ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Святова Ирина Николаевна,

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №34»

Ульяновская область. г. Ульяновск

Конспект

тренингового занятия для родителей и учащихся 1–7 кл. (в рамках ФГОС)

                       Тренинговое занятие  «Звездные путешественники»

Цель:

         Формирование коммуникативных УУД обучающихся .

Задачи:                     

           

  1. Актуализация у ребенка внутренней активности, направленной на осознание собственных коммуникативных возможностей, внутренней целостности и значимости социальных  связей
  2. Разивать навыки социального взаимодействия в коллективе школьников
  3. Воспитывать качества, необходимые для успешности общения, такие, как эмпатия, принятие, толерантность – как безусловные семейные ценности.
  4. Обучить навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей чувств, помочь   осознать детям свой творческий потенциал, свои возможности и способности

.      5. Найти положительные резервы в личности каждого ребенка, настроить на осознание  ценности общественно- значимого характера деятельности.

  1. Помочь осознать свое место в социуме, личные привязанности в группе

 

 

Используемые методы и приемы:

 

                                                     Ход занятия:

  1. Вступительное слово:

Сегодня мы собрались с целью  наблюдения за тем, как  можно использовать средства психологического тренинга для обучения коммуникативным навыкам учащихся; развития у них навыков, необходимых для  успешного социального взаимодействия, воспитания качеств, необходимых для успешности общения, таких как эмпатичность, толерантность, принятие – качеств, которые , безусловно должны рассматриваться и воспитываться, прививаться в каждой семье как безусловные семейные ценности.

    

  1. Принятие правил работы в тренинговой группе

    Для успешной работы нам необходимо принять правила тренинговой группы. Традиционно они выглядят следующим образом:

  • Я- высказывания (говорим только от себя и о себе).
  • Отсутствие оценочных суждений- не даем оценку личности участников.
  • Право на ошибку- на тренинге нет правильных и неправильных ответов.
  • Правило «Стоп»- при помощи вытянутой руки вы можете отказаться от высказываний.
  • Ответственность и активность.
  • Добровольность участия.
  • Конфиденциальность.

Если вы согласны с данными правилами, мы можем продолжить работу.

 

  1. Ритуал входа

 (Ведущий включает музыку и зажигает  свечу).

 Прошу вас, дорогие друзья, протянуть к свече руки и закрыть глаза... Знаете ли вы, что стоит только закрыть глаза, как мы можем оказаться в мире, именуемом волшебным, сказочным, фантастическим?.. Мудрецы называют его миром внутренним. А внутри каждого из нас живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать... И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего существенно не изменится вокруг, однако появится внутренний настрой, желание понимать волшебство. А это значит, что мы оказываемся в самом настоящем волшебном мире... Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Не спеша откройте глаза и оглядитесь вокруг.

Что-то изменилось? Практически ничего? Я же вас предупреждала, что волшебство невидимо, нам еще предстоит научиться его ощущать и даже создавать.

Но, благодаря чудесному светильнику и нашему ритуалу, мы провели границу между миром реальным и волшебным. Это очень важно для того, чтобы наши миры не перемешались, а наши путешествия и занятия позволяли нам брать из волшебной страны нечто важное для нас. То, что будет нам помогать в нашей жизни. Итак, в путь!

 

  1. Релаксация. Полет на Ай - Ришу

 

 Представьте, что мы с вами на машине времени отправляемся в необыкновенное космическое путешествие на звезду Ай – Риша – самую яркую в созвездии Рыб.

 Итак, мы в кабине космического корабля, происходит отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один»,  - поехали! Преодолевая земное притяжение, чувствуем, как тяжесть наваливается на тело, очень тяжелыми становятся ноги, тяжелеют мышцы живота, мышцы грудной клетки, так что приходится следить за дыханием, делаем  глубокий вдох и медленный выдох. Подышим именно в этом темпе какое- то время. Тяжелеют мышцы лица, …И наконец, долгожданное облегчение: мы - в состоянии невесомости. Все системы корабля работают нормально, приятный ветерок обвевает лоб, звучит негромкая музыка, за иллюминатором – необычные картины вселенной: скопления звезд совсем  рядом, огромные цветные пятна космической пыли образуют фантастические образования. А какое богатство красок!

И наконец- перед нами Ай – Риша – голубая звезда необычайной красоты.

    В ее планетной системе есть Ювеналия_ - планета, где каждый взрослый становится вновь ребенком. Итак, корабль делает посадку, мы последовательно проходим процессы омоложения, словно листаем альбом с фотографиями, Вот мы на пять лет моложе, на 10, еще моложе, вот мы в студенчестве, и ,наконец, школьные годы. Мы – старшие школьники, теперь мы подростки, и, наконец мы- младшие школьники..

 

  1. Встреча с лесными феями. Разогревающее упражнение.

     

Куда же мы «приювеналились»? Звучит знакомая музыка Штрауса « Сказки Венского леса». Нас встречают лесные феи. Похоже, что мы попали в ожившую старую сказку...где нет места злым людям. Феи хотят убедиться в нашей доброте, умении понять, принять другого человека. сказать ближнему доброе слово. Они просят нас разбиться на пары , взяться за руки и посмотреть друг другу в глаза. Скажите очень тихо, шепотом: «Ты очень хороший» Повторите эту фразу погромче, еще громче  и, наконец, очень громко

 

  1. Розовые очки

Лесные феи предлагают нам удивительный подарок, очень помогающий в общении с людьми. Смотрящий через них на партнера по общению не замечает в человеке недостатков, видит только хорошее. Наденьте их, пожалуйста.

За что же мы ценим другого человека, какие качества нашего партнера нас привлекают, нравятся  нам? Работаем по цепочке.. « Давайте говорить друг другу комплименты». Здесь нужно четко отличать лесть от комплимента, который произносится без тайной цели извлечь для себя выгоду, делается он просто потому, что хочется доставить человеку удовольствие. Комплимент подчеркивает лучшие качества человека, произносится искренне, от всей души.

 

  1. Встреча с феей Фиолетовой горы

 

Лесные феи убедились, что в этом зале собрались искренние, замечательные люди и разрешили нам дальнейшее путешествие по планете. Пробираясь через чащи волшебного леса мы встречаем очень странное существо… Что – то непохоже, чтоб оно было очень добрым. Злое лицо, растрепан, неопрятен. Ой, оно лягается, плюется и, кажется, хочет укусить. Что же нам делать? Кто это?

Это злая фея Фиолетовой горы. Не любит она добрых людей, ненависть и злоба присутствуют в каждом ее взгляде, в каждом поступке. Подскажите, как же нам справиться с этим чудовищем?

 

Обычно, большинство ребят  считает, что в ситуации драки, агрессии, конфликта нужно дать сдачи, ответить такой же агрессией. В нас заложена родительская программа:  «Дай сдачи», -  говорят нам  наши родители, когда мы приходим домой с жалобами на то, что нас обижают.

 Вы поступили очень мудро, решив, что нам нужно подружиться со злой феей. Можно ей сказать доброе слово, можно ее урезонить, уговорить, можно погладить, сделать небольшой подарок, а если не поможет – можно просто отвернуться и постараться ее обойти. В конфликт, как правило, нужно вступать в самом крайнем, случае, когда все другие средства уже испробованы, и они оказались бесполезными.

 

  1. Поляна Гномов – Тихогромов

Умилостивили мы и злую – презлую фею, только рано радовались,» скоро сказка сказывается да не скоро дело делается». Перед нами – поляна Гномов – Тихогромов.

Они настроены очень решительно, крепко сжали кулаки и просят нас сделать то же самое .

Вы можете остаться в своей паре, а можете перестроиться и выбрать себе новую пару. Теперь пусть один из пары сожмет кулачок, а его партнер  попробует разжать его.

Теперь поменяйтесь ролями

У кого получилось это сделать, применяя силу?

Кто смог разжать кулачок партнера  как – то иначе, без силового воздействия?

Вот и в обыденной жизни мы . оказывается , можем справиться с сопротивлением партнера легче, если воздействуем на человека не с помощью силовых приемов, а мягко, с лаской и любовью. Тогда сжатые кулаки раскрываются сами собой. Зачем сопротивляться человеку, который тебя любит?

 

7 ..    Фея цветов.

Мы успешно справились с недружелюбным гномом, на пути у нас – встреча с Феей цветов. Она предлагает нам белоснежные листочки бумаги с тем, чтоб мы смастерили из них цветы, которые займут достойное место на ее поляне. Оценки за это упражнение не ставятся. Очень важно, чтоб вы, выполняя задание цветочной феи, не смотрели на других.

Теперь возьмите листок бумаги.

Сложите его вдвое.

Оторвите верхний правый угол.

Снова сложите бумагу вдвое.

Оторвите верхний правый угол.

Снова сложите бумагу вдвое.

Оторвите верхний правый угол.

Снова сложите бумагу вдвое.

Если можно,оторвите верхний правый угол.

Если бумагу рвать стало слишком трудно, совершенно необязательно это делать.

Разверните листы бумаги.

Оглядитесь и посмотрите, как по – разному выглядят наши цветы.

 

Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли сказать, что у кого – то бумага надорвана неправильно? Почему?
  • Почему цветы получились такими разными?
  • Если кто – то из участников надорвал бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
  • Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что- то- точно так же как и мы? Приведите примеры.
  • В каком смысле. По вашему мнению, люди из других классов, из других школ, других городов. Люди других национальностей видят мир по- иному? Чем их точка зрения отличается от вашей7
  • Каким бы был мир, если бы все люди были одинаковыми? Почему мир интереснее, если все люди разные?

Вывод:

Хотя и существуют похожие люди, но не бывает одинаковых людей . мы любим и ценим в окружающих нас людях их непохожесть, их индивидуальность.

 

 

  1. Волшебная палочка

Теперь можно занять свои прежние  места в круге.

Гномы оценили наши способности мирными способами разжимать сжатые кулаки , иначе говоря, конструктивно разрешать конфликты.  В награду они предлагают бесценный подарок: волшебную палочку. Только в руки она дается не каждому, только мудрым и очень умным людям. Чтоб ее получить, нам необходимо ответить на ряд вопросов, которые напечатаны на ваших карточках . Чтобы легче было работать, предлагаю объединиться в группы. Думаем сообща, а отвечать будет один представитель группы.

Вспомните наши приключения в волшебном лесу, это облегчит вам работу.

 

  • Что такое конструктивная коммуникация – то есть иначе  грамотное общение?
  • Что такое конфликт?
  • Когда я думаю о слове «конфликт», я представляю себе…?
  • Если у вас конфликт с человеком, какими способами можно разрешить возникший конфликт?
  • Как строить отношения с людьми, не допуская возникновения конфликтов?

Конфли́кт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

 

П. Томас и Киллинн  выделили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • Приспособление, уступчивость
  • Уклонение
  • Сотрудничество
  • Компромисс.
  • Противоборство

Первые 4 стиля ведут к сглаживанию конфликта, последний – к его      усилению.

Как не допустить конфликт в общении?

  • В начале коммуникации(процесса общения) важен позитивный настрой. Т.е. нужно мысленно убедить себя, что перед нами очень хороший человек.
  • Посмотреть на партнера по общению через «розовые очки», т.е. подчеркивать положительнее качества личности, не замечая отрицательных.
  • Сделать уместный комплимент
  • Если партнер раздражен, можно постараться его урезонить, уговорить, можно погладить, попробовать пойти на компрмисс, сделать небольшой подарок, сказать доброе слово, а если не поможет – можно просто отвернуться и постараться его обойти.
  • Если конфликт возник и партнер «сжал кулаки», лучше избегать применения силы.
  • Помнить, что все люди – разные, мириться с различием во взглядах, позициях и интересах.
  1. Волшебник Голубой звезды

Мы очень много и плодотворно поработали, в конце путешествия нас ждет награда – встреча с волшебником Голубой звезды. У него в руках коробчка, а вней что- то шуршит… Что бы это могло быть?

  Конфеты.Возьмите каждый себе по конфетке и одним словом определите, понравилось ли вам наше путешествие, узнали ли вы что – нибудь новое для себя? Хочется ли вам продолжить наши путешествия на Голубую звезду?

                 Методические рекомендации к проведению занятия.

  1. Актуальность проблемы

Стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного  подхода. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социально – психологической компетентности  как главном условии развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создании условий, обеспечивающих развитие способностей каждого школьника.

Организация этой сложной и многоаспектной проблемы психологом возможна и необходима в условиях образовательного учреждения, что предполагает развитие всех составляющих компонентов социально – психологической компетентности: базовых ценностей, личностных качеств, социально – психологических знаний, умений и навыков. Результат комплексных усилий проявится в повышении социально – психологической продуктивности, в развитии особого рода интегративных коммуникативных способностей.

2.Общие принципы построения Социально- психологического тренинга (СПТ). Сосредоточить воедино комплексную работу над всеми компонентами социальной компетентности позволяет Социально – психологический тренинг (СПТ)как особый и эффективный вид образовательной деятельности.

 Эта форма работы школьного психолога строится на принципе моделирования различных ситуаций для выработки наиболее эффективных решений. СПТобладает определенными качествами, к которым относятся: игровой замысел, четко очерченные правила, игровые действия, познавательное содержание (что отличает СПТот игр вообще), оборудование, итоговый результат. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в процессе игры и порядок игровых действий, которые дают возможность участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, используемые для наглядности: фломастеры, бумага, магнитофон, видеомагнитофон и другие предметы. Итоговый результат (решение проблемы) является завершением игры и сопровождается обязательной рефлексией.

 

Занятие проводится в рамках программы клуба семейного общения

«Семейный альбом»

 

Цель:

         Формирование доверительного , бесконфликтного стиля общения в семье как семейной ценности.

 

Задачи:                     

             

  1. Актуализация у ребенка внутренней активности, направленной на детей совместно с родителями осознание собственных коммуникативных возможностей, внутренней целостности и значимости социальных связей в семье как семейных ценностей.
  2. Развивать навыки социального взаимодействия в диаде школьников и их родителей
  3. Воспитывать качества, необходимые для успешности общения, такие, как эмпатия, принятие, толерантность – как безусловные семейные ценности.
  4. Обучить навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей чувств, помочь осознать детям свой творческий потенциал, свои возможности и способности

.      5. Найти положительные резервы в личности каждого ребенка, настроить на осознание  ценности общественно- значимого характера деятельности.

  1. Помочь осознать свое место в социуме, личные привязанности в группе

 

 

 

Контингент:

Ученики1 - 7классов

Комплектование групп:

СПТ  рассчитан на работу группы из 12 -  15человек.

Длительность работы – 1, 5 часа

 

Рекомендации по ходу занятия:

 

1.Вступительное слово.

Цель: сообщить цель занятия, создать общий настрой на работу в тренинговой группе, подвести участников к форме проведения игры в форме путешествия на волшебную Голубую звезду.

 

Необходимое время 1 минута

Материалы: не требуются.

Подготовка: отдельной подготовки не требуется.

 

  1. Ритуал входа Волшебная свеча:

Цель: подготовить участников к работе в нетрадиционной форме,

Методы и формы работы: эмоциональное воздействие,

 задействование всех трех репрезентативных  систем восприятия: аудиальной, визуальной, кинестетической.

Необходимое время 2 минуты

Материалы: свеча в подсвечнике

 

3.. Полет на Голубую звезду.

Цель : уменьшить напряжение, вызвать состояние покоя , облегчить переход в позицию младшего школьника.

Время проведения:3 мин.

Методы и приемы:релаксация.

Работа в группе.

  1. Полет на Голубую звезду.

Цель : уменьшить напряжение, вызвать состояние покоя , облегчить переход в позицию младшего школьника.

Время проведения:3 мин.

Методы и приемы:релаксация.

Работа в группе.

 

  1. Встреча с лесными феями

Цель : Цель:способствовать быстрому включению в работу участников тренинга.

Работа по цепочке.

Время проведения:2 мин.

Методы и приемы:»разогревающее упражнение».

 Работа по цепочке.

  1. Розовые очки.

Цель : Развивать навыки социального взаимодействия в группе  младших школьников и их родителей

Создать положительный настрой на партнера по общению.

Время проведения:2 мин.

Методы и приемы: визуализация

  1. Фея фиолетовой горы

Цель :обучить способам конструктивного выхода из конфликта, способам грамотного бесконфликтного общения в семейной диаде

 

Время проведения:4 мин.

Методы и приемы: свободное высказывание по теме.

Работа в группе.

  1. Поляна Гномов – Тихогромов.

(Сжатые кулачки)

Цель ::обучить навыкам преодоления сопротивления партнера по общению;

Формировать навыки конструктивного поведения в конфликте.

 

Время проведения:5 мин.

Методы и приемы:работа в парах.

 

  1. Волшебная палочка.

Цель : обобщить полученные знания о о методах конструктивной коммуникации:

  • дать определения: конструктивного общения,конфликта;
  • выявить способы конструктивного разре-шения конфликтов;
  • определить пути выхода из конфликта;
  • выявить принципы бесконфликтного общения.

 

 

Методы и приемы: « Мозговой штурм».

 Работа в группе.

Время проведения:10 мин

  1. Фея белых цветов

Цель : Воспитывать качества, необходимые для успешности общения, такие, как  эмпатия, принятие, толерантность.

       Найти положительные резервы в личности каждого ребенка

 

Время проведения:3 мин

Методы и приемы:индивидуальная работа с бумагой.

 

  1. Мерилин, волшебник Голубой звезды

.

Цель : обсуждение стратегий взаимодействия с детьми.

 

Время проведения: 1 мин

Методы и приемы: рефлексия. (самопознание внутренних процессов и состояний)

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.