Васильева Елена Сергеевна
Педагог – психолог 1 КК
МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» г. Орска»
Оренбургская область
Г. Орск
«Роль педагога-психолога ДОО в организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивной практики»
Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.
При этом психолог решает следующие задачи:
- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений ДОУ.
В программу обследования включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа.
Работа проводится поэтапно:
Первичная диагностики (в период поступления ребенка в ДОУ)
Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями и воспитателями.
Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.
Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).
Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.
«Карту наблюдений» предлагается заполнить воспитателям для оценки психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации и через месяц посещения ими детского сада.
На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.
При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
Особо пристального внимания педагога – психолога заслуживают дети с, так называемыми, «особенностями поведения». Если педагог – психолог, опираясь на результаты собственных наблюдений и наблюдений воспитателя (и других специалистов ДОУ), предполагает, что у ребенка присутствует, либо: задержка психического развития, задержка речевого развития, неравномерность психического развития, какие – либо пограничные состояния и т.д., он должен действовать по следующему алгоритму:
1) Убедиться, что особенности поведения ребенка не являются «побочным эффектом» его тяжелой адаптации к новым условиям;
2) Организовать встречу с родителями (законными представителями) ребенка. Мягко и в корректной форме сообщить родителям, что именно беспокоит его, как специалиста, в поведении ребенка. Выступить с предложением проведения психологической диагностики ребенка (строго по достижению им возраста 3-х лет);
3) Провести психологическую диагностику ребенка на предмет соответствия его развития возрастным нормам, в том числе с целью анализа динамики развития ВПФ за весь период нахождения ребенка в ДОУ. Диагностика проводится при наличии письменного согласия родителей (законных представителей);
4) По итогам диагностики, при обнаружении различных дефектов развития, либо ярко-выраженной отрицательной динамики развития – регресса, педагог-психолог собирает внеплановый психолого-педагогический консилиум (ППк) с целью определения дальнейшей стратегии сопровождения: направление ребенка на обследование на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), на обследование к психоневрологу (при необходимости), либо, индивидуализации планов коррекционно-развивающей работы с данным ребенком;
5) Обследование ребенка на ППк, также, возможно с письменного согласия родителей (законных представителей), см. Положение о ППк.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
с ООП в дошкольной организации
В целях обеспечения всесторонней и компетентной помощи детям с ООП в дошкольной организации создается психолого-педагогические консилиум (далее ППк) на основании приказа руководителя.
Психолого – педагогический консилиум - это форма межпрофессионального сотрудничества всех педагогов, специалистов коллегиально вырабатывающих стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и обучения.
Цель ППк: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачи ППк:
1)Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2.Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
3.Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4.Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Плановый ППк рекомендуется проводить в соответствии с графиком работы ППк, но не реже одного раза в полугодие. Внеплановый ППк проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).
Материалы консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка на ТПМПК.
ППк проводиться по нескольким причинам:
-ребенок поступил в детский сад со справкой ТПМПК с рекомендованной формой обучения;
- по обращению воспитателя или родителя с целью психологического и логопедического обследования, которое может проводиться с письменного согласия родителей (законных представителей ребенка).
Документация по ППк:
1) Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.
2)Положение о ППк.
3) График проведения плановых заседаний ППк на учебный год.
4) Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме.
5)Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме.
6) Протоколы заседаний ППк.
7)Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение. (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ТПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение, вносятся данные об обучении ребенка в группе, данные по коррекционно-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
8) Журнал направлений обучающихся на ТПМПК по форме.
Основными направлениями психологического сопровождения детей с ООП являются:
-диагностическая работа;
-коррекционно-развивающая работа;
-профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями.
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психолого-коррекционной работы.
В соответствии с решением ТПМПК психологом определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ООП, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
-формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
-развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление:
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ООП.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с педагогами и родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.
Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с детьми с ООП, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.
Материал подготовил:
педагог-психолог 1 КК МДОАУ № 99
Васильева Е.С.