Мищенко Ольга Алексеевна
Учитель – логопед
КГОБУ Гражданская КШИ
Приморский край Анучинский район с. Гражданка
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Так как школы и детские сады переходят на работу по ФГОСам, то одним из важных механизмов требований стандарта являются планируемые результаты. К числу планируемых результатов относятся универсальные учебные действия. УУД формируются в комплексе на всех уроках и занятиях по внеурочной деятельности, значит, логопедические занятия являются звеном этой цепочки. При посещении логопедических занятий можно увидеть, что УУД носят надпредметный характер, обеспечивают преемственность в работе логопеда и учителя начальных классов. На логопедических занятиях развивают все виды УУД. Например Личностные УУД - формируется учебная мотивация, положительное отношение к школе и к занятиям через игровую деятельность, применение ИКТ, которая является одной из ведущих в коррекционной работе. Основные этапы деятельности на логопедических занятиях - принятие и сохранение задачи, планирование, контроль, оценка, а это формирование регулятивных УД. Они просто необходимы на этапе автоматизации звуков, когда обучающийся должен контролировать положение языка при произношении звуков в слогах, словах, а особенно в спонтанной речи. Сознательно поправлять неправильно сказанные слова и оценивать свою речь, признавая ошибки. Познавательные УУД - включают решение проблемных заданий, моделирование. Например слоговые схемы-слияния соотносят схему и звук или слог в дальнейшем предупреждают ошибки в письменной речи. (дисграфия на фоне несформированного звукового анализа и синтеза). Используются схемы предложений. Сравнение и классификация присутствуют на каждом логопедическом занятии по развитию речи. Невозможно представить логопедическое занятие без общения, что относится к коммуникативным УУД. Они формируются через работу в группе, в паре, принятие на себя различных ролей ученика или учителя . Ребята учатся вести диалог, строят высказывания тем самым развивается их речь, как на уроках в начальной школе, так и на занятиях с логопедом. Иногда на занятии дети могут показывать друг другу артикуляционный уклад звуков и сами же исправляют ошибки, оценивают свою деятельность. Логопед в связи с переходом на ФГОС должен строить процесс обучения, включая деятельностный компонент содержания образования, как и учитель начальных классов.
Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи:
- развивать внимание, память, мышление ребенка;
2.развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т. д.;
3.воспитывать ребенка в процессе обучения;
- коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
5.формирование предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ;
6.развитие коммуникативных умений.
В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с результатами. Часть обследования они проводят вместе (проверяют технику качества чтения во 2-4 классах и т.д.).
Кроме того, на данном этапе проводятся следующие мероприятия:
- совместное проведение родительских собраний;
- участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;
- консультации логопеда для учителей. Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы по русскому языку и чтению. С этой целью логопед обращается к учителям начальных классов с просьбой познакомить его с действующими в школе программами.
(слайд 5)В школе есть классы занимающиеся по программе УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой и занимающиеся по программе «Школа России». Учителя первых классов по просьбе логопеда провела сравнительный анализ и я выделила несколько особенностей, которые отличают эти две программы в первом классе и которые должен знать логопед при осуществлении коррекционной работы.
Результат консультации можно занести в таблицу.
Традиционная программа («Азбука» В.Г. Горецкого) |
УМК под ред. Н.Ф.Виноградовой «Школа XXI века» |
1) Во время добукварного периода речь делится на предложения, предложения - на слова, слова на слоги, затем проводится звуковой анализ каждого слога. Все сопровождается схемами.
2)При составлении схем, сопровождающих звуко-буквенный анализ и при обучении чтению существуют понятие «слог-слияние» (ло, на, ру и т.д.) и схема, его обозначающая ( ).
3)Букварный период длится 14 недель, порядок изучения букв следующий: - гласные а, о, и, у, ы, - частоупотребимые согласные н,т,к,с,л,р,в, - гласные второго ряда е,я,ё,ю и гласная э вместе с оставшимися согласными буквами, ь и ъ знаками. Дается название буквы (« эн», «ша», «ка» и т.д.).
4) Письменные буквы изучаются сразу, параллельно с изучением печатных букв. |
1) Во время добукварного периода понятию «предложение» уделяется меньше времени, схема предложения не составляется, предложение практически сразу делится на слова, схема предложения составляется уже в таком виде. 2)Понятие «слог-слияние» отсутствует. При выполнении звуко-буквенного анализа каждый звук обозначается квадратом-фишкой определенного цвета: - на начальных этапах – каждый звук- желтая фишка; - по мере изучения гласных и согласных звуков обозначения вводятся аналогично традиционной программе за исключением слияния: -красная фишка – гласный звук, -синяя фишка – согласный твердый звук, -зеленая фишка – согласный мягкий звук. 3) Букварный период длится 16 недель, порядок изучения букв следующий: - гласные буквы парами (а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и), - сонорные звуки ( м,н,р,л,й), - парные звонкие и глухие согласные (г-к, с-з, т-д, б-п, в-ф, ж-ш), - шипящие и аффрикаты (ч, щ, х, ц), - ь,ъ. Название буквы на первых этапах обучения грамоте дается в ознакомительном плане. 4) В течение первого полугодия письменные буквы не изучаются, дети пишут печатными буквами. |
Зная эти особенности, логопед может сделать коррекционную работу доступной для детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда.
В течение учебного года взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости.
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.
В школе выработан единый логопедический режим:
На уроках проводится специальная работа, направленная на полноценное восприятие учащимися учебного материала и слов учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильного оформления речи.
Каждый учитель, зная речевые нарушения учащихся своего класса, планирует и осуществляет индивидуально и дифференцированно коррекционную работу.
Неторопливая, спокойная по тону, богатая выразительными средствами, безукоризненная с грамматической стороны речь учителя – образец речи учащихся (не допускаются в речи неправильно построенные предложения и обороты, слова-паразиты).
Ежедневно проводятся с учащимися логопедические зарядки, минутки по развитию артикуляционной моторики (на 15-ой, 30-ой минутах урока, по воспитанию общих речевых навыков, дикции, темпа, ритма).
Каждый учитель на уроке грамотно оформляет все виды записей
( на классной доске, карточках, в тетрадях), пишет каллиграфически правильным разборчивым почерком.
- Систематически проводится работа по обогащению словарного запаса учащихся. Проверяется усвоение их значения и правильное употребление в речи.
- Учитель добивается исправления недостатков произношения, исправления неправильных ответов, формируя у детей навыки самоконтроля за собственной речью (правильным произношением поставленных звуков) повышая культуру устной разговорной речи, соблюдая при этом необходимый такт.
- Учитель максимально активизирует речь учащихся, предъявляя следующие требования:
- содержательность речи (знание материала)
- логичность (последовательность, чёткость построения предложений);
- точность (выбор наиболее подходящих к содержанию языковых средств);
- выразительность (умение интонационно, выразительно, передать мысль);
- ясность;
- чистота речи (отсутствие лишних слов);
- правильность (соответствие литературным нормам языка).
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями.
Учитель–логопед школы подготовил для учителей памятки-таблицы,
поэтому педагоги умеют отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики, и памятки - рекомендации для самого учителя. Учителя также знают, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, который занимается в этот период у логопеда. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Таблица – памятка для учителя.
N |
Логопатические ошибки |
Примеры |
|
I Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия. |
|||
1 |
Пропуски букв и слогов |
«кродил» (крокодил), |
|
2 |
Перестановки букв и слогов |
«онко»(окно), «звял»(взял), |
|
3 |
Недописывание букв и слогов |
«красны»(красный), «набухл»(набухли). |
|
4 |
Наращивание слов лишними буквами и слогами |
«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), |
|
5 |
Искажение слова |
«хабаб»(храбрый), «чуки» (щёки), «спеки»(с пенька), |
|
6 |
Слитное написание слов и их произвольное деление |
«нас тупила»(наступила), «у стала»(устала). |
|
7 |
Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений
|
«Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром» |
|
8 |
Замена одной буквы на другую |
«зуки»(жуки), «тёльпан»(тюльпан), |
|
9 |
Нарушение смягчения согласных |
«васелки»(васильки), «смали» (смяли), |
|
II.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. |
|||
1 |
Аграмматизм |
«Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. |
|
2 |
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок |
«вкармане», «при летела», «подороге», «в зела»(взяла), |
|
Ошибки считаются логопатическими, если они не единичные, а стойкие.(!) |
|||
Чем может помочь учитель?
- режим благоприятствования
- отказ от проверок ребенка на скорость чтения.
- нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Единые требования к ребенку:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
Рекомендации логопеда учителю
- Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
- При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
- Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
- Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
- Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,
- Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
- Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.
Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Очень много предметных умений, которые развивают и учитель и логопед (развитие фонематического слуха, словообразование, грамматического строя речи , связной речи) Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе ,которую проводит учитель начальных классов. Работая в одном направлении по развитию речевых умений и учитель и логопед видят личностный рост ребёнка. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.
Единые требования к занятиям с учениками-логопатами
На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:
1.всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
- обучение должно носить воспитывающий характер;
- учитывать возрастные особенности детей;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
5.предъявлять программные требования с учетом возможных
6.специфических (речевых) ошибок;
7.учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
8.добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
9.широко использовать наглядность, игровые приемы.
Таким образом, можно сделать вывод:
качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.
Приложения
Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения
Вот некоторые приемы и упражнения.
- Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.
- Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.
- На что похожи звуки?
- Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).
- Шутки-чистоговорки.
Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар; ла-ал-ал — темный подвал; ли-ри-ли — купили сухари; ри-ли-ли — улицу мели; ле-ре-ре — метель в декабре; ер-ре-ле — катались на осле.
- — Послушайте предложения и запомните.
Суп надо солить. На пол не надо сорить.
А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь. Суп надо... На пол не надо...
Так же прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.
- Игра «Не торопись, подумай, что не так».
Серый вол (волк) голодный в лесу ходит злой, голодный.
У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.
- Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
Предложение.
- Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.
- Выделите предложение с определенным количеством слов из текста.
- Поднимите карточку (табличку) — цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения.
- Покажите схему предложения, соответствующую этому предложению.
Слово.
- Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных.
А ...А, У ...А
- Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.
- Вставьте нужный слог. (Ка...даш, ...рандаш.)
- Изменяя один звук слова, составьте цепочки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сор, сом.)
- Составьте слова из букв одного слова. (Машина — шина, Маша, ниша.)
- Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова.
Па-р, па —рк, па — ром, па — руса
- Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков (слогов) в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Выделение из предложения, рассказа слова с заданным звуком.
- Игра «Лото» («Определите первый звук в слове»). Учащимся раздаются карточки с предметными картинками, их названия начинаются с различных звуков. У детей фишки с буквами. Необходимо закрыть фишкой то слово, которое начинается с этой буквы. Побеждает тот, кто правильно закрыл фишками все карточки. Можно изменить задание (звук на конце слова, в середине).
- Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.
- Измените слова по образцу. Листья клена — кленовые листья. Улицы города — ...
Лист капусты — ...
- Подставьте по очереди слова в предложение.
Я налью молоко в стакан из... (миска, бидон, кувшин, графин).
- Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков.
- Составьте предложение, меняя одно слово или добавляя.
На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая, стройная ель. На широкой поляне стоит высокая, стройная ель и т.д.
- Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
- Найдите неправильно написанную букву (о, с, а, э, е).
- Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)
- Прочитайте слоги так, чтобы получилось слово
бе ли над мо цикл по жа мо пись то ло ба жу са жа си ня
- Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой.
Кот — кол, мука — муха, следы — слезы и т.д.
- Наращивание слов. То-сто-стол— столб-столбик
- «Буксир». Дети следят за чтением учителя, читающего в разном темпе.
- «Эхо». Ученики читают вслед за учителем.
- «Жужжащее чтение». Чтение одновременно с учителем.
Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.
Упражнение 2.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о.
Упражнение 3.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!
Упражнение 4.
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.
Упражнение 5.
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.
Упражнение 6.
Игра «Отгадай слово»
Можно придумать различные варианты игры. Например: детям предлагается условное изображение яйца. Внутри него расположены различные предметы. Узнать кто вылупится из яйца можно, если выделить из названий предметов первый звук –
СЛОН – второй звук – третий звук – |
С
|
*Составить слово из первых звуков названных слов.
Упражнение 7.
Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания).
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.
Упражнение 8.
Игра «Оркестр» (развитие активного внимания).
Выбирается ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего - услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.
Упражнение 9.
Графический диктант. Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.
Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так:
«- сс с сс з».
Упражнение 10.
Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:
Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)
Упражнение 11.
Игра «Внимательные глазки».
Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи! ( Речка.)
Игры со звуками
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …
Вставьте в слово после первого звука Л:
Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,
Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …
Вставить в слово после первого звука Р:
Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,
сок - …, койка - …, мак - …
«Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:
Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,
зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …
«Кто больше?»
Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.
Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине – миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.
Аналогично можно играть и с другими звуками.
«Чем отличаются слова»
Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.
«Придумай словечко»
Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)
«Строители»
Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.
Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а» à БАРАНКА.
Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ à «к», «о», «т».
Деление слов на слоги
«Прошагай слово»
Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.
«Волшебники»
Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.
Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога à КОТИК,
измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог à ЛИСТ.
«Собери слово»
Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.
Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА
«Найди слог»
Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.
«Ударный слог»
Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.
КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ
Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.
один олень - … - …: один щенок - … - …:
одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:
одна доска - … - …: один львенок - … - ….
Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.
олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …
аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:
алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …
Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.
Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня
Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.
фартук краска струйка
пальма костер кольцо стакан
верблюд журнал ветер шляпа
журавль портфель окно лодка фонтан
Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.
Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:
кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба
Упражнение 6.Составьте предложения из слов.
Бежал, широкой, по, улице.
Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.
В, с, театр, дети, учителем, поехали.
Старой, под, грелась, рысь, сосной.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
Задание 1. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.
|
||||||
КА |
ми |
та |
ЗЯ |
СУ |
ву |
ДО |
фи |
РЫ |
па |
ШО |
ЛА |
су |
ты |
бо |
де |
ри |
ЖУ |
дэ |
ха |
ку |
не |
КИ |
ку |
ПИ |
ма |
ча |
вы |
ДО |
де |
не |
ГО |
ЛО |
пи |
су |
ШИ |
МО |
му |
ТЕ |
ки |
ра |
ЦЕ |
зи |
ПЕ |
фы |
ЦУ |
се |
ха |
бо |
Задание 2. Прочитай зашифрованную в клетках загадку, следуя по указанному маршруту. Отгадай ее.
Ч |
• • Ё |
Р |
В |
Я |
Н |
Н |
0 |
А |
Ш |
Й |
Ы |
Н |
Е |
Р |
Е |
Д |
Й |
Б |
К |
И |
В |
А |
Ш |
К |
А |
В |
Р |
У |
Е |
|
|||||||||
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
Задание 3. Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА
Таблица букв
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение:
1) в таблицах найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву, прочитай шепотом полученное слово;
2) найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.
Таблица !.
* 1 |
ж 2 |
л 3 |
е 4 |
м 5 |
в 6 |
|||
р 7 |
г 8 |
я 9 |
У 10 |
3 11 |
10 12 |
|||
е 13 |
Ц 14 |
б 15 |
ч 16 |
ъ 17 |
д 18 |
|||
0 19 |
и 20 |
9 21 |
н 22 |
Ф 23 |
с 24 |
|||
ш 25 |
т 26 |
Щ 27 |
к 28 |
ы 29 |
ь 30 |
|||
э 31 |
п 32 |
а 33 |
й 34 |
X 35 |
! 36 |
|||
Таблица 2. |
||||||||
с 1 |
Ф 2 |
н 3 |
и 4 |
о 5 |
* 6 |
|||
э 7 |
п 8 |
А 9 |
й 10 |
X 11 |
б 12 |
|||
ж 13 |
л 14 |
! 15 |
е 16 |
м 17 |
В 18 |
|||
Р 19 |
г 20 |
я 21 |
У 22 |
3 23 |
ю 24 |
|||
ш 25 |
т 26 |
Щ 27 |
к 28 |
ы 29 |
ь 30 |
|||
? 31 |
ё 32 |
ц 33 |
ч 34 |
ъ 35 |
д 36 |
|||
Расшифруй фразу:
таблица 1: 20, 6, 25, 10, 26, 28, 10, 20, 6, 24, 4, 7, 30, 13,11.
таблица.2: 4, 18, 25, 22, 26, 28, 22, 4, 18, 1, 16, 19, 30, 32, 23.
Составь слова по таблице букв:
Т. 1 (веселый) — 6, 4, 24, 13, 3, 29, 34.
Т. 2 (смешной) — 1, 17, 16, 25, 3, 5, 10.
Корректурная проба
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу.
Зачеркни букву м, прочти полученную фразу:
м |
м |
и |
м |
м |
в |
м |
ш |
У |
т |
к |
у |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
и |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
в |
с |
е |
Р |
ь |
ё |
3 |
м |
м |
м |
м |
м |
м |
Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением)
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса, чувства ритма.
Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение.
Басик, басик, мро лудачйк?
Ку рид фо сато курачик,
Мок фасотки сто курачик,
При ли мосик — залудачик.
Подсчитай, возьми, сложи
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Выполнение: назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку); запиши ее, прочитай полученное слово. (ОЛЕНЬ)
газель
бегемот кукла заяц хлеб белка ель
3 5 1 3 3 3
бегемот
бабочка петух книга обезьяна мышь волк кот
1 2 4 3 1 2 3
мартышки
морковь шар грибы утка рыба машина кружка флажки
1 2 2 2 2 3 1 3
лягушки
телевизор яблоко груша лук шарф белка лиса
3 1 1 2 1 4 2
Поставь по порядку
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.
Выполнение:
1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;
2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку.
Составь из букв названия овощей.
кровомь (морковь)
суткапа (капуста)
кул (лук)
ероцуг (огурец)
дропоми (помидор)
славек (свекла)
вытак (тыква)
чакокаб (кабачок)