика также оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Ребенку с нарушением речи присутствие определенных двигательных навыков помогает легче передать характер музыки в движении, чем обрисовать его словами.
На занятиях необходимо постоянно использовать упражнения для развития маленькой моторики и кистей рук — пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена издавна, так при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в различной ступени общая моторная недостаточность, и также недостаток в развитии движений пальцев рук.
Еще один вид музыкальной деятельности, который нужно использовать на музыкальных занятиях — это обучение игре на детских музыкальных инструментах. Он является одним из наинтереснейших видов деятельности для ребят из-за способности проявления самостоятельности, активности, творчества, преодоления излишней робости, скованности малыша. Овладевая умениями играть на инструментах, дошкольники используют собственный слух. Развитие слуха играет большую роль при активизации речи малыша, поскольку научно подтверждено функциональное единство речи и слуха. Вот поэтому, начиная с младшего возраста, необходимо побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сопоставлять их, распознавать по высоте. [1]
Логоритмические упражнения — очередная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений методом развития, воспитания и корректировки у малышей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Постоянное внедрение логоритмических упражнений содействует развитию четкого произношения доступных по состоянию возраста звуков, обогащению словаря детей, лучшему развитию речи, музыкальности, сформировывает положительный чувственный настрой, учит общению с ровесниками. Используя картотеку разнообразных игр, потешек, мы готовим дошкольников к правильному, интонационно выразительному произношению в повседневной жизни, что является полезным для развития сценической речи и своих мыслей. [3]
Обязательно помнить о возрастных и личных, индивидуальных особенностях.
Музыкальное развитие детей помогают исполнять прекрасные программы: А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» — программа по развитию ритмической пластики, К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко программа «Гармония», М.И. Радынова «Музыкальное развитие детей». В наше время очень много программ, помогающих музыкальному руководителю в достижении определённых целей и задач.
Под воздействием музыки, музыкальных упражнений и игр дети прекрасно развиваются. Главное, чтобы рядом были друзья.
Список литературы:
- «Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада» В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина — Просвещение, 1993.
- «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Г.А.Тумакова — Просвещение, 1991.
- «Музыка-малышам» В.А.Петрова — Мозаика-синтез, 2001.
- «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой — Москва-синтез, 2019.