ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Попович Анастасия Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ ЦО№6

Г.Белгород

Эффективные формы, методы и приёмы формирования познавательного интереса у младшего школьника во внеклассной работе по математике.

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

 

В статье раскрыто понятие «познавательный интерес», которое представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Как известно стойкий познавательный интерес развивается при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Поскольку предмет «Математика» является остаточно сложным, то именно во внеклассной работе учитель может показать изучаемый материал в интересной, познавательной форме. Все это будет способствовать возникновению и проявлению у них познавательных интересов, и творческой самодеятельности.

Ключевые слова: начальная школа, интерес, познавательный интерес, внеклассная работа

В современных психолого-педагогических исследованиях одной из ведущих проблем является проблема развития познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе. Именно от уровня развитости познавательного интереса школьников зависит эффективность учебного процесса, т.к. интерес выступает как мотив познавательной деятельности. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Современное образование все больше делает акцент на личности ребенка, на внутренних процессах, которые вызваны у него собственной деятельностью, общением и определенными педагогическими влияниями. Познавательный интерес является важным аспектом в развитии личности,ценным мотивом деятельности, при этом познавательный интерес в некоторых условиях может стать чертой личности, проявляющейся в инициативности и любознательности ребенка. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием интеллекта детей. Исходя из этого необходимо не столько опираться на личные интересы ребенка, чтобы добиться эффективного усвоения и применения знаний на практике, сколько активно развивать интересы в процессе разных видов работы: классной, внеклассной, внешкольной.

Развитие познавательного интереса можно рассматривать как многостепенный процесс адаптации, развития личности ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно осуществлять работу по формированию познавательного интереса у младшего школьника, в том числе во внеклассной работе по математике, используя различные формы, методы и приемы работы.

Формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста осуществляется по трем направлениям (см. рис. 1.3):

Рис. 1.3. Направления формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

 

Рассматривая первое направление – формирование познавательного интереса как средства обучения, необходимо отметить, что познавательный интерес выступает в качестве эффективного инструмента учителя, позволяющего ему сделать учебный процесс наиболее интересным через акцентирование на моменты в обучении, привлекающие непроизвольное внимание учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. Использование занимательного учебного материала помогает донести до учеников научные знания в доступной форме, а также повышает эмоциональное отношение к предмету познания. Однако это не означает, что обучение должно включать только интересный для школьников материал, познание – это сложный во всех отношениях процесс, поэтому перед учителем стоит задача – не развлекать учащихся, а облегчить процесс познания, сделать его привлекательным для школьников.

Формирование познавательного интереса как мотива учебной деятельности – второе направление, характерным для которого является наличие мотива, включающего в себя ориентацию учащихся на процесс овладениями новыми знаниями, представляющего собой существенное проявление естественной внутренней потребности, т.е. дети стремятся познавать окружающий мир, решая при этом цель, связанную с формированием к нему определенного отношения, приравнивая его к своим понятиям и тенденциям. Следовательно, познавательный интерес, являясь мотивом обучения, совмещает план «знаемых» и «реальных» мотивов, обеспечивая при этом преодоление трудностей детей в учебной деятельности, вызывая познавательную активность и инициативу. Сформированный у младших школьников познавательный интерес, как мотив деятельности, формирует у них достаточную внутреннюю мотивацию, что оказывает положительное внимания на процессе формирования самостоятельности и позиции человека в любом коллективе. Н.В. Осипова отмечает: «Нет мотивации – нет действий, вот почему сильная и устойчивая само мотивация – залог любой успешной деятельности во взрослой жизни» (Осипова, 2010, 9).

Третьим направление является формирование познавательного интереса как устойчивой черты личности: легче учить детей, которые хотят обучаться, т.е. активных, отзывчивых, «жадных» до знаний; инертный школьник, которые характеризуются малоподвижностью мыслительных процессов, глухой эмоциональностью к новой информации, представляет затруднения для учителя. Поэтому формирование познавательного интереса как черты личности играет особую значимость, следствием которой будет любознательность, пытливость, заинтересованность (Осипова, 2010).

Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Связано это с тем, что полученные на уроках математики знания, умения и навыки, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при целенаправленной организованной внеклассной работе, представляющей собой неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса.

Можно выделить три вида внеклассной работы (см. рис. 1.4):

Рис. 1.4. Виды внеклассной работы

 

Ключевая цель первого вида внеклассной работы состоит в устранении пробелов и предупреждении неуспеваемости у учащихся.

Второй вид внеклассной работы по математике может решать разнообразные цели, что зависит от интересов детей: развивать и углублять знания по программному материалу, прививать навыки исследовательской работы; воспитывать культуры математического мышления, развивать представления о практическом применении математики и др.

Третий вид внеклассной работы может решать схожие задачи, но главным моментом является развитие интереса к математике при учете возможностей группы учеников.

Организуя внеклассную работу по математике, необходимо понимать ее специфику:

  • учет при проведении внеклассных занятий запросов отдельной группы обучающихся, индивидуальных наклонностей каждого ребенка;
  • разнообразие форм проведения внеклассной работы;
  • организация внеклассных занятий на добровольной основе;
  • проявление интереса у учащихся к конкретным видам занятий, которые предусмотрены планом внеклассной работы (Труднев, 1975).

Можно выделить несколько форм внеклассной работы (см. рис. 1.5):

Рис. 1.5. Формы внеклассной работы

 

А.Ю. Комиссарова наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике считает регулярные математические кружки, факультативы, олимпиады, а также виды мероприятий, проводимые время от времени: КВН, инсценированные задачи, викторины, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, выполнение творческих заданий и др. По мнению автора, предметной неделе отводится особое место во внеклассной работе по математике. Предметная неделя по математике представляет собой комплексную форму работы по предмету, которая дает возможность проявить себя любому ученику, не делая акцент на его успеваемости. На этой неделе учителя разных предметов, классные руководители плодотворно сотрудничают. Основная цель недели математики заключается в развитии познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Решаются следующие задачи: создание условий для того, чтобы проявить и развивать индивидуальные творческие и интеллектуальные способности у каждого учащегося; организация плодотворного взаимодействия при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержание у учащихся состояния активной заинтересованности в усвоении новых, более глубоких знаний по математике.

 Цель и содержание предметной недели органически включаются в учебно-воспитательный процесс, продолжая при этом основную учебную работу на уроке. Мероприятия, предлагаемые ученикам на предметной неделе, должны отличаться актуальностью, т.е. необходимо решать задачи, которые поставлены перед участниками недели (педагогами и учащимися); включать интересную информацию и эмоционально окрашенную деятельность, которые обеспечивают активное восприятие происходящего; соответствовать возрасту, интересам, потребностям детей; создавать условия для сплочения школьного коллектива, воспитания чувства гордости за свою школу.

Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения. Подготовительный период не должен быть слишком длительным. Важно, чтобы время использовалось учащимися и учителями эффективно, а также активность, самоуправление, самоорганизация учеников была организована на максимально возможном уровне. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность от проведенных мероприятий (Комиссарова, 2014).

В исследовании Е.С. Ананьевой, Я. Сида, А.П. Тарасовой отмечает, что одной из форм внеурочной деятельности по предмету являются предметные недели. Они вводятся в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета. При обучении математике предметная неделя является одним из способов привлечения учащихся всего класса к творческой деятельности, независимо от успеваемости и таланта, так как здесь необходима групповая работа, и разносторонние способности.

Неделя математики проводится с целью активизации внеклассной деятельности учащихся. Разнообразные формы проведения этого мероприятия способствуют формированию и развитию мотивации, поддерживают у учеников интерес к предмету, желание заниматься дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.

Неделя математики – это мероприятие, направленное на работу с учащимися, которое способствует развитию познавательного интереса к предмету и интеллектуального развития младших школьников. В течение недели ученикам можно предложить поучаствовать в различных конкурсах, викторинах, играх.

Велико значение внеклассной работы для развития математических способностей младшего школьника. Проведение недели математики создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Изучая новые понятия, связанные с историей развития математики, и знакомя, детей с новыми терминами вызывающих большой интерес у детей к изучению математики (Ананьева, Сида, Тарасова, 2013).

С точки зрения А.Е. Логачева, большая роль в формировании познавательного интереса у младших школьников отводится такой форме внеклассной работы как математическая игра. Игра заметно влияет на деятельность школьников. Игровой мотив представляет собой подкрепление познавательного мотива, способствуя повышению активности мыслительной деятельности, концентрации внимания, настойчивости, работоспособности, интереса, создавая условия для того, чтобы возникла радость успеха, удовлетворенность и чувство коллективизма.

Ключевая цель использования математической игры состоит в развитии устойчивого познавательного интереса у младших школьников посредством разнообразных математических игр. Включение математической игры в систему внеклассной работы способствует формированию у учащихся интереса к предмету, приобретению новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний (Логачев, 2014).

А.Е. Логачев выделяет следующие функции математической игры:

«1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

  1. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
  2. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
  3. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
  4. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения» (Логачев, 2014, 2).

Типизация математических игр может быть следующей (см. рис. 1.6):

 

Рис. 1.6. Типизация математических игр

 

В процессе разработки математической игры необходимо предусмотреть более легкие варианты игры для слабых учеников и наоборот сложные варианты – для сильных. Для слабых учащихся можно разработать игры, в которых основная цель – не думать, а использовать смекалку. Это будет способствовать привлечению большего количества школьников к посещению внеклассных занятий по математике, содействуя при этом развитию у них познавательного интереса. Разработка математических игр должны осуществляться в соответствии с предметов и его материалов. Игры должны быть разнообразными, что позволит повысить эффективность внеклассной работы по математике, а также послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний (Логачев, 2014).

З.М. Финько, Т.П. Яковлева отмечают, что интерес у младших школьников развивается посредством положительных эмоций эмоции по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам реализации. Вызвать положительные эмоции у учеников во внеклассной работе можно при использовании сочетания разнообразных ситуаций и приемов.

Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности. По мнению Г.И. Щукиной, занимательность рассматривается как «средство привлечения интереса к предмету, стремление углубиться в сущность познаваемого» (Щукина, 1988, 69). Поэтому рекомендуется использовать ситуации занимательности. Назначение занимательности в процессе обучения математике определяется достаточно широко: «первоначальный толчок к познавательному процессу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности; опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных моментов, разделов, учебных курсов; своеобразная разрядка напряженной ситуации, обстановки в обучении, то есть средство переключения эмоций, внимания, памяти; средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизация их внимания и волевых усилий» (Финьков, Яковлева, 2015, 63).

Создание ситуации занимательности включает в себя использование во внеклассной работе занимательных примеров и аналогий, парадоксальных фактов, отрывков из художественной литературы.

Учителями осуществляется подбор специальных примеров, фактов, иллюстраций, вызывающих особый интерес, опубликованных в печати, сообщающихся по радио и телевидению. В данном случае учащиеся значительно ярче и глубже способны к осознанию важности изучаемых вопросов. Частым явлением выступает самостоятельный подбор учащимися подобных примеров.

Эмоциональные переживания вызываются путем использования приема удивления, который необычность приводимого факта, грандиозность цифр из истории математики или свидетельствующих о небывалом научно-техническом прогрессе. В рамках внеклассного занятия рекомендуется постановка сценки или математического представления.

Создание ситуации новизны и актуальности заключается «в приближении содержания решаемых задач к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, к явлениям общественно-политической, внутренней и международной жизни, применение регионального компонента в обучении математике, и вообще, различные сведения, с которыми учащиеся до данного момента еще не были знакомы или знакомы хорошо и с удовольствием будут разбираться в житейских ситуациях» (Финьков, Яковлева, 2015, 65).

Методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, основой которого выступает создание игровых ситуаций в учебном процессе. Сущность такой игры состоит в важности самого процесса игры, переживаний, связанных с игровыми действиями, а не с полученным ее результатом. Дидактическая игра обучающего характера сближает познавательную деятельность ученика с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе (Финьков, Яковлева, 2015).

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.

Считаем целесообразным проанализировать содержание  ФГОС НОО, реализуемый в  настоящее время в образовательных организациях (ФГОС НОО, 2009), и ФГОС НОО, который вступит в силу с сентября 2022 года (ФГОС НОО, 2021), в рамках нашего исследования, т.е. рассмотрим аспекты, касающиеся вопроса формирования познавательного интереса у младшего школьника во внеклассной работе по математике (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика ФГОС НОО,   реализуемого в  настоящее время, и ФГОС НОО, который вступит в силу с сентября 2022 года

Рассматриваемый аспект

ФГОС НОО (2010)

ФГОС НОО (2022)

Целевой раздел программы: планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего  образования

Отсутствует конкретная задача по формированию познавательного интереса у обучающихся

Содержательный раздел программы

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении

начального общего образования;

- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

-  программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального

общего образования;

- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программа коррекционной работы

- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов ( в то числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

- рабочая программа воспитания.

Организационный раздел программы

- учебный план начального общего образования;

- план внеурочной деятельности, календарный учебный график;

- система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

- учебный план;

- план внеурочной деятельности;

- календарный план воспитательной работы, содержащий перечень мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения:

- характеристика условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи по формированию познавательного интереса в рамках предмета «Математика»

Отсутствуют

Отсутствуют

 

В Стандартах большое внимание уделяется организации урочной и внеурочной деятельности, однако ни в одном из них не было отсылок на организацию работы по формированию познавательного интереса у обучающихся, уделяется внимание только формированию конкретных познавательных универсальных учебных действий, связанных с предметной областью «Математика».

Таким образом, формирование познавательного интереса у младшего школьника во внеклассной работе по математике реализуется через разнообразные формы, методы и приемы. Формами внеклассной работы по математике, способствующими формированию познавательного интереса у учащихся начальной школы, являются математические кружки, факультативы, олимпиады, инсценированные задачи, викторины, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, выполнение творческих заданий и др. К приемам формирования познавательного интереса относятся ситуации занимательности, ситуации новизны и актуальности, приема удивления. Ценным методом формирования познавательного интереса у учащихся является игра.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев А.Б. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 546 с.
  2. Ананьев А.Б. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. – Л., 1959. – № 265. – Вып. 16. – С. 41–60 [Офиц. сайт].  (дата обращения: 16.10.2021)
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 203 с.
  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям (1968) [Офиц. сайт].  (дата обращения: 25.10.2021)
  5. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. –М.,   – 96 с.
  6. Горчинская А.А. Познавательная самостоятельность младшего школьника// Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А. Баранова. – Спб., 2005. – 116 c.
  7. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова (1959) [Офиц. сайт].  (дата обращения: 24.10.2021)
  8. Ильин В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников / В.С. Ильин, С. В. Петриченко, З. С. Яковлева (1969) [Офиц. сайт]. (дата обращения: 24.10.2021)
  9. Комиссарова А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. – 2014. – № 11. – С. 1-5.
  10. Косточакова М.Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте// Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – С. 1-5.
  11. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.