Перминова Кристина Александровна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №146 г. Иркутск
uород Иркутск
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игрушки и пособия»
Актуальность. Фундаментом умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое формирует чувственный опыта ребёнка, его представления о свойствах и качествах предметов.
У детей, которые пришли к нам в этом учебном году, отмечалась пассивность в играх с предметами разной формы, размера – дети, в основном раскладывали, перекладывали предметы безрезультатно; словами, обозначающими название форм, размеров, цвета не пользовались, что, безусловно, вызвало нашу озабоченность и потребовало совместных усилий педагогов и родителей.
В сенсорном воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактические пособия и игрушки являются ведущими средствами обучения.
Нами была поставлена следующая цель: формировать первичные представления о сенсорных эталонах (форме, цвете, размере, материале предметов) через дидактические игры и пособия.
Исходя из этого мы поставили следующие задачи:
- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, осязательного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Нами был разработан перспективный план работы с детьми и родителями воспитанников, подобраны конспекты занятий и игр.
Практическая работа началась с обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы. Был подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук. Все пособия разместили так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к ним, обеспечили сменяемость игр и игрушек.
Работу с детьми начали со знакомства с формой и цветом предметов. В этом нам помогли: пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, развивающий дом.
Внимание детей младшего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. Поэтому мы проводили с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий». Знакомили с цветом предметов с помощью муляжей «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозаики разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.
Эффективным средством сенсорного воспитания считаем игры с логическими блоками Дьенеша, которые представляют собой набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером. Занятия «обыгрываем» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаем самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру: 9 слайд
- Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.
- «Сортируем по признаку». Выкладываем на стол все блоки и просим отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
- «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
- Перед детьми выкладываем три детали и предлагаем считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, убираем одну из фигур. Произносим считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» попросить открыть глаза, затем спросить: «Какую «конфетку» съел Мишка?»
Вышеперечисленные игры проводим на занятиях, а также в свободной игре детей.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме нам помогает использование разнообразных форм работы, с родителями, которые представлены на слайде (формы можно не читать):
- Наглядная информация в родительском уголке «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?», «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома».
- Консультация «Развитие сенсорного восприятия».
- Беседа «Какие игры нужны дома для сенсорного развития».
- Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей через дидактические игрушки и пособия».
- Памятка «Сенсорное развитие»
Работа в данном направлении показала положительную динамику сенсорного развития у детей младшего возраста.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры и с их помощью можно добиться высоких результатов в работе с детьми.